Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария "Сулам" на книгу "Зогар"

Все сыны Исраэля ответственны друг за друга.
(Санѓэдрин 27; Шву'от 39)

Суть этого взаимного поручительства в том, что все сыны Исраэля возложили на себя ответственность друг за друга. Ибо Тора была вручена им не раньше, чем перед каждым из них был поставлен вопрос, согласен ли он принять на себя исполнение заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — и исполнять ее в полной мере (как разъяснено в разд. 2 и 3 — не отступая ни от единого слова заповеди). То есть каждому из сыновей Исраэля предстояло взять на себя обязательство заботиться о каж­дом из его единоплеменников и трудиться на его благо, с тем чтобы обеспечить все его потребности не в меньшей мере, чем свои собственные, — иными словами, проявляя рвение, не меньшее, чем то рвение, что свойственно чело­веку, когда речь идет о его личных потребностях.

И после того, как весь народ единодушно согласился и все в один голос провозгласили: «На'асэ вэ-нишма'!» 1, — каждый из сынов Исраэля стал ответственен за всесторон­нее удовлетворение нужд всех своих единоплеменников.

И только тогда, и никак не иначе, удостоились обрете­ния Торы. Ибо полная всеобщая взаимная ответствен­ность освободила каждого из народа от всякой заботы о собственных нуждах и сделала для него возможным исполнение заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — в полной мере. Теперь всё, что у него есть, он мог отдать всякому нуждающемуся, не тревожась за свое существование, будучи твердо уверен, что его опекают шестьсот тысяч ближних — преданных и любя­щих (см. разд. 17).

В этом кроется причина того, что наши предки со вре­мен Авраама, Ицхака и Яакова вообще не были готовы к обретению Торы, пока не свершился исход из Египта, когда они стали народом в полном смысле этого слова. Именно тогда стала возможной высшая форма взаимо­помощи, дающая каждому из народа уверенность в том, что все его нужды будут обеспечены, и освобождающая его от всех связанных с этим забот и тревог.

В бытность же в Египте удовлетворение определенной части потребностей наших предков всецело зависело от диких, исполненных себялюбия иноверцев. Удовлетворе­ние этих потребностей сыны Исраэля не могли гарантиро­вать друг другу. Но, как уже разъяснено, человек, хоть в какой-то степени отягощенный заботой о себе самом, не способен даже приступить к исполнению заповеди любви к ближнему. И мы приходим к выводу о неизбеж­ности задержки дарования Торы до тех пор, пока Исраэль не стал народом, независимым от других народов, — наро­дом, самостоятельно обеспечивающим свои нужды и спо­собным поэтому к взаимному поручительству. И тогда была вручена им Тора.

Отсюда следует, что если после дарования Торы хоть небольшая часть сынов Исраэля, повернув вспять и погру­зившись в скверну себялюбия, совершает предательство и перестает считаться со своими ближними, — это приводит к тому, что та мера забот, которая была возложена на этих немногих, ложится дополнительным бременем на каж­дого в народе Исраэля, вынуждая его тревожиться о сво­их личных нуждах. Само собой, последнее обстоятельство препятствует исполнению заповеди любви к ближнему всем народом Исраэля. Таким образом тот, кто, сбросив с себя бремя взаимной ответственности, погружается в скверну себялюбия, становится причиной того, что испол­няющие Тору не могут воплотить в жизнь заповедь любви к ближнему во всей полноте.

И вот становится очевидным, что все сыны Исраэля связаны круговой порукой взаимной ответственности — как в положительном, так и в отрицательном смысле. Ибо, с одной стороны, когда все ответственны друг за друга и пекутся о нуждах своих ближних, возникает воз­можность исполнения Торы и заповедей в их полноте, дабы доставить радость Создателю, ית׳ (см. разд. 13). С другой стороны, когда часть народа, снедаемая себя­любием, уклоняется от исполнения своих обязательств в рамках всеобщего взаимного поручительства, то тем самым она с неизбежностью вовлекает весь народ в свою собственную скверну и низость.

18. Поэтому танна 2, разъясняя суть взаимной ответствен­ности, описывает следующую ситуацию. Двое плывут в лодке, и один из них начинает сверлить под собой дыру. Попутчик спрашивает его: «Чего ради ты дырявишь лод­ку?». Тот отвечает: «Почему это тебя беспокоит? Ведь я сверлю под собой, а не под тобой». И попутчик восклица­ет: «Глупец! Ведь мы вместе погибнем — в одной лодке!» 3.

Когда те, кто снедаем себялюбием, отвергают бремя Торы, они тем самым возводят железную ограду, препят­ствующую приверженцам Торы даже приступить к под­линному соблюдению Торы и заповедей — в соответствии со сказанным «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», к такому соблюдению, которое является лестни­цей, ведущей к двекут — высшему состоянию личности, когда человек прилепляется к Благословенному.

Как верна эта притча и как справедливы слова вос­кликнувшего: «Глупец! Ведь мы вместе погибнем — в од­ной лодке!».

19. А раби Эль'азар, сын раби Шим'она бэн Йохая, рас­сматривая проблему взаимной ответственности, идет еще дальше. Он не удовлетворяется всеобщим взаимным по­ручительством сынов Исраэля, но вовлекает в него весь мир.

По сути бесспорно, и все признают это, что вначале вполне достаточно одного народа для воплощения Торы, но — только вначале, для первоначального исправления мира. Ибо невозможно было изначально вовлечь в это все народы сразу. По словам наших мудрецов, Святой, да будет Он благословен, предлагал Тору всем народам и языкам, но они отказались принять ее, ибо «выше носов своих» погрязли в скверне себялюбия. Одни отличились в разврате, другие — в грабеже и убийстве, и т. д., и до такой степени, что в те времена невозможно было и по­мыслить, что они согласятся отказаться от себялюбия.

И поэтому не нашел Святой, ית׳, ни одного народа, способного принять Тору, кроме сынов Авраама, Ицхака и Яакова, заслуги которых способствовали этому, ибо, как утверждают учителя наши, ז״ל, праотцы исполняли всю Тору еще до того, как она была дарована. Благодаря несравненной возвышенности души они были наделены даром постижения и способностью вступить на все стези Господни через духовный аспект Торы. Этот дар и эта способность наших праотцев порождались безмерной при­вязанностью к Благословенному — состоянием двекут, которого они достигли без восхождения по лестнице Торы в ее практическом аспекте, — ведь для этого у них не было никакой возможности (см. разд. 16).

Телесная чистота, достигнутая ими, возвышенность души наших святых праотцев — оказали сильнейшее воз­действие на их сыновей и на более отдаленных потомков. Их заслуги служили опорой тому поколению нашего на­рода, каждый из сынов которого принял на себя высочай­шее служение, сказав во весь голос: «На'асэ вэ-нишма'!». Благодаря их заслугам, мы были избраны из всех наро­дов и стали особым народом.

Мы видим, что только сыны нашего народа вступили в требуемые отношения взаимной ответственности, чего никак нельзя сказать ни об одном из других народов мира. Такова действительность. Как может раби Эль'азар не соглашаться с этим?!

20. Но исправление мира не может придти к своему за­вершению без того, чтобы все приходящие в мир приоб­щились к тайне служения Благословенному. Сказано:

«И станет Господь в тот день Царем всей земли. В тот день будет Господь один и Имя Его — одно». Писание указыва­ет недвусмысленно: «В тот день» 4, но не ранее.

В других местах Писания читаем: «Преисполнится земля познанием Господа…», «И устремятся к нему (к Си­ону) все народы…».

Роль Исраэля по отношению ко всему миру подобна роли наших святых праотцев по отношению к народу Ис­раэля. Заслуги наших праотцев способствовали нашему совершенствованию и очищению, дабы мы стали достой­ны обрести Тору. Если бы не праотцы наши, своей жизнью воплотившие всю Тору еще до того, как она была дарова­на, — у нас не было бы никаких преимуществ перед ос­тальными народами (см. разд. 19).

Несомненно, на народ Исраэля возложено посвятить себя бескорыстному исполнению Торы и заповедей, воз­высить себя и сынов всего этого мира до такого уровня, чтобы и они оказались способны принять на себя это вы­сокое служение — возлюбить других, служение, которое является лестницей, ведущей вверх, к цели творения — к двекут — нерасторжимой близости с Ним, ית׳.

Это всеобщее совершенствование достигается тем, что исполнение любой из заповедей, осуществляемое лю­бым из сынов Исраэля не ради корысти и не из себялю­бия, а для того, чтобы доставить радость своему Создате­лю, ית׳, в какой-то мере способствует совершенствова­нию всех обитателей этого мира.

Происходит это не сразу. Воздействия эти медленно, шаг за шагом, нарастают, пока не умножатся настолько, что смогут склонить весь мир к очищению до желаемой степени. Достижение ее напоминает процесс взвешивания, тот миг, когда чаша весов начинает перетягивать, — пото­му что достигнута желаемая мера.

21. Когда раби Эль'азар бэраби Шим'он говорит: «Мир судится по преобладанию…» 5, — он имеет в виду миссию нашего народа сделать мир способным к очищению, с тем чтобы, очистившись в необходимой мере, другие народы удостоились принять на себя служение Господу подобно Исраэлю, когда он обрел Тору.

Об Исраэле же сказано нашими мудрецами, ז״ל, что ко времени обретения Торы он успел удостоиться боль­шинства заслуг, так что они перевесили чашу обвинения. И ясно, что раз чаша заслуг — высочайшее постижение сущности любви к другим — перевешивает чашу обвине­ния — скверну себялюбия, то это влечет за собой реши­мость и единодушие, которые необходимы, чтобы сказать то, что сказали сыны Исраэля: «На'асэ вэ-нишма'!». Но прежде, чем удостаиваются преобладания заслуг, главен­ствует себялюбие, и оно отвергает бремя служения Все­вышнему, ית׳.

Раби Эль'азару бэраби Шим'ону принадлежат слова: «Блажен исполнивший (хоть) одну заповедь: тем са­мым — на благо себе и всему миру — он склонил (сделал более весомой) чашу заслуг» 6. Иными словами, личный вклад каждого из сынов Исраэля в конечном счете ска­жется на окончательном итоге. Как взвешивающий зерно подсыпает его на чашу весов, пока та не перевесит под действием всего лишь одного зерна, так каждый из нас вносит необходимую лепту, чтобы чаша заслуг перевесила чашу обвинения.

Мы видим, что раби Эль'азар бэраби Шим'он не оспа­ривает изречение других наших мудрецов, ז״ל, о том, что все сыны Исраэля ответственны друг за друга. Но если они говорят о настоящем, когда один только народ Исра­эля принял на себя исполнение Торы, то раби Эль'азар говорит о грядущем исправлении всего мира.

22. Вернемся к словам раби Эль'азара о том, что один грешник сводит на нет добрые дела многих.

Мы видели (разд. 20), что какие бы из двух разно­видностей заповедей Торы (обращенные к Вездесущему или обращенные к человеку) ни исполнял человек, если он делает это бескорыстно, отрешившись от себялюбия, без надежды на воздаяние, — его осеняет вдохновение, природа которого та же в обоих случаях. Здесь, на верши­не самоотверженного служения, любовь к Всевышне­му, ית׳, и любовь к ближнему воистину сливаются во­едино. И такой человек содействует восхождению всего мира по лестнице любви к ближнему, ибо уровень, кото­рого он достиг, в конечном счете скажется в грядущем при вынесении этому миру оправдательного приговора — его вклад, малый или великий, зачтется (см. разд. 21).

Вникни в сравнение со взвешивающим зерно. Если совершено преступление, например кража (а это значит, что кто-то не сумел совладать с приступом отвратительно­го себялюбия и потому украл), это приводит к тому, что чаша обвинения — для него самого и для всего мира — склоняется вниз. Ведь когда совершается преступление, то есть прорывается наружу скверна себялюбия, становит­ся весомей низменное начало — «естество» творения. Пре­ступник убавляет на какую-то долю весомость заслуг на чаше оправдания, подобно тому, как если бы некто сма­хивал с чаши весов зерно, которое подсыпают в нее его ближние.

Таков смысл изречения: «Один грешник сводит на нет добрые дела многих». Тот, кто не может совладать с низменными вожделениями, препятствует духовному совершенствованию всего мира.

23. В свете сказанного становится совершенно ясным, почему Народу Исраэля было оказано предпочтение и Тора была вручена именно ему (см. разд. 5).

Конечно же, не может быть двух мнений: цель творе­ния распространяется на весь без исключения род челове­ческий — на людей черных, белых, желтых, без всякого различия.

Однако, поскольку естество человеческое опустилось до последнего предела, погрузившись в бездну себялю­бия, безгранично властвовавшего над всем человечест­вом, — увещевания были бесполезны: народы были неспо­собны решиться принять Тору, и даже просто дать обеща­ние вырваться за пределы своего существования на без­брежный простор любви к другим созданиям.

Единственное исключение составлял народ Исраэля, предыстория которого насчитывала четыреста лет вели­ких мучений в жестоком египетском рабстве. Изречение наших мудрецов, ז״ל, гласит: «Как соль очищает (букв.: «услащает») мясо, так страдания искупают грехи челове­ческие», т. е. способствуют очищению человека.

С другой стороны, сынам Исраэля послужила во бла­го необычайная чистота их святых праотцев (см. разд. 16), что, как свидетельствует ряд мест Писания, имело решаю­щее значение.

Именно в силу этих двух предпосылок они оказались способны на великое свершение. Повествуя об этом вре­мени, Тора говорит о них в единственном числе: «И рас­положился там станом Исраэль, перед горой», а наши мудрецы, ית׳, комментируют: «Как один человек с еди­ным сердцем». Ибо в тот час каждый из них до конца от­казался от себялюбия, все его устремления были направ­лены на то, чтобы помочь ближним, — в полном соответ­ствии с самой сутью заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (см. разд. 16).

И только тогда они оказались достойны обрести Тору.

24. Как с необходимостью вытекает из сказанного, Тора была вручена одному лишь народу Исраэля — потомкам Авраама, Ицхака и Яакова, потому что не оставалось мес­та для предположения, что еще хоть кто-то готов присое­диниться к ним.

Однако, именно поэтому народу Исразля было пред­начертано стать как бы переправой (для других народов), быть посредником, благодаря которому искры очищения устремляются ко всему роду человеческому, изливаясь на весь мир потоком, который нарастает с каждым днем. Накопляясь, подобно сокровищу, очищение делает свое дело, а когда достигнет требуемой меры, прозреют наро­ды и постигнут, каковы блаженство и покой, что таятся в ростке любви к ближнему.

Тогда откроется им необходимость склонить вниз чашу оправдания мира, и сами вступят под ярмо Всевыш­него, да будет Он благословен. А чаша обвинения будет уничтожена, и не станет ее на земле.

25. Нам осталось завершить разъяснение вопроса, почему Тора не была дарована нашим праотцам.

Как мы видели, суть состоит в том, что заповедь люб­ви к ближнему, являющаяся средоточием Торы, к кото­рой тяготеют все остальные заповеди, не подлежит обо­собленному исполнению. Она может быть воплощена в жизнь только целым народом, давшим на это свое предва­рительное согласие. Поэтому Тора была дарована лишь потомкам праотцев, когда они, после исхода из Египта, образовали целый народ, достойный Торы и готовый еди­нодушно ее принять.

Однако необходимо еще одно разъяснение: где мы нашли в Торе, что сыновьям Исраэля был задан решаю­щий вопрос — согласны ли они исполнить заповедь любви к ближнему, и что они дали на это свое согласие прежде, чем получили Тору?

26. Знай же — это ясно до очевидности каждому сведу­щему. В своем обращении к народу Исраэля, передан­ном через Моше, учителя нашего, Святой, благословенно Его Имя, говорит: «А ныне, если будете внимать и пови­новаться голосу Моему и соблюдать завет Мой, то будете Моей драгоценностью из всех народов, ибо Моя вся зем­ля. И вы будете у Меня царством священников и народом святым. — Вот слова, которые ты скажешь сынам Исраэ­ля». И пришел (Моше), и призвал старейшин народа, и из­ложил им все эти слова, что повелел ему Господь. И отве­тил весь народ вместе и сказали: «Все, что говорил Господь, свершим». И передал Моше слова народа Господу» 7.

И вот, на первый взгляд, эти слова не соответствуют своему назначению. Разум обязывает к тому, что если некто предлагает своему ближнему выполнить определен­ную работу, испрашивая его согласие, он должен разъяс­нить ему на примере, в чем состоит работа и какова плата за нее, чтобы тот мог взвесить, что предпочтительней — отказаться или согласиться.

Здесь же, в этих двух фрагментах Писания мы, на первый взгляд, не находим никакого примера предлагае­мого служения и ни слова о вознаграждении за него. Ска­зано: «…если будете внимать и повиноваться голосу Мое­му и соблюдать завет Мой…» — без объяснения, которого мы ждали, что означает «голос» и что означает «завет».

И далее: «…будете Моей драгоценностью из всех народов, ибо Моя вся земля».

И нам остается неясным, повеление ли это приложить усилия к тому, чтобы стать драгоценностью — избранным среди народов, или — обещание блага. Следует также по­нять, какая здесь связь с завершением стиха: «…ибо Моя вся земля», которое вынуждает трех переводчиков Торы — и Онкэлоса, и Йонатана бэн 'Узиэля, и ѓа-Йерушал­ми, и всех комментаторов, включая Раши и Рамбана, выйти за рамки пшата — прямого смысла стиха. А Ибн-'Эзра, от имени раби Мариноса, утверждает, что союз «ки» («ибо») употреблен здесь в значении «хотя», и истолко­вывает этот стих следующим образом: «…и будете Моей драгоценностью из всех народов, хоть и Моя вся земля». Однако такое толкование не соответствует мнению тех наших мудрецов, ז״ל, которые говорят: «ки» имеет четы­ре значения: «или», «возможно», «однако», «что ведь», — а Ибн-'Эзра добавляет пятое значение («хотя», «несмотря на то») и использует его дважды: «хотя и Моя вся земля, вы будете у Меня царством священников и народом свя­тым». Но и в данном случае остается неясным, что перед нами — призыв или обетование.

Неясен также смысл этих слов — «царство священни­ков», нигде во всем Танахе они больше не встречаются. Во всяком случае следует понять, существует ли различие между понятиями «царство священников» и «святой на­род». Сан священнослужителя, как принято считать, под­разумевает святость его носителя. Само собой разумеет­ся, что царство одних только священников — это святой народ, и поэтому, казалось бы, слова «святой народ» — излишни.

27. Однако на основе всего сказанного ранее рассматри­ваемые отрывки Писания получают требуемое разъясне­ние, если учесть их роль в переговорах, когда нечто пред­лагается, и на это требуется согласие. Предлагается слу­жение, а также описана его форма и содержание; указано и вознаграждение за это служение, основой которого яв­ляется Тора и заповеди.

Форма служения находит свое выражение в словах: «И вы будете у Меня царством священников», — то есть все вы от мала до велика уподобитесь священникам, и, как у священников, не будет у вас ни доли, ни удела, — никакого материального достояния на земле: «Ибо Господь — Он ваш удел».

И таков общий принцип устроения для всего народа: земля и все наполняющее ее посвящены Господу, да будет Он благословен. И никто не должен заниматься земледе­лием больше, чем требуется, чтоб исполнить веление Госпо­да, ית׳, — обеспечить потребности ближнего своего, так чтобы освободить его от всех забот о собственных нуж­дах. Это касается и всех повседневных будничных трудов, таких, как сев и жатва. Отношение к ним должно быть такое же, как к трудам священнослужителей, принося­щих жертвы во Храме. Есть ли разница между тем, кто, исполняя заповедь, приносит огнепалимую жертву Господу, и тем, кто исполняет (другую) заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?

Оказывается, что жнец, работающий в поле, чтобы про­кормить ближнего своего, подобен совершающему жерт­воприношение Господу. Более того, выясняется, что ис­полнение заповеди любви к ближнему важнее жертвопри­ношений (разд. 14 и 15).

Но это еще не все. Тора и заповеди даны только лишь для того, чтобы посредством их очистить народ Исраэля — имеется в виду очищение плоти. А когда оно будет дости­гнуто, благодаря этому удостоимся истинного вознаграж­дения — беспредельной близости к Богу, ית׳, которая и есть цель творения (разд. 6). И именно об этом вознагра­ждении сказано: «Будете у Меня народом святым» — бла­годаря этой близости — двекут — станем святым народом, как написано в Торе: «Будете святы, потому что свят Я, Господь Бог».

И ты видишь, что в словах «царство священников» находит полное выражение форма предложенного служе­ния, суть которого состоит в исполнении заповеди любви к ближнему. Это царство, в котором все — священники, удел которых — Господь и у которых нет никакого лично­го материального достояния. И нам поневоле приходится признать, что это и есть единственное определение, позво­ляющее как-то понять, что такое «царство священников».

Ибо его назначение не сводится к совершению жерт­воприношений на жертвеннике. Ведь в этом ритуале весь народ не участвует. Да и кто жертвовал бы тогда живот­ных для принесения их в жертву во Храме? И кто прино­сил бы дары священнослужителям? И как можно было бы объяснить (особую) святость священнослужителей свято­го народа?

Итак, мы неизбежно приходим к выводу, что смысл святости народа в том, что «Господь — Он удел их», и в том, что отрекаются от всякого материального достояния для себя самих. Такова полнота заповеди любви к ближ­нему — заповеди, обобщающей всю Тору.

И в то же время святость народа — его высшая награ­да, которая есть двекут.

28. Теперь обретают для нас отчетливый смысл и слова: «А ныне, если будете внимать и повиноваться голосу Моему и соблюдать завет Мой…». Они означают:

Заключим завет, о котором Я говорю вам здесь. Согласно этому завету вы станете Моими избранниками среди всех народов, и при вашем посредстве очиститель­ные искры, просветляющие плоть, донесутся до всех на­родов и племен мира. Пока все народы мира совершенно не готовы к этому. Мне нужен один народ, чтобы ныне положить начало. Вы станете избранниками

Далее следует завершение: «…ибо Моя вся земля», — иными словами:

Все народы земли, как и вы, принадлежат Мне и в конце концов прилепятся ко Мне (разд. 20). А ныне, пока они не пригодны к своему предназначению. Мне ну­жен избранный народ. И если вы согласны быть Моими избранниками, Я повелеваю вам стать у Меня «царством священников», то есть любить ближнего. Это должна быть любовь в ее высшей форме — «возлюби ближнего твоего, как самого себя». В этом средоточие всей Торы и заповедей.

Я повелеваю вам стать «святым народом». В этом ваше вознаграждение — высочайшая награда, означающая беспредельную близость ко Мне — двекут.

Двекут содержит в себе всякое вознаграждение, о ко­тором возможно поведать, то, о чем говорят нам наши мудрецы, ז״ל, в разъяснении к завершающему стиху: «Вот слова, которые скажешь сынам Исраэля…». Они уточняют: «Вот слова» означает именно эти слова, не убавь и не прибавь.

Трудно представить себе, что Моше, учитель наш, мог прибавить или убавить от слов Господа, и что Святому, благословенно Имя Его, пришлось его предостерегать от этого. Ведь во всей Торе не найти этому примера, совсем наоборот, сказано о нем в Писании: «В доме Моем он — самый верный».

29. Из сказанного вытекает, что при описании предстоя­щего сынам Исраэля высочайшего служения, описании, выраженном словами «царство священников» (а эти сло­ва до конца раскрывают смысл заповеди «Возлюби ближ­него твоего, как самого себя»), Моше и в самом деле могло придти на ум повременить — не открывать сразу, каково это служение во всем его величии и возвышенно­сти. Он мог устрашиться того, что сыны Исраэля не най­дут в себе решимости отказаться от всего своего матери­ального достояния и передать его Господу, как повелева­ют слова «Будете у Меня царством священников». (Вспом­ним сказанное Рамбамом, что женщин и детей не следует посвящать в суть бескорыстного служения Господу, слу­жения не ради награды, но следует повременить, пока с возрастом не наберутся ума и не обретут необходимую для такого служения непреклонность.)

Поэтому Господь и предостерег его, чтобы не убавил и не прибавил, но передал народу своему подлинную суть предстоящего высочайшего дерзания, выраженную слова­ми «царство священников», а какова награда — словами «святой народ».

Ведь мог помыслить Моше, что следует яснее растол­ковать им, каково то высшее наслаждение, то блаженст­во, таящееся в нерасторжимой близости к Благословенно­му, которое предстоит им испытать, когда прилепятся к Нему. Тем самым Моше способствовал бы их согласию на могучее дерзание — подобно священству отречься от всякого материального достояния в этом мире. Однако он получил предостережение «не прибавлять», но только произнести эти слова — «святой народ», не раскрывая, какова скрытая в них награда. Ведь если бы Моше от­крыл, как безмерно это в сущности несравненное возна­граждение, это привело бы к порче и соблазнению сынов Исраэля, и тогда они приняли бы на себя служение Благо­словенному из себялюбия и корысти. А такое выхоло­щенное, утратившее смысл «служение» есть служение самим себе (см. разд. 13).

Мы видим, что поскольку Моше предстояло описать народу Исраэля, в чем заключается предлагаемое служе­ние Всевышнему, ית׳, — он получил предостережение ничего не убавлять от повеления стать «царством священ­ников». А поскольку Моше предстояло также передать народу, какова плата за это служение, то он получил повеление ничего не прибавлять к обещанию, что Исраэль станет «святым народом» — не открывать то, что сокрыто в этих словах.

 Перевод Натана Файнгольда

1 «Свершим и постигнем», или «Исполним и будем послуш­ны». — Прим. пер.

2 Танна (множ. ч. — таннаим) — один из мудрецов Мишны, ז״ל.

3 Мидраш Ваикра Раба, 84.

4 Зхарья 14:9. — Прим. пер.

5 Раби Акива учит, что приговор, который выносится миру, зависит от того, какие поступки преобладают — хорошие или дурные (Пиркэ авот, 3, мишна 19). — Прим. пер.

6 Трактат Кидушин 40б.

7 Тора, Шемот, парашат Йитро, гл. 19.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени