Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5769 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

На иврите название шестнадцатой главы звучит как «михтам». Раши предлагает два объяснения этого слова. По его мнению, «михтам» — название некоего музыкального инструмента или какого-то вида музыки. Другое понимание этого слова — «корона», «венец». Корона, которую, не снимая, носил Давид — это неизменная обращенность к Б-гу всех его просьб, желаний и мыслей.

Ибн-Эзра и Мецудат Давид говорят, что слово «кетем» (оно же — корень слова «михтам») означает на иврите кусок высокопробного золота и что слова этого псалма Давид считает лучшим своим украшением, как золото (или как корона — по Раши).

Действительно, шестнадцатая глава «Теилим» — одна из самых радостных и светлых, «сияющих» глав книги. Давид высказывает в ней все самое для него сокровенное. Он говорит и о себе, и обо всем еврейском народе, от своего имени и от имени всего народа. Он счастлив долей, которую избрал, — служить Всевышнему, счастлив тем, что знать не знает идолопоклонства и служит лишь Единому Творцу. Давид радуется тому, что благосклонность Всевышнего обеспечена нам заслугами наших предков и, даже если наши собственные заслуги недостаточны, Он никогда нас не оставит, а мы во всем полагаемся на Него.

1 Золотая песня Давида. Храни меня, Б-г, ибо надеюсь на Тебя.

2 Сказала [душа моя] Г-споду: «Ты — Господин, Ты благодетельствуешь мне, [хотя] нет на Тебе [обязательств]».

3 Ради святых, что [покоятся] в земле, и сильных [духом], — ради них [удовлетворяются] все мои нужды.

4 Умножатся скорби тех, кто спешит к иным [божествам], но я не принесу им возлияний крови, не произнесу их имен своими устами.

 

5 Г-сподь — моя доля и моя чаша, Ты побудил меня [выбрать] мой удел.

6 Удел выпал мне прекрасный, участь моя отрадна мне.

 

7 Благословлю Г-спода, наставлявшего меня, даже по ночам нутро мое напоминает мне [о Б-гобоязненности].

8 Всегда представляю себе, что Г-сподь предо мной. Он рядом, и я не поколеблюсь.

9 Поэтому радуется мое сердце, и веселится моя душа, и тело мое безмятежно.

10 Потому что Ты не оставишь мою душу в преисподней, не дашь послушному Тебе умереть [преждевременно].

11 Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом. По правую руку от Тебя радость вечна.

Слова второго стиха «Ты благодетельствуешь мне, [хотя] нет на Тебе [обязательств]» разъясняются третьим стихом: «Ради святых, что [покоятся] в земле, и сильных [духом], — ради них [удовлетворяются] все мои нужды».Другими словами, Давид говорит Всевышнему: в том, что Ты, Г-сподь, даришь мне благо, нет моей заслуги. Ты ничем мне не обязан. Я сознаю, что все это делается ради высоких заслуг моих предков, и я радуюсь своей связи с предками и устремлен к ним душой (слова третьего стиха, которые переведены здесь как «ради них [удовлетворяются] все мои нужды»можно понимать (опустите слово в квадратных скобках) и как «к ним — все мои устремления») .

Так же, как третий стих объясняет нам, что имеет в виду второй, четвертый стих ( «…кто спешит к иным [божествам], но… не произнесу их имен своими устами») расширяет для нас содержание третьегостиха. Говоря в третьем стихе о « сильных [духом]»и о том, что он «устремлен к ним», Давид имеет в виду — как к образцу праведной жизни. Давид хотел бы быть таким, как они, а не как представители других народов, которые полагаются не на Б-га, а на своих идолов. Идолопоклонники меняют своих богов, бросают их и спешат к другим (« кто спешит к иным [божествам]»: спешат к иным божествам, а не к Б‑гу; спешат от одних идолов к другим). Но Давид не станет участвовать в их приношениях кровью и никогда даже не упомянет имена их идолов ( «не произнесу их имен своими устами»). Еврейский закон предписывает: «Имени других богов не упоминайте» (Шмот, 23:13). Тора велит нам избегать разговоров о разных богах, которым поклонялись или поклоняются другие народы. Мы твердо знаем, что все, что у нас есть, исходит от Б-га. (Надо заметить, что имена божеств, упоминаемые в Танахе, называть разрешается.)

Еврейскому народу был предложен выбор между служением Всевышнему и следованием личным побуждениям. Прощаясь с народом перед смертью, наш учитель Моше-рабейну, под руководством которого евреи вышли из Египта, сказал им от лица Всевышнего: «Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло, заповедуя тебе сегодня любить Г-спода, Б-га твоего, ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и Его уставы, и Его законы… и благословит тебя Г-сподь… Если же отвратится твое сердце… и будешь поклоняться иным богам… то я возвещаю вам сегодня, что… погибнете… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь…» (Дварим, 30:15—20).

Еврейский народ свободен выбирать. Но Всевышний все же советует: выбери жизнь! И евреи выбирают своим уделом жизнь — служение Всевышнему.

Такое объяснение дает Раши словам пятого стиха: «Ты побудил меня [выбрать] мой удел». Другими словами, мы выбрали ту, а не иную долю по Твоей, Всевышний, подсказке, и бесконечно благодарны Тебе за это. Нет доли лучше и счастливей: «Удел выпал мне прекрасный, участь моя отрадна мне» (стих шестой).

По мнению комментаторов, до седьмого стиха Давид говорит обо всем еврейском народе и от имени всего народа. Начиная с седьмого стиха, тема становится более личной.

О правильном выборе, о том, как он чувствует, что Всевышний наставляет его и учит, ведет по верному пути, Давид говорит в седьмом стихе. Не только днем, но и по ночам слышит Давид эти наставления: « даже по ночам нутро мое напоминает мне [о Б-гобоязненности]»(стих седьмой).

Буквально в стихе сказано не «нутро», а «почки». Обычно, если мы хотим прибегнуть к метафоре, из всех частей тела мы выбираем для этой цели сердце: оно у нас и знает, и предугадывает, и говорит, и подсказывает, и предсказывает, на него ложится тяжесть, его заливает радость и т.д. В Талмуде же такие вещи говорятся о многих наших внутренних органах: почки советуют, печень гневается, сердце понимает, селезенка смеется, желудок спит и т.д. Так воспринимает нашу физическую структуру и ее связь с нашей эмоциональной и духовной жизнью и внешним миром и Давид, поэтому в книге «Теилим» и все тело в целом, и его органы в отдельности (сердце, почки, печень) имеют свою символику.

Свод еврейских законов под названием «Шулхан арух» в самом начале помещает цитату из шестнадцатой главы «Теилим», а именно — слова из восьмого стиха главы: «Всегда представляю себе, что Г-сподь предо мной». Почему? Как связаны эти слова с соблюдением закона? Дело в том, что в разных ситуациях человек ведет себя по-разному. Он не один и тот же во дворце, на глазах у царя, и у себя дома. Известна такая история. Однажды, когда Виленский гаон ехал на извозчике, извозчик заприметил что-то, соскочил с повозки, схватил эту вещь и поехал было дальше. Виленский гаон вскрикнул: «Смотрят! Смотрят!» Извозчик в испуге выкинул украденное и спрашивает: «Кто смотрит?» «Б-г», — ответил Гаон ми-Вильно.

Если человек всегда помнит, что он стоит перед лицом Всевышнего, это помогает ему вести себя достойно, удерживаться от дурных поступков. С одной стороны. С другой стороны, это приносит ему радость и уверенность в близости Всевышнего: «Он рядом, и я не поколеблюсь».Тот, кто надеется на Б-га и представляет Его перед собой, всегда будет испытывать радость.

В одиннадцатом стихе, завершающем главу, Давид просит Всевышнего: «Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом».О чем просит Давид? О благополучии? О жизни, полной удовольствий? Очевидно, что нет. Это подсказывает нам и содержание двух предыдущих стихов, где речь идет о пребывании души в будущем мире, и слово «насытиться» в самом стихе. На этом свете, говорит Мальбим, человек не насыщается радостью. В этом мире радость или не полна, или преходяща, проходит радость, приходит горечь. Давид просит Всевышнего указать ему такой путь жизни, чтобы душа его могла испытать полную и неисчерпаемую радость, а значит — удостоилась Ган-Эдена (рая) в мире грядущем, потому что только там это возможно. И только там радость может быть вечной: «По правую руку от Тебя радость вечна»(рядом с Тобой, на почетном месте — «по правую руку»). Давид хочет прожить праведную жизнь и просит в этом помощи Б-га.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина