Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Корень любого идолопоклонства — в стяжательстве»Раби Нахман из Бреслава
Песах, вне всякого сомнения, является самым значительным и известным среди всех наших праздников. Он прочно ассоциируется с самим понятием еврейства.

Запрет квасного1 , устроженный мудрецами, не только разительно меняет пищевой рацион пасхальной недели, но и превращает подготовку к празднику в «ударную» борьбу по уничтожению мельчайших хлебных крошек во всём доме. Ее накал таков, что долгожданный вечер 15-го нисана воспринимается не только как символ освобождения из египетского рабства, но и как буквальное освобождение от круглосуточного мытья и чистки. Из года в год, помогая жене отмывать кухню, я снова и снова размышляю о египетском рабстве, о тяжёлой работе, которой египтяне пытались извести евреев (кто знает, может, именно тогда евреи заразились неистребимым стремлением к учёбе во всех её формах), и о словах Пасхальной агады, утверждающей, что каждый еврей во всех поколениях должен чувствовать себя так, как будто это он сам выходит из Египта. Что ж, слава нашим мудрецам, которые сумели добиться буквального осуществления этого завета. Но шутки в сторону. Песах — это действительно праздник свободы, но не надо путать его с многочисленными Днями независимости, отмечаемыми сегодня во всех государствах. О чуде пасхального освобождения сказано, что Вс-вышний «извлёк один народ изнутри (можно даже понять — из утробы) другого». Что это значит? Ведь нам известно, что евреи и в Египте остались верными своим именам, языку и не смешались с местным населением. Почему же тогда «один народ изнутри другого»? В чём проявлялась самая древняя ассимиляция? Из того, что говорят об этом мудрецы, следует, что ассимиляция была «идеологической». Евреи в Египте поклонялись тем же идолам, что и египтяне, и возможно, оставаясь евреями по форме, они были большими патриотами Египта, чем сами египтяне. Но дело, конечно, не в простом патриотизме, а в том, что, так же как и египтяне, евреи рассматривали окружающий мир как арену действия разных сил, не зависимых от единого Создателя этого мира. И не важно, каковы были эти силы. Будь то многочисленные божки, от которых «правильным» отношением можно было добиться всего, что пожелаешь, то ли виртуозное использование законов природы. Все это технологии, позволяющие неплохо устроится в этом мире «без помощи» Создателя, присутствие которого только накладывает моральные ограничения, сужая спектр доступных наслаждений. Более того, привыкший полагаться на подобные технологии человек испытывает панический страх перед отказом от их использования, то есть отказывается от признания духовности как основы основ этого мира. Такой подход делает человека рабом материального и, в конечном итоге, закабаляет его. В сегодняшнем мире страх потерять работу, не сделать карьеру, не суметь соответствовать своему статусу в обществе заставляет человека работать лучше, чем египетские надсмотрщики. Бесконечная гонка «за соответствием стандарту» или просто материальным достатком лишает человека возможности задуматься, ради чего он живёт, каков смысл существования этого мира, что его ждёт после смерти. В этом то и заключается настоящее рабство. Чтобы избавиться от него в первый раз, потребовались величайшие чудеса: десять казней и рассечение Красного моря. А объясняя значение мацы — пресного, незаквашенного хлеба, который едят всю пасхальную неделю, — Маараль из Праги говорит, что истинная свобода связана с избавлением от всего лишнего. Основа хлеба — вода и мука. Всё остальное — излишества, которые делают хлеб вкуснее и мягче, но не меняют его сути, поэтому маца — хлеб свободы, хлеб независимости от излишеств, порабощающих человека. Надо признать, полностью избавиться от всего лишнего в рамках этого мира человек не способен, поэтому мы едим мацу одну неделю в году, но делаем это именно в то время, которое самим Вс-вышним предназначено для избавления от гнёта материальности и начала подготовки к получению Торы. Уже упомянутый нами Маараль из Праги, говоря о порядке пасхальной трапезы, постоянно подчёркивает необходимость использования красивой посуды. Это удивительно, но во многих традиционных семьях самая красивая посуда — пасхальная, не смотря на то, что ею пользуются всего неделю в году, а затем прячут подальше от глаз. В этом тоже намёк на смысл Песаха. Вышедший на свободу человек, сбросив с себя гнёт материальности, превращается в красивый сосуд, достойный быть наполненным истинным, духовным содержанием. С вышедшими из Египта евреями это произошло в день дарования Торы. Да поможет нам Б-г заслужить в этот Песах истинную свободу и стать достойными духовности Торы! 1Для тех, кто не знает: «квасное» — «хомец» — всё, что содержит муку из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овёс, полба), пробывшую в контакте с водой более восемнадцати минут до испечения, или их производные (например, пиво или водка

из журнала «Мир Торы»

Посмотреть все статьи по теме «Песах»