Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О чем поговорить с детьми, как успокоить их, каких ошибок избегать, чему можно научиться?

Праздник Симхат-Тора в этом году разделил нашу жизнь на «до» и «после». Нам самим бы не падать духом, научиться преодолевать в себе страх, находить слова для молитвы, силы для учебы и работы. А тут и дети снова оказались без школ — как будто вернулся 2020-й год с его карантинами, только вместо непонятного вируса очень понятные враги, пришедшие нас уничтожить.

Если вы такой же растерянный родитель, как многие из нас, оказавшихся с детьми под ракетными обстрелами, давайте проверим вместе. Не совершаем ли мы некоторые из распространенных родительских ошибок? Не пытаемся ли мы сделать больше, чем в наших силах? Нет ли чего-то, что мы упускаем из виду? Чему мы можем научиться сами и научить детей, когда над нами взрываются ракеты и летают военные самолеты?

Что такое «взрослость»?

Даже когда внутри мы себя чувствуем неуверенными, слабыми, незащищенными, если у нас есть дети, значит, мы — взрослые. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы давать своим детям опору во всех ситуациях, транслировать спокойствие и уверенность — даже во время войны. Особенно во время войны.

Три уровня взрослого поведения актуальны во всех ситуациях. Первый — практические аспекты: покупка продуктов, готовка, обеспечение продолжения образования детей, игры и поделки, организация совместных семейных вечеров. Нам следует организовать всё так, чтобы дети чувствовали: дома есть понятный распорядок дня, в который включены: хотя бы минимальная учеба, помощь по дому, совместные игры с детьми, совместные трапезы. Всё это необходимо, для того чтобы снизить тревожность детей, насколько это возможно. Сейчас это самое главное.

Второй — моральный. Наша взрослая функция — успокаивать и утешать. Но сначала надо успокоить самих себя: ведь дети очень чувствительны к беспокойству родителей, и чем выше уровень страха у взрослых, тем больше волнуются дети. Для этого, в первую очередь, нужно самим ограничить просмотр новостей и особенно страшных репортажей, и ни в коем случае не допускать, чтобы дети видели пугающий видеоряд и слышали радиопередачи, которые могут их напугать.

Третий: духовный. Напомним самим себе и своим детям, что Вс-вышний не только сотворил этот мир, но и управляет им, и что все происходящее — часть Б-жественного плана. Объясним детям: враги хотят, чтобы мы боялись, чтобы мы были разрозненными, чтобы мы перессорились, но Вс-вышний не допустит уничтожения еврейского народа — Он только испытывает нас, а наша задача — выстоять в этом испытании. Как? Об этом пойдет речь дальше.

Наши дети всех возрастов нуждаются в том, чтобы услышать от нас, что все будет хорошо. Наши уверения успокоят их и дадут им инструменты, необходимые для того, чтобы справиться со своими страхами и стрессом. Кроме того, пока дети не ходят в школы и детские сады, мы имеем возможность гораздо чаще обнимать их, целовать, встречаться глазами, говорить ласковые добрые слова, а это бесценно.

Папы и мамы часто находят поводы чувствовать стыд и вину из-за своих мнимых родительских ошибок и недочетов. Но ведь на самом деле, мы самые лучшие родители для своих детей: преданные и заботливые. Мы даём им всё, что мы можем дать, и готовы ради них пожертвовать жизнью. Иногда наш собственный ресурс на исходе — и тогда нам нечем делиться с детьми. Вместо того, чтобы винить себя, нужно найти те занятия, которые будут каждый день «заряжать наши батарейки». Молитва, горячая ванна, вкусное блюдо, вдохновляющий урок, интересная книга, любимое хобби, волонтерская работа — и это неполный список того, что наполняет нас, делает нас сильнее и спокойнее. Тогда мы сможем стать той опорой для детей, в которой они так нуждаются.

Расскажем детям о войне

Очень важно, чтобы информацию о войне дети получали от нас, от родителей, а не из новостных сайтов, радио и телевидения, где дети могут увидеть или услышать что-то, что негативно может сказаться на их психике. Вместе с тем, нельзя полностью скрывать от них, что происходит: неизвестность пугает. Нужно подобрать подходящие слова отдельно для младших детей и отдельно — для старших.

Наиболее уязвимы младенцы и дети ясельного возраста. Они совершенно не понимают, что происходит, но чувствуют вокруг себя напряжение. Малыши считывают невербальные сигналы, которые мы непреднамеренно им подаем, об этом нужно помнить и регулировать свои эмоции, когда младенец у нас на руках или рядом в коляске. Постараемся поддерживать их распорядок дня, насколько это возможно, и в то же время быть физически и эмоционально доступными для них.

Уже говорящих детей важно выслушать и узнать, что их волнует, попытаться понять, какие чувства они испытывают. Дети боятся войны больше, чем взрослые, и причины этого излишне объяснять. Поэтому постараемся услышать и незаданные вопросы: если ребенок о чем-то не спрашивает, это может означать как отсутствие интереса, так и страх узнать что-то слишком ужасное. Простого вопроса: «Как ты себя чувствуешь?» — может быть достаточно, чтобы начать разговор. Если это не помогает, проявим фантазию: порисуем вместе или поиграем в ролевую игру.

Объясним каждому ребенку самым простым языком на его уровне: что это за война, кто и почему ее начал, что Израиль делает, чтобы победить врага, и как Всевышний нам помогает. Поговорим не только о ракетах, которые в нас летят, но и о солдатах, которые за нас воюют, и о жителях юга, которые живут на границе, и предложим детям подумать вместе — чем мы можем им помочь. Какие молитвы и псалмы лучше читать? Почему детские молитвы обладают особой силой? Где можно узнать имена конкретных людей, чтобы молиться за их здоровье и благополучие? Как учеба Торы помогает нашей победе, с кем, что и когда мы можем поучить? Чем занимаются благотворительные организации, такие как «Яд Элиэзер», «Ихуд Ацала» и другие — и можем ли мы тоже поучаствовать в их волонтерской работе?

Какие продукты и предметы первой необходимости лучше купить для солдат и жителей приграничных районов? Можно ли пригласить какую-то семью пожить у нас дома? А что если написать для солдат открытки, нарисовать рисунки? Даже самые маленькие дети почувствуют себя увереннее и спокойнее, если мы, родители, предоставим им возможности для добрых дел. И не будем забывать о том, что песни, смех, юмор, шутки снижают тревожность. Если мы сами не в трауре, нет никакой причины избегать веселья.

Как и во всех ситуациях, связанных со стрессом, травмой, чем-то выходящим за рамки нормы, основной совет для родителей: говорить, обсуждать, повторять на разные лады травмирующую тему — до тех пор, пока ее упоминание не перестанет вызывать сильные эмоции. В данном случае — если кто-то из детей очень перепугался звука сирены или разорвавшейся ракеты, то нужно с ним обсуждать все подробности этой ситуации, все его чувства; рисовать ракету и людей, бегущих в укрытие; гудеть, как сирена — словом, делать всё, чтобы придать угрожающему предмету черты обыденного. Как бы жутко это ни звучало.

С детьми постарше можно поговорить о возможных сценариях, постараться выяснить, чего именно боится каждый ребенок. Кто-то боится не успеть добраться вовремя до убежища, кто-то — испачкать одежду, выполняя рекомендацию лечь на землю (в открытом пространстве во время обстрела), кто-то услышал о заложниках и думает, что может попасть в плен. Зная о конкретных страхах, мы, родители можем помочь им эти страхи преодолеть.

Неплохо бы вместе с детьми не только проверить, как добираться до бомбоубежища и хорошо ли там закрывается дверь, но и потренироваться, что делать, если сирена застанет нас на улице. Расскажем детям, как и зачем мы ложимся на живот, найдя относительную низину поблизости, и закрываем голову руками. Объясним, почему стоит подождать 10 минут после сирены. Предупредим, что старшие — родители или даже солдаты — могут закрыть своими телами маленьких детей, чтобы в них не попали осколки ракет — и это не будет означать, что взрослые хотят их раздавить, а совсем наоборот: защитить.

Чему мы можем научиться сами и научить детей в эти тяжелые дни?

Конечно, мы надеемся и верим, что скоро всё закончится, террористы будут побеждены, заложники будут освобождены, резервисты вернутся домой, откроются школы и детские сады. Но сегодня наша реальность такова, что мы с детьми снова оказались запертыми в четырех стенах, и часто — это стены бомбоубежищ. Даже в этой ситуации не теряет актуальности один из важнейших еврейских девизов: «большая заповедь — быть в радости».

Если еврейский народ умел радоваться в гетто и концлагерях, то в собственных домах рядом со своими детьми поводов для радости и искать не нужно: достаточно оглянуться вокруг. Итак, мы ничего не ждем, а прямо сейчас (если не сделали этого раньше) обустраиваем ближайшее бомбоубежище так, чтобы оно было для наших детей не комнатой страха, а комнатой игр, красочных книг, веселых песен и единения всей семьи. И не загадываем, сколько времени нам придется провести в нашей импровизированной «игровой».

Тяжелые испытания посылаются нам для того, чтобы мы учились чему-то, становились лучше, делали лучше жизнь близких. Вот несколько идей для обсуждения с детьми.

  • Концепция взаимной ответственности евреев друг за друга (коль Исраэль аревим зэ ла-зэ): как мы помогаем другим людям и как другие помогают нам. Зайти к пожилым соседям? Испечь пироги для солдат? Прочитать Псалмы? Выучить Мишну? Другие идеи?
  • Важность молитвы — всегда, и, в частности, в трудные моменты жизни. Особенность молитвы детей.
  • В чем состоит наш иштадлут (усилия, которые мы предпринимаем), а где мы «передаем контроль» Вс-вышнему. Не в наших силах повернуть ракеты вспять. Но освободить и оборудовать бомбоубежище; не бежать в укрытие, а идти шагом, чтобы не сломать ногу; не паниковать — всё это и многое другое в наших силах.
  • Существуют методы и способы справляться с нервозностью и волнением. Можно почитать про них и поделиться друг с другом, кому что помогает.
  • Когда происходят ужасные и страшные события, испытывать стресс, гнев или даже замешательство — это нормально. Но мы, родители, здесь, с детьми, и мы заботимся о них. А самое главное — Всевышний заботится обо всех нас, обо всем народе Израиля, поэтому всё будет хорошо, с Б-жьей помощью, враг будет побежден, и Израиль выстоит.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»