Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Двойственная природа человека и мироздания

Удвоение

Объясним данный вопрос в соответствии с подробным разъяснением раби Хаима из Воложина в книге Руах Хаим:

В Зоаре говорится следующее. Обращаясь к Аврааму, Всевышний зовет: Авраам, Авраам! И между двумя именами Авраам располагается знак паузы. Когда же Всевышний зовет: Моше, Моше! — никакой паузы нет. Это различие указывает на уровень Моше, который был выше уровня Авраама. Имя выражает саму душу человека, и доказательство тому в стихе: «И назвал Адам имена»… И написано далее: «И как назовет Адам всякую живую душу, таким будет и Имя его»… Поскольку он видел корень каждого существа в высшем мире и давал ему имя в соответствии с сочетаниями букв в том мире, где находится его духовный корень. Потому сказано: «таким будет и Имя его» — сущностное имя, подходящее ему в соответствии с сочетаниями букв в мире его духовного корня. В этом и заключается смысл двойного упоминания имени Авраама. Первое имя указывает на саму душу, ее высший корень, основное вместилище души, откуда некая часть её спускается в тело, — ведь оно подобно обуви для души, и так же как обувь защищает самую нижнюю часть тела, так имя есть одежда самой нижней части души… А второе упоминание имени Авраам указывает на нижний край души, который облачается в тело. Это и имел в виду Зоар, говоря, что в высказывании: «Авраам, Авраам — есть пауза между ними». Другими словами, между Авраамом наверху, душой в ее корне в высшем мире, и вторым Авраамом, когда она облачается в тело в ее нижней части, есть разделение; тело прерывает между ними, поскольку его материя не очищена настолько, чтобы не разделять между светом души в высшем мире и ее облачением в нижнем. Но между словами «Моше, Моше» паузы нет, его тело было настолько очищено, что вообще не разделяло и не прерывало между светом души в высшем мире и ее светом при нахождении в теле.

Совершенный человек — двойственен

Сущность совершенного человека здесь, в темном мире материальных испытаний, соответствует его высшей форме, корень которой — в изначальном замысле мироздания. Тем самым мы можем понять, что праотцы назывались по имени высших качеств (сфирот), поскольку они исполнили цель человека — приобщение к Всевышнему и удостоились стать колесницей этих качеств, каждый — в соответствии с корнем своей души.

Это относится к любому праведнику, как сказано в Гемаре: «В Грядущем праведники будут называться по имени Всевышнего».

Возможно, так можно объяснить и мишну в трактате Авот (4:13): «Есть три венца: венец Торы, венец священства, и венец царства, а венец доброго имени поднимается над ними». На первый взгляд странно — что может быть выше, чем венец Торы, и в чем суть венца доброго имени, и что значит «поднимается над ними», то есть присоединяется к ним?

Но в соответствии с вышесказанным это ясно. Венец доброго имени — это совершенство достоинства каждого венца. Тот, кто привел к совершенству (добро=совершенство) свое имя — свою суть, поднимается над ними.

Махпела — двойная пещера

Рассмотрим еще один «двойной» объект, который мы находим в Торе, чей смысл разъяснен мудрецами: Махпела, «двойная пещера», место упокоения праотцев.

«В мидраше сказано, что пещера называется Махпела (двойная) потому, что награда того, кто похоронен в ней, двойная и удвоенная. В Гемаре приводится спор: один мудрец говорит, что в ней два помещения — одно внутри другого; а другой говорит, что помещения расположены одно над другим. Скорее всего, оба эти утверждения истинны, поскольку есть Нижний и Верхний Эденские Сады. Кроме того, в самом Саду Эдена есть внешняя и внутренняя части. Все зависит от подготовки человека в этом мире, насколько он проясняет свои деяния, чтобы уровнять свое внутреннее и внешнее, и в какой степени стремится постоянно быть прилепленным к своей внутренней сути и высшему корню, ибо у каждой вещи есть корень наверху. Кроме того, и внизу есть в каждой вещи внутреннее содержание. И действительно, сказано, что пещера Махпела относится к категории буквы ה; и существует высшая ה и нижная ה» (Сфат Эмет).

Двойственность — совершенство человека

В этих кратких словах содержится намек на возвышенные вещи, и мы попытаемся понять их, насколько это для нас возможно.

«Всякий, кто похоронен там, уверен, что его награда — двойная и удвоенная» (Берешит раба).

Удвоение указывает на совершенство, на абсолютное соответствие между корнем в высшим мирах и порождением в нижних. Каждый, чье имя удвоено, находится в двух мирах: «его награда двойная и удвоенная».

Когда мы размышляем о строении человека, о душе и теле, мы постигаем два аспекта. Первый: высший и нижний — человек является соединением высших и нижних, души жизни, эманированной из-под Трона Славы Всевышнего, и праха земного. Как и всегда в порядке ступенчатого развития, духовное есть начало, корень и жизненная сила нижнего, более материального. Второй аспект — внутренний и внешний: душа есть внутреннее в человеке, а тело — ее внешнее одеяние. Душа является источником жизненной силы тела, света разума. Она посылает свое влияние в тело, через которое она лучится наружу. Вся возможность ее выражения в физическом мире действия — через материальное облачение.

Тело представляет собой перегородку между этим раскрытием души — здесь, в материальном мире, и ее корнем в духовном мире, из которого она снизошла. Так что в большинстве случаев нет совпадения между формой человека внизу, в материальном мире, и корнем его души, как он предстает в высшем мире. Удвоение имени указывает на абсолютно совершенное соответствие между явлением души здесь, в нижнем мире, и ее корнем в высшем. Идеальная параллельность между высшим и нижним, внутренним и внешним.

Двойственность — совершенство мироздания

Такова форма вещей во всей схеме мироздания. Как объяснялось выше, Грядущий мир эманирован прежде материального. Он выше по своему уровню, он — корень и источник жизненной силы нижнего мира. Можно сказать, в общем смысле, что существуют две структуры, дающие существование каждому миру: высшие — источник жизненной силы, небо, и нижние — земля, принимающая воздействие для выведения плодов. У земли нет ничего от себя, она «безвидна и пуста». Таков аспект «высшего и нижнего». То же самое относится и ко второму аспекту — «внутреннее и внешнее». Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». И «речением Его уст при сотворении мира были эманированы и сотворены миры, высшие высших и множество многих во всяком порядке их положения и во всех их деталях, со всем, что они в себя включают» (Нефеш аХаим). «И каждое высказывание и речение Всевышнего при сотворении мира, когда Он сказал: “Да будет…”, — это душа и жизненность того объекта, который был сотворен этим речением». «И с того момента и далее все дни существования мира, слово Всевышнего стоит в них, дабы давать им свет и бытие во всякое время…» Но сейчас, нашими телесными глазами, мы не можем этого видеть… В будущем же — написано: «…и увидит всякая плоть вместе, что уста Господа говорили». Это аспект внутреннего и внешнего.

Как мы объяснили, дублирование имени указывает на совершенство, на соответствие и единство между корнем в высших мирах и его состоянием здесь, в нижних. Таково было состояние всего мироздания в тот момент, когда оно вышло из-под руки Творца, до греха Адама, когда Шехина пребывала в нижних мирах. «Аллегория с царем, который построил дворец, посмотрел на него и тот понравился ему. Сказал: Дворец, дворец! Да будет так, чтобы ты нравился мне всегда, как ты нравишься мне в этот час! Так сказал Всевышний Своему миру: Мир мой, да будет так, чтобы ты нравился мне во всякое время, как нравишься мне в этот час». (Берешит раба 9:4). Мой мир в нижних мирах в совершенстве, как возник Мой мир в Моей воле в высших мирах — «двойственность».

Таким образом, мы прояснили два аспекта верхнего и нижнего — «два помещения одно над другим» и внешнего и внутреннего — «два помещения, одно внутри другого», — в человеке и во всем мироздании. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Раскрытие единства — полная двойственность

«И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и имя Его одно» — а что, сегодня Он не один?! Сказал раби Аха бар Ханина: не подобен наш мир Грядущему миру; в нашем мире, услышав хорошие вести, человек говорит «Благословен Благой и воздающий добро», а услышав плохие вести — говорит «Благословен праведный Судия». (В этом мире существует зло, и оно скрывает волю Всевышнего — Его желание полного воздаяния блага). В Грядущем мире — всегда говорят «Благословен Благой и воздающий добро» (зло перестанет существовать, и раскроется задним числом, что все привело к полному воздаянию блага).

«И имя Его одно» — что значит одно? Разве сейчас Его имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: не подобен наш мир Грядущему миру; в нашем мире Имя пишется йуд-кей, а читается алеф-далет (четырехбуквенное имя Авайе, корень всех Его имен и раскрытия Его воли, — есть имя милосердия, но оно скрыто в нашем мире, и произносится как А-донай (Господь), что указывает на управление власти и суда — именно оно действует в нашем мире). А в Грядущем мире — все одно, читается йуд-кей и пишется йуд-кей (это управление Грядущего мира, когда

раскроется воля к воздаянию добра в ее полноте).

Совершенное раскрытие, которое произойдет в будущем, и есть полная двойственность, это совершенное соответствие между формой мироздания и волей Всевышнего в Его первоначальном замысле. «Господь один» — когда зло и скрытие, которые разделяли между высшими и низшими мирами, превратятся и раскроются как добро. «И имя Его одно» — это раскрытие скрытой воли — имени в мироздании. В будущем все мироздание будет называться по имени Всевышнего — раскрытие единства в совершенстве.

Цель провидения Единства

Суть провидения Единства — поставить в соответствие все мироздание согласно его корню, и привести к его исправлению. Так и относительно каждого сотворенного объекта: цель провидения — привести объект к исправлению в соответствии с его корнем в высших мирах. Все испытания, которые он должен пройти, соответствуют корню его души и ее индивидуальным местом в этом общем исправлении.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»