Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разъяснение понятия «сборище насмешников»

Разъяснение понятия «сборище насмешников». И поделим их на четыре категории.

174. Часть первая; сплетник, постоянно оговаривающий людей, как сказано (Теилим 50;20): «Сидишь и говоришь о брате своем, сына матери твоей оговариваешь». Такой называется также насмешником, как сказано (Мишлей 21;24): «Надменный злодей — насмешник имя ему — действует гневно и злонамеренно». То есть в насмешнике соединились два дурных качества — злонамеренность и надменность. Потому что без пользы для себя он наносит другим огромный вред, позоря их в глазах людей. А это верх злонамеренности, такой человек хуже грабителя и вора, которые совершают преступление, хотя бы ради собственной выгоды. А также он заносчив, потому что униженный и павший духом, скромный и невысокомерный, знающий свои собственные недостатки, не станет насмехаться над людьми. И сказали мудрецы: «В будущем все звери соберутся у змея и скажут ему: “Лев задирает и поедает, волк режет и поедает, — а тебе какая польза? Скажет им: “А какая польза человеку злословящему?”. Как сказано (Коэлет 10; 11): “Разве укусит змея, не прошипев? Какая польза злословящему?”» И эта часть относится также к сборищу злословящих.

175. Часть вторая; те, кто насмехается над людьми, пренебрегая не достигшими высоких достоинств или не преуспевшими в достижении почета и власти в обществе. Или пренебрегают людьми бедными и нищими. К этому привела их гордыня или великое процветание и наслаждение, как сказано (Теилим 123;4): «Пресыщена душа наша насмешками беспечных, презрением гордецов». И, бывает, насмешник издевается над священным и пророками, как сказано (Ирмия 20;7): «Всякий издевается надо мной». И сказал Шломо (Мишлей 14;21): «Презирающий ближнего своего — грешник». И еще сказано (там же 11; 12): «Кто насмехается над другими, — бессердечен». И сказано (там же 17;5): «Кто смеется над бедным, хулит Творца его, злорадный не будет очищен». То есть тот, кто насмехается над бедным, показывает, что воображает, будто успех в делах в руках человека и, значит, успеха можно достичь собственным умом, как сказано (Дварим 8; 17): «И скажешь ты в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей доставила мне богатство это”». И сказано (Ишая 10; 13): «Силою руки моей сделал я это, и мудростью своею, ибо я мудр». И поэтому он насмехается над бедным, говоря себе, что тот не достиг богатства из-за неумения и недостатка ума. Тем самым он хулит Того, Кто создал и бедного и богатого, ибо все от Всевышнего, как сказано (Мишлей 22;2): «Богатый и бедный встречаются: Создатель обоих — Всевышний». А о злорадном сказал, что он не будет очищен, потому что, хотя тот не навредил ни действием, ни словом, но очищен не будет. Но зло злорадного не достигает уровня зла того, кто насмехается над бедным.

Поскольку насмешничество по причине гордыни есть обратное смирению, сказал Шломо (там же 3;34): «Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным дает милость». То есть над действительными насмешниками, которые насмехаются над людьми, посмеется Всевышний. Как сказано (Теилим 2;4): «Сидящий в небесах усмехается, Всевышний насмехается над ними». Слово «если» («им» — алеф-мем) означает в данном случае «действительно». И также (Бамидбар 24;22): «Даже если будет выжжен Каин»; (Мишлей 23; 18): «Если есть конец».

176. Часть третья; тот, кто постоянно высмеивает различные вещи и действия, но не имеет ввиду позорить их хозяина. Но он высказывается о бессмысленности вещей, которые не бессмысленны, и оценивает действия как бесполезные, когда можно надеяться, что они принесут пользу. И об этом сказано (там же 13;13): «Кто презирает нечто, будет им же ранен». И сказали: «Не презирай никого и не отрицай любую возможность, ибо нет человека, который не понадобится в свое время, и нет вещи, которая не понадобится в определенном месте». А насмешника привело к его дурному качеству то, что он казался себе умным и знающим все лучше других. Иногда это качество приводит человека к высмеиванию заповедей, как сказано (Теилим 119;51): «Злодеи осмеивали меня чрезвычайно — от Закона Твоего не уклонился я». Эта третья часть, она же сборище, которое не принимает увещеваний, как сказано (Мишлей 9;8): «Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя». И сказано (там же 7): «Насмешника бей, а глупый поумнеет». Что же заставляет это сборище не слушать увещеваний? Качество, приводящее человека к такому, есть уверенность человека в том, что он умен сам по себе. Это качество настолько овладевает человеком, что он высмеивает любое чужое мнение. Это качество человека, у которого нет надежды, как сказано (там же 26; 12): «Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупого больше надежды, чем у него».

177. Часть четвертая; тот, кто постоянно занят пустыми и никчемными разговорами, как те, кто постоянно шляется по улице. Это приводит к двум губительным последствиям. Одно в том, что говорливость приводит к преступлению. Другое же в том, что такой человек не занят изучением Закона, а это в определенном смысле смертоносно. Такой человек не обратил внимание и не вспомнил о том, что за погубленное им время он мог бы достичь радостного наслаждения, а установив время для занятий, мог бы приобрести право на вечную жизнь. Поэтому он будет в наказание нести тяжесть страданий, мера за меру, как сказано (Ишая 28;22): «А ныне не глумитесь, дабы муки ваши не усилились». И сказали мудрецы: «На того, кто насмехается, находят страдания, как сказано, “дабы муки ваши не усилились”».

И мудрецы предостерегали своих учеников не насмехаться, даже случайно и однократно. И именно об этом требовалось предостережение, так как здесь многие оступаются случайно.

 

Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше