Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наказанию тем, кто наводит ужас «в стране живых», есть пять причин: две причины из-за самого себя, а три из-за народа

162. И наводящие ужас «в стране живых», — о них вел речь Иехезкель (Иехезкель 32;24): « Которые наводили ужас в стране живых» <…>. И будет преступление их на костях их». Из этого мы выводим, что смерть не искупает их, но преступления их навечно на их костях. И сказали мудрецы: «Вероотступники и эпикоресы, и отрицавшие воскрешение из мертвых, и отошедшие от путей общества, и наводившие ужас “в стране живых”, например, вожди, которые наводят ужас на общество не ради Имени Всевышнего; и те, кто совершил преступление и привел все общество к преступлению, например, Иеровам бен-Неват и его сообщники, — они опускаются в Гееном, и их наказывают там поколение за поколением, как сказано (Ишая 66;24): “И выйдут, и увидят трупы людей, восставших против Меня, ибо червь их не умрет”» и так далее.

163. А наказанию тем, кто наводит ужас «в стране живых», есть пять причин: две причины из-за самого себя, а три из-за народа.

Две причины, которые из-за самого себя

Во-первых, человек есть гниль и червь, и так он называется еще при жизни. А этот человек, — мало ему, что он не сгибается и не склоняет голову, но он еще и возносит себя над другими не ради Всевышнего. Ведь даже лишь заносчивые мысли о том, чтобы вознестись над другими, — даже они разрушают человека, как сказано (Мишлей 16;5): «Мерзость пред Всевышним всякий, гордящийся в сердце своем».

164. А во-вторых, поскольку человек обязан готовить свое сердце к тому, чтобы располагался в нем ужас и страх пред Всевышним. И о преступниках сказано (Ирмия 5;24): «И не сказали в сердце своем: “Устрашимся Всевышнего”».

А у того, кто* наводит страх «в стране живущих» не ради Всевышнего, нет в сердце страха пред Всевышним, — он наводит на людей ужас перед самим собой. И вместо того, чтобы раздумывать о том, как расположить в своем сердце страх пред Всевышним, он размышляет о том, как навести на народ Всевышнего ужас перед самим собой, и сказано (Шмуэль II 23;3): «Властвующий над людьми должен быть праведник, обладающий страхом пред Всевышним», то есть достойно, если над людьми властвует праведник, обладающий страхом пред Всевышним, потому что поскольку он боится Всевышнего, народу полагается бояться его.

И три причины, которые из-за людей

165. Во-первых, потому что он обижает людей тем, что наводит на них страх перед собой, а сказано (Ваикра 25; 17): «Не обижайте один другого» и так далее. Здесь говорится о словесной обиде, как мы уже объяснили (см. выше п. 24).

166. И, во-вторых, поскольку множество преград возникают из-за того, что человек наводит страх перед собой, как сказали мудрецы: «Пусть человек никогда не наводит страх перед собой в собственном доме, так как было с наложницей в Гиве: муж навел на нее страх, и из-за нее погибли тысячи сынов Исраэля» (см. Шофтим 19 и далее).

167. И, в-третьих, так как святому народу, который суть рабы Всевышнего, не пристало склоняться перед простым смертным, (но лишь перед царем и вельможами его). И не должно быть у них страха перед простым смертным, который подобен им плотью и кровью, а лишь во Имя Всевышнего, как сказано (Ваикра 25;55): «Ибо сыны Израилевы рабы Мои», — а не рабы рабов. И сказано (Шмот 19;6): «И вы будете у Меня царством коаним и народом святым». «Коаним» — это господа и князья, и подобно этому (Шмуэль II 8; 18): «И сыновья Давида были коаним», [то есть вельможами, князьями].

168. А теперь мы разъясним о наказании для тех, кто отходит от путей общества, ибо оно заключается в наказании тем [категориям людей], о которых речь шла выше.

Когда собираются главы народа и святые общины, дабы служить Всевышнему, и заключают соглашения о заповедях и установлениях, — они тем самым освящают Имя Всевышнего, да возвеличится и да прославится Он. Как сказано (Дварим 33;5): «Да будет в Иешуруне царь, когда собираются главы народа вместе с коленами Израиля». И сказано (Теилим 47; 10): «Вельможи народов собрались пред Всевышним Авраама, ибо Всевышнего щиты земли, — весьма возвеличивается». Исраэль зовется народами, потому что они состоят из двенадцати колен, как сказано (Дварим 33; 19): «Народы на гору созовут они и там вознесут жертвы благодарности», но с другой стороны они едины в служении Всевышнему. Поэтому здесь сказано «народ Всевышнего Авраама». И цари, и князья зовутся «щитами», от слов (Ишая 21;5): «Мажьте щит». То есть князья и вельможи народов собрались служить Всевышнему, потому что цари и князья принадлежат Всевышнему, ибо они рабы и верные Его. Как сказано (Теилим 89; 19): «Ибо от Всевышнего — щит наш и от Святого Исраэлева — царь наш». «Весьма возвеличивается, — то есть Всевышний возвеличивается и прославляется в мире Его их собранием и служением. А тот, кто отходит от путей общества, как бы противоречит согласию служения Всевышнему и как бы выводит себя из сообщества прославляющих Имя. Он показывает тем самым, что не желает быть в союзе с ними и быть записанным в их свитке. Вот он хулит служение, и он среди тех вышеупомянутых, которые позорят слово Всевышнего, и нет им доли в будущем мире. А во-вторых, потому что своим отходом от путей общества они вредно влияют на слабых разумом, — таким образом, они из тех, кто приводит общество к преступлению.

169. Теперь мы разъясним положение тех, кто оставил Всевышнего. И скажем, что они суть люди, на которых нет страха пред Всевышним, они исполняют заповеди по привычке, машинально. И когда злое начало в таком пересиливает, обуял его нечестивый дух, и преступил, и виновен, — не вздохнет и не побеспокоится о преступлении своем. Съел и вытер рот, и в глазах его это — как будто ничего преступного он не сделал. Как сказано (Теилим 36;2): “Слово преступное [злого начала] к нечестивому: не бойся Всевышнего”.

170. И такие есть среди того злого сборища, которым недостаточно того, что они не одеты страхом пред Всевышним и преступили Закон и установления, — еще и хвалят и поздравляют себя с тем, что насытили свое вожделение. Они это те, кто гневит Всевышнего, как сказано (там же 10;3): “Ибо похваляется нечестивый вожделениями души своей, грабитель благословляющий гневит Всевышнего”. И Ишая говорил о гибели такого сборища (Ишая 1;28): “И отступники, и нечестивые сокрушены будут вместе, и оставившие Всевышнего исчезнут”. Он уподобил восставших и преступников разбитой посуде, это значит, что от них нечто остается. Но сказал, что оставившие Всевышнего исчезнут, ибо нет им доли в мире будущем, как сказано (Малахи 3; 19): “Которым не оставит корня и ветви”.

171. И гибель вышеупомянутых сборищ, если они не раскаялись. Но если они раскаются в своих дурных путях, — спасена душа их от гибели, как сказано (Ирмия 3;22): “Возвратитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу”.

172. Объяснение преступлений “четырех сборищ”. Сказали мудрецы (Сота 42а): “Четыре сборища не удостоятся пребывания пред Всевышним: сборище насмешников, сборище лгунов, сборище льстецов, сборище злословящих”. Сборище насмешников, как написано (Ошеа 7;5): “Отошел от насмешников”. Сборище лгунов, как написано (Теилим 101;7): “Изрекающий ложь не утвердится предо Мной”. Сборище льстецов, как написано (Иов 13; 16): “Ибо лжец не предстанет пред Ним”. Сборище злословящих, как написано (Теилим 5;5): “ Ибо Ты, о Всевышний, не желаешь зла, не будет жить пред Тобою зло”.

173. А теперь послушаем в чем заключается этот вопрос и в чем заключается разница между ними, дабы ты понял и научился различным их стадиям, и поделим их [сборища] на части и откроем, насколько строго наказание отвратительных поступков. И ты получишь от разделения на части великую пользу, потому что может быть и так, что до того, как ты узнал следующее, ты не уяснил себе как следует, насколько тяжка вина каждой части из них. И страшного вида, и строгости наказания, которое заключается в каждом из них, ты не понимал. А возможно, что часть ты понимал, а всего не понимал. И каждая часть, которую мы расположим первой, строже последующей. И того, что будет сказано и упомянуто и о легких частях, достаточно, чтобы навести смертельный ужас. И узнаешь, что такое поведение ведет к гибели. А может быть, что ты такого никогда не слышал и считал, что нижеследующее полностью дозволено. А теперь, когда мы опишем их горечь, пойми, что следует опасаться быть таким человеком, и уразумей правдивые наставления. Ведь ты увидишь, что я привожу верных свидетелей: разум и то, что написано в Торе, и слова мудрецов, и чудесные их иносказания, — они-то подтверждают и доказывают все нижеизложенное. Таким образом, ты исследуешь истину. И станешь ты мил Всевышнему, и сможешь избавиться от дурных склонностей, и сердце твое станет чистым и верным.


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше