Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказали мудрецы: «Кто клевещет на страну, наказывается смертью, а тем более тот, кто клевещет на еврея, который обязан исполнять заповеди».

107. Смерть от Всевышнего. Разница между смертью и «карэт» в том, что смертный приговор распространяется лишь на преступника, но не на его детей. А наказание «карэт» означает, что уничтожаются и преступник, и его потомство. Но, сказали мудрецы, в определенном смысле смерть от Всевышнего серьезнее «карэт», потому что если кто наказан смертью, то смерть проникает в дом его, и его стада тоже гибнут. Корова его пасется в поле и гибнет. Курица роется в мусоре и гибнет. И смерть, можно сказать, приклеивается к преступнику, пока окончательно не покончит с ним.

108. <…>

109. Некоторые из тех, кто наказывается смертью упоминаются в Мишне (Хала 1;9): тот, кто ест «тевель», то есть зерно, от которого не отделена доля коэну и левиту, и бедным [трума и маасер]. Эта заповедь действительна в Эрец-Исраэль. А также коэн, который был нечист и съел чистую долю коэнов [трума теора]. А также тот, кто не принадлежит к коэнам, но съел долю коэнов.

110. И есть среди них такие, о которых мудрецы разъяснили в Талмуде и Мидраше. О большинстве подобных можно узнать прямо из Торы; например: «Вдову и сироту не обижайте, если обидишь <…> и рассержусь Я». И сказали мудрецы: «Тот, кто вопиет, и тот, кто не вопиет», то есть обижающий вдову и сироту будет наказан, независимо от того, кричал обиженный или молчал, но более скорое наказание следует, когда обиженные взывают к Пресвятому, благословен Он».

111. И кто отнимает у бедного, — как сказано (Мишлей 22;22-23): «Не обирай бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот, ибо Всевышний вступится в дело их и отберет душу у обобравших их». Мы уже разъяснили это в «Степени третьей», а мудрецы сказали, что отнимающий у кого-либо, как бы душу свою отдает взамен, как сказано (там же 1; 19): «Таковы пути всякого, кто алчет награбленного: оно отнимает жизнь у завладевшего им». Когда некто отнимает у кого-либо сумму меньше мелкой монетки, он тем самым лишает человека заработанного за день. А это подобно убийству, пролитию крови, даже если грабитель отобрал сумму меньше мелкой монетки.

112. И клеветник, — как сказано (Бамидбар 14;37): «Эти люди, распустившие худую молву о земле, умерли от мора пред Всевышним». Сказали мудрецы: «Кто клевещет на страну, наказывается смертью, а тем более тот, кто клевещет на еврея, который обязан исполнять заповеди». И сказано (Дварим 22; 19): «И наложат на него взыскание в сто монет и отдадут их отцу девицы, за то, что тот [клеветник] распустил худую молву о ней». Не сказано даже, что клеветник желал смерти девушки и старался привести дело к тому, чтобы ее казнили из-за лжесвидетелей, которых он представил, чтобы доказать ее измену. Но упомянуто о клевете как о преступлении, которое тяжелее попытки уничтожить человека, ибо стыд горше смерти. А также сказали мудрецы: «Он приговорен Законом к наказанию плетьми и денежному взысканию за клевету, а не за то, что хотел умертвить ее». И сказали мудрецы, что тому, кто клеветой губит доброе имя семьи, нет искупления вовеки. Потому что для этого недостаточно прощения живущих, — опозорены также потомки, которые будут рождены на свет. И мы еще добавим разъяснение в главе, которая объясняет строгость преступления «четырех групп».

113. И тот, кто играет с детьми, и тот, кто прелюбодействует рукой или ногой, карается смертью. И сказали мудрецы, что наказание за это такое же, как и людям поколения потопа, которые уничтожали свое семя. А также тот, кто поступает подобно Эру и Онану, то есть молотит внутри и веет снаружи, чтобы уничтожить семя, карается смертью. Как сказано (Берешит 38; 10): «И было зло пред очами Всевышнего то, что он сделал, и Он умертвил и его». И сказано о тех, кто зря испускает семя (Ишая 57;5): «Разгорячающиеся под каждым деревом зеленеющим закалывают детей».

114. И ученый, который ведет себя нескромно, карается смертью, потому что он удаляет любовь людей от Торы. И сказали мудрецы, что об этом сказано (Мишлей 8;36): «Все ненавидящие Меня любят смерть». Это значит: они приводят к тому, чтобы люди возненавидели Тору. И сказали мудрецы: «О человеке, изучающем Тору, вежливом в обращении, порядочном и честном в делах, люди говорят: “Счастливы его отец и мать, которые научили его Торе, а несчастны те, кто не изучал Тору. Такой-то изучал Тору, — вы видели насколько красиво его поведение и насколько правильны поступки его. О нем сказано (Ишая 49;3): “И сказал мне: ты раб мой Йсраэль, в котором прославлюсь”. А о человеке, изучающем Тору, но грубым в обращении с людьми, непорядочном и нечестным в делах, — что люди говорят о таком? Горе ему, учившему Тору, горе учителю его и отцу его, которые научили его Торе. Такой-то изучал Тору, — видели вы насколько грубы и уродливы его поступки, насколько дурно поведение его? О нем сказано (Иехезкель 36;20): “И оскверняли Имя святое Мое, ибо говорили о них: Народ Всевышнего они, и из земли Его они вышли!””

115. Сказали мудрецы: “Тот, в чьем городе есть бейт-мидраш, а он не бывает там, наказуем”.

116. Тот, кто говорит против ешивы своего учителя карается смертью.

117. И тот, кто дает алахические указания в присутствии своего учителя, карается смертью. И сказали мудрецы, что Надав и Авиу погибли, когда внесли огонь, но не из-за преступления приношения: они собирались исполнить заповедь Всевышнего, — они сказали себе: “Написано в Торе (Ваикра 1;7):И возложат сыны Аарона, коэна, огонь на жертвенник”. Хотя огонь и спускается с неба, остается заповедь принести обычный огонь. А наказание им было потому, что они дали алахическое указание при Моше Рабейну.

118. И сказали мудрецы: “Чума приходит в мир из-за преступлений, за которые по Закону полагается смертная казнь, но преступников невозможно судить, и из-за плодов седьмого года”. И еще сказали: “В четыре периода времени чума усиливается: в четвертый год [семилетнего цикла], в седьмой год, на исходе седьмого года и на исходе праздника Суккот в каждом году. В четвертый год из-за десятины бедным [которую не дали] в третий год; в седьмой — из-за десятины бедным в шестой год. На исходе седьмого года — из-за плодов седьмого года. И на исходе праздника в каждом году из-за того, что отняли [то есть не дали] дары бедным” (Авот 5;8). Отсюда, как мы видим, следует, что за то, что не дают дары бедным, полагается смерть [от Всевышнего]. Узнай же и уразумей о тяжести великой вины того, кто обещает дать милостыню и не исполняет обет. А также тот, подобен вышеупомянутым, кто сжимает руку, жадничает, не помогает бедному брату своему и не обращает внимания на свою родню, собственную плоть и кровь. Потому что он обязался дать, а не давая, как бы отнимает.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»