Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нарушение запретов Торы, в которых есть действие

75. Негативная заповедь (лав), в которой есть действие (ше-еш бо маасэ).Сказали мудрецы, что нарушение негативной заповеди, содержащей действие, наказывается тридцатью девятью [сорок без одной] плетьми. И сказали мудрецы, что плети заменяют смертную казнь, и сказали, что наказанного плетьми дважды отправляют в тюрьму, где он и умирает. И те, кто увещевает, обязаны проверять пути народа, расследовать и знать, где люди оступаются, и предупреждать их, ибо существует множество запретов, часть которых соблюдается, но часть нарушается. Например, запрещение работы в субботу, — в общем-то, запрет соблюдается, но есть и такие работы, которых не остерегаются, потому что людям неизвестно, что они в субботу запрещены. Тем не менее, они будут наказаны за это, потому что не находятся среди ученых и не просят ученых, чтобы их научили. Вот они и нарушают целые разделы и будут наказаны за это, как сказано (Ишая 26; 10): «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде». И есть люди, преступающие запреты, потому что они не научены с детства; в отчем доме их не учили остерегаться нарушений, они унаследовали отцовское и не слушаются тех, кто указывает истинный путь, — таковые совершают преступление преднамеренно.

76. А также весь народ остерегается употребления крови, как той, что вытекает из зарезанного животного, так и той, что остается в мясе. Но некоторые не остерегаются: не солят мясо, чтобы из него вышла кровь, как полагается по закону. И таких много, они без знания, без понимания, никто их не увещевает, как сказано (Мишлей 29; 18): «Где нет увещевания, развратится народ».

77. И есть такие запреты, которые совершенно не исполняются частью народа, например, побои и нанесение увечья. Ибо тот, кто бьет другого нарушает два запрета (лав), как сказано (Дварим 25;3) [о судебном наказании плетьми] «Сорок плетей можно дать ему, но не более», а нарушают этот запрет многие, когда бьют своих жен. И сказали мудрецы: «Кто поднимает руку на ближнего своего, хотя и не бьет, зовется злодеем, как сказано (Шмот 2; 13): “И сказал злодею: почему ты побьешь ближнего своего?” — не сказал “побил”, но “побьешь”. И Иов сказал (Иов 31; 21): “Разве я поднимал руку на сироту?”; и сказали мудрецы: Рав Уна приказал отрубить руку тому, кто постоянно дрался, сказав (там же 38; 15): “И руку высокомерного сокруши”».

78. А также о бритье бороды сказано (Ваикра 19;27): «И не уничтожай край твоей бороды», — а преступники оставляют линию волос шириной в волосок. А в наше время точно неизвестно, где проходит край волос, и «нарушители уничтожают» волосы там, где это запрещено. Стричь волосы на висках запрещено, и ножницами тоже, если стригут близко к коже, как бритвой [полагается оставить, как минимум, волос длиной в чечевицу].

79. И есть люди, которые не остерегаются одежды, сшитой из шерсти и льна [килъаим — шаатнез], сшивают шерстяную ткань льняной ниткой или пришивают льняной воротник к шерстяной одежде.

80. «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь» (Ваикра 18;6). Любое сближение запрещено, например, дотрагиваться до руки замужней женщины. И объяснение: «не открыть наготу» — потому что сближение может привести к кровосмешению. А ты спросишь, где написано, что Закон запрещает дотрагиваться до руки замужней женщины и тем самым ставит ограду, препятствие перед преступлением. Мы ответим тебе: вот в заповеди о назорее мы находим, что хотя запретом является лишь запрет пить вино, чтобы из-за этого не забыть Законодателя или не сбиться с пути под ветром распутства, — Закон запрещает назорею вообще все, что производится из виноградной лозы. Это и является оградой, которая должна воспрепятствовать назорею пить вино; так сказали мудрецы в Мидраше (гл. Насо 10;21).

81. «И перед слепым не ставь преграды» (там же 19; 14). Сказали мудрецы, что этим нам заповедано, что отец не должен бить своего взрослого сына, чтобы это не оказалось помехой для сына и соблазном совершить преступление своими устами и опозорить отца своего. А также этим нам заповедано не ставить никакой преграды евреям и неевреям, например, не давать вина назорею и орган, отрезанный от живого животного, нееврею. А также пусть не дает нееврею то, что тому запрещено, чтобы не привести его к падению в чем-либо, что запрещено неевреям.

82. «Не порти деревьев его, не поднимай на них топор» (Дварим 20; 19). Этим нам заповедано не рубить плодовых деревьев даже для того, чтобы строить осадную стену, если в округе достаточно деревьев неплодовых. А также этим нам заповедано не тратить деньги зря, даже грош. И сказали мудрецы, что тому, кто слишком много надрывает одежду в знак траура, полагается наказание плетьми. И тем более тому, кто в гневе бьет посуду. Этим он совершает два нарушения: портит имущество и поддается власти гнева настолько, что нарушает Закон, потому что с этого момента идет у него война со злым началом гнева, которое пытается заставить его отказаться от еврейства. Как написано (Мишлей 29;22): «Человек гневливый сеет раздор, и у вспыльчивого много преступлений». И мы уже уведомили, что мудрецы сказали: «Если ты видишь человека, который в гневе бьет посуду, пусть он будет в твоих глазах как идолопоклонник, так как в этом состоит способ злого начала: сегодня говорит: “Сделай так-то”, а завтра скажет: “Поклоняйся идолам”».

И сказали мудрецы: «Пусть человек не выливает воду из своего колодца, если она может понадобится другим». Тем более, что нам заповедано не портить свое тело и не подвергать его опасностям или самоистязанию, понапрасну губить его постом из-за сожаления и гнева или оплакивать умершего слишком много. Но тот, кто в трауре и оплакивает свои преступления, — о нем сказано (Ишая 57; 18): «Пути его видел Я, и исцелю его, и успокою его, и заплачу утешениями ему и скорбящим его». И сказано (Берешит 9;5): «Но кровь вашу и души ваши взыщу Я», и сказали мудрецы: «От вас самих, от ваших душ взыщу Я вашу кровь».

83. «Три года да будут они для вас запретными, и не ешьте их» (Ваикра 19;23). В первые три года после посадки дерева плоды его запрещены к любому использованию, это действительно и за пределами Эрец-Исраэль, а все, что запрещено к любому использованию, нельзя дарить и нееврею. Плоды виноградника запрещены к любому использованию в четвертый год, пока их не выкупят. А выкупить невозможно, до тех пор, пока плоды не достигнут такой степени созревания, что от них можно отделять десятину (маасер). А когда наступит время, когда можно отделять десятину? Когда плод созрел, подобно тому, как сказали мудрецы: «Когда плоды созреют настолько, что от них можно отделять десятину» (см. трактат Маасрот 1;2).

84. «Поэтому сыны Израилевы не едят сухожилие, которое из сустава бедра» (Берешит 32;33). Это сухожилие (нашэ) запрещено к любому использованию, ее нельзя давать и рабам-неевреям, и нельзя посылать нееврею в подарок ногу животного с этим сухожилием. И нельзя давать «нашэ» и его жир собаке и кошке, которых человек постоянно кормит.

85. «Не крадите, не лгите и не обманывайте» (Ваикра 19; 11). Сказали мудрецы: «Не крадите, даже если вы делаете это, чтобы огорчить другого, то есть человек не должен говорить, я, мол, украду эту вещь, а он пожалеет и огорчится, и будет ему обидно, и впредь постарается лучше беречь свои вещи, а потом я ее верну. А также нельзя взять чужую вещь, попользоваться и вернуть. И не воруй свое у вора, чтобы не оказаться вором».

86. «Не гадайте и не ворожите [не высчитывайте время]» (там же 19;26). Не гадайте подобно тем, кто гадает на крысах и на птицах. Выпал у него хлеб изо рта, олень перебежал дорогу, — и он говорит, это, мол, примета, удачи не будет на моем пути, и из-за этого он возвращается. А также не следует отправляться к гадателю спросить, делать что-либо или отказаться от чего-либо.

Не высчитывайте время, то есть не говорите, мол, в такой-то день стоит начинать работу, а в такой-то день не стоит отправляться в путь. И нельзя слушаться тех, кто гадает по небесам. Но следует уповать на Всевышнего, Всевышнего небес и земли. Поэтому сказано (Дварим 18; 13): «Чистосердечно верь Всевышнему». Из этого следует, что гадатели и ворожеи не обладают упованием на Всевышнего. А эти дурные поступки являются деяниями жителей земли Кнаан (Ханаан), как сказано (там же 18; 14): «Ибо народы, которым ты наследуешь, гадателей и кудесников слушают они, а тебе не то дал Всевышний».

87. «Не делайте неправды на суде» (Ваикра 19; 15). Ведь далее сказано: «Не будь снисходителен к нищему и не угождай великому: по правде суди ближнего своего», — о каком же суде говорится в начале стиха? Сказали мудрецы, что это мера и вес, и мера жидкости. Отсюда следует, что измеряющий называется судьёй, и если он обманул при обмере, то подобен тому, кто судит несправедливо и зовется нечестным и отвратительным, и проклятым, и мерзким. И это приводит к пяти вещам, ибо кто вершит несправедливость загрязняет (метаме) страну и хулит Имя, и лишает Присутствия Всевышнего, из-за него гибнут люди от меча, приводит народ к изгнанию. И также сказано далее (Ваикра 19;35): «Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе и в мере месура. Весы верные, камни справедливые, эйфа верная и ин верный да будут у вас. Я Всевышний, Который вывел вас из земли Египетской». «В измерении» — это мера площади, «в весе» — само собой понятно, «в мере месура» — это мера жидкости и сыпучих тел, «камни справедливые» — это гири, «эйфа» — это мера сыпучих тел, «ин» — это мера жидкости. «Я Всевышний, Который вывел вас из земли Египетской» — различил Я в Египте между первенцем и непер-венцем, и Я верен обещанию заплатить тому, кто окунает свои гири в соль, чтобы обманывать людей, которые и не подозревают обмана.

88. «Не будь притеснителем его» (Шмот 22;24). Этим нам заповедано не притеснять должника, а заимодавцу нельзя проходить близко от должника, если знает, что тому нечем заплатить. Потому что он не должен задевать должника и ослаблять его дух. И сказали мудрецы, что, проходя близко от должника, заимодавец как бы подвергает его двум наказаниям (Теилим 66; 12): «Ты посадил человека на голову нашу, прошли мы огонь и воду». И следует облачиться ревностью и увещевать тех, кто угнетает наш народ, кто заковывает должника в кандалы, хотя и нечем ему.платить.

89. «И не записывайте [не налагайте на него] проценты» (Шмот 22;24). Предупреждение свидетелям, так как и заимодавец, и должник, и свидетели нарушают запрет. Поэтому сказано «не записывайте», во множественном числе, после того, как сказано «не будь у него заимодавцем», поскольку это предупреждение свидетелям,[которые подписывают вексель; их должно быть не меньше двух].

90. «Никакого увечья не должно быть на ней» (Ваикра 22;21). Этим нам заповедано не наносить увечья первенцу животного, даже в наше время, когда нет Храма.

91. «Не паши на быке и осле вместе» (Дварим 22; 10). Этим нам заповедано не пахать и не использовать при молотьбе связанных вместе ярмом или веревкой животных двух видов. А также не вести их вместе связанных. А то, что сказано «не паши», — такое упоминание обычных действий используется для лучшего понимания. И даже погонять их голосом нельзя. И два мула, один от лошади рожденный, а другой от ослицы, считаются двумя разными видами, и нельзя их вести вместе. И запрещено вести мула с лошадью или с ослом.

92. «И камнем не покрывайте пол в стране вашей, чтобы поклоняться на нем» (Ваикра 26; 1). Этим нам заповедано не кланяться Всевышнему на каменном полу в синагоге и в любом месте, кроме Храма.

93. «Не оскверняйтесь ими» (там же 11;43). Этим нам заповедано не есть отвратительную пищу, не есть рыбу или саранчу, пока она не умрет, а также не пить из рога, которым отворяют кровь[то есть из медицинской посуды, которой пользовались для отворения крови и т.п.]. И тот, кто не идет вовремя по естественной надобности преступает запрет «не оскверняйтесь».

94. «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату, чтобы земля не извратилась и не наполнилась земля развратом» (там же 19;29). Объяснили мудрецы, что это предупреждение не отдавать незамужнюю дочь мужчине не для женитьбы, и тогда не извратится земля, ибо если ты станешь так поступать, земля наполнится развратом и принесет свои плоды не в вашей стране, а в другой. И также сказано (Ирмия 3;3): «Задержаны были дожди, и не было позднего дождя; но чело развратницы было у тебя». И не разрешены наложницы без «кидушин» и без ктубы (брачного контракта); лишь царю разрешено, потому что страх перед ним владеет всеми и никто не станет распутничать с ней. Поэтому когда царь берет себе наложницу, это подобно браку. А после разрешения наложниц царю, мудрецы постановили, что невеста без благословения запрещена мужчине, как во время менструации.

95. И вот ты видишь, насколько велико наказание тому, кто берет себе незамужнюю женщину для распутства, так как об этом сказано (Ваикра 19;29): «И не извратится земля, и не наполнится земля развратом». И тот, кто распутничал с незамужней женщиной единожды наказывается плетьми по постановлению мудрецов. В великую западню попадаются те, кто распутничает с незамужней женщиной, так как она стыдится окунуться в реку или в микву, чтобы очиститься от нечистоты менструации, чтобы обществу не открылось ее распутство, — поэтому такая женщина остается в нечистоте менструации, «нечистота ее на подоле ее, она не думает о последствиях».

Еще сказали мудрецы, что заповедь «не оскверняй дочери своей развратом» есть также предупреждение не выдавать свою дочь за старика.

96. «Не ешьте никакой падали» (Дварим 14;21). Сказали мудрецы, что любое животное, зарезанное не по правилам «шхиты», считается падалью. И увещевающим уготована милая доля за то, что они предупреждают людей быть осторожными и внимательными и в точности исполнять правила «шхиты». Следует выбирать такого резника, который боится нарушить эти правила, поскольку большинство евреев полагается на него в заповеди о «шхите» и последующей проверке мяса. И хотя мудрецы сказали, что большинство резников — знатоки своего дела, в некоторых местах попадаются и незнающие и не очень умные люди. И мы видели, что сердца многих далеки от страха перед преступлением, а тот, кто греха не боится, не поймет, насколько следует быть точным в проверке ножа, потому что при этом следует быть очень сосредоточенным. Взгляни, вот человек проверяет нож дважды и трижды, а небольшую зазубрину не замечает и лишь потом обнаруживает, потому что сосредоточился. Вот насколько чувство осязания зависит от намерения сердца сосредоточиться! Кроме того, человек, не обладающий страхом пред Всевышним, недобросовестно относится к проверке горла и пищевода и к остальным тонкостям и деталям, как это ясно тому, кто знает правила «шхиты».

97. «И взятку не бери» (Шмот 23;8). И даже для того, чтобы оправдать правого и обвинить виноватого, и хотя оба тяжущихся согласились вместе заплатить судье. Так сказали мудрецы: «Недействительны приговоры того, кто берет мзду за то, чтобы судить. Но можно оплатить ущерб, который он понесет, оставив свою работу [ради суда], если этот ущерб заметен и ограничен, и известен людям. Но и это при условии, что ни один из тяжущихся не заплатит за ущерб больше другого».

98. Сказали мудрецы: «Не бери мзды даже словами», то есть если один из тяжущихся скажет судье что-либо лестное, — пусть судья отойдет от этого дела. И если один из тяжущихся, придя на суд, принес судье подарок, судье не следует брать его. А если принесли подарок до суда и судья принял подношение, — он не годится в судьи.

99. В праздник «никакой работы не должно делать; только то, что служит пищей всем душам» (Шмот 12;'16). Сказали мудрецы, что поскольку в праздник разрешено выносить предметы из дома на улицу, значит, разрешено выносить и не для еды, но лишь при условии, что это для нужд того же дня. Подобно тому, что разрешено в праздник выносить свиток Торы на улицу для того, чтобы читать его в тот же день. Но нельзя выносить для нужд будней. Только для нужд праздника; и многие совершают преступление, вынося ключ от ларя на улицу в праздничный день, хотя в нем и нет ничего такого, что можно съесть в праздник.

100. «Да не наденет мужчина одежды женской» (Дварим 22;5). Это также предупреждение не сбривать волосы подмышкой и в паху.

101. «Не наведи крови на дом свой» (там же 22;8). Это предупреждение не заводить в доме злую собаку и не ставить сломанную лестницу в доме.

102. «Не работай на первородном быке твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего» (там же 15; 19). Заповедь о первенце действительна как в Эрец-Исраэль так и за ее пределами. А если первенец затерялся в сотне или тысяче других животных, — все они запрещены к любому использованию.

103. «Не делайте подобного для Всевышнего» (Дварим 12;4). Это предупреждение не стирать Имя.

104. «И по законами их не поступайте» (Ваикра 18;3). Этим нам заповедано удалиться от всех поступков эморей-цев (даркей а-эмори), то есть не принимать на веру никакие талисманы, наговоры, снадобья и зелья, которые не от врачей, специалистов в медицине.

105. «Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня» (там же 23; 14). Хлеб нового урожая запрещено употреблять до второго дня холь-а-моэд Песах [до второго дня пасхальной недели] в Эрец-Исраэль и за ее пределами.

106. Мы написали о многом, исходя из того, что часто люди ошибаются по незнанию, так как этого не слышали их уши. А кое о чем им известно, что запрещено, но неизвестно насколько строг запрет. И мы говорили об этом, чтобы люди не заблуждались в будущем. Да услышит мудрый и добавит разума, чтобы предостерегать народ о подобном, что случается с ним. А разумеющие напомнят и будут сиять, подобно свету небес.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше