Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше, чтобы человека называли всю его жизнь сумасшедшим, чем быть негодяем перед Б-г хотя бы на мгновение.»Трактат Эдуйот, 5 глава
Торговец и свечи в лавке купца. Есть ли разница в качестве товаров?

«И говорил Кораху и всему его обществу, говоря так: “Утром (завтра) известит Б-г, кто Его…”»[1] (для служения в Храме — прим.).

Написано в Мидраше[2]: Сказал им Моше: Всевышний уста­новил в мире, сотворенном Им, четкие границы. Разве вы можете перемешать день и ночь?! Ведь уже сказано: «И был вечер и было утро», и «И отделил Б-г свет от тьмы»[3] для пользы мира. Таким же образом (Аарон и его потомки выделены, чтобы быть свободными для служения в Храме, и вы не можете это из­менить — прим.): «Б-г выделил Аарона и наделил его особой святостью»[4]. (То есть, все члены колена Леви наделены святостью, а Аарон и его дети еще больше — прим.)

Для разъяснения этого приведем еще один Мидраш[5]: «И назвал Б-г (то время, когда есть) свет днем.» — это деяния праведников, «.а тьму назвал ночью» — это деяния грешников.

Притча.

Один торговец пришел ночью в лавку большого купца купить товар. Купец поскорее зажег свечи, чтобы торговец мог смотреть и выбирать товар, и спросил: «Какого качества товар ты хочешь купить — простого или добротного?» Торговец ответил: «Я не вижу разницы в ка­честве товара, для меня все выглядит одинаково. Я выберу то, что мне понравится, и возьму все по одной и той же цене». Услышав слова этого наглеца, купец тут же загасил все зажженные им свечи, и оставил его в темноте. Торговец удивился: «Что ты делаешь?!» Купец ответил: «Если ты считаешь, что нет разницы между плохим и хорошим, и весь товар должен быть по одной цене, то зачем тебе свеча?! Бери все, что попада­ет в руку!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний вместе со светом дня сотво­рил свет разума, чтобы человек мог различать между людьми, кто ум­нее, кто мудрее, и судить каждого согласно его уровню. Корах же сказал: «Ведь все общество, все святы.»[6], то есть, все находятся на од­ном уровне, и нет между ними разницы. Поэтому нет нужды различать свет и ум. На это Моше ответил: «Всевышний установил в мире четкие границы, и свет разума помогает различать между людьми. А если так (как ты говоришь — прим.), то нет пользы в том, что Б-г отделил свет от тьмы и наделил человека разумом, чтобы правильно оценивать вещи. Ведь раз, по вашему мнению, все товары одинаковы, то нет нужды их освещать. Но вы ведь видите, что невозможно перемешать день и ночь, так как мир нуждается в том, чтобы между ними было различие. И как необходимо для мира, чтобы свет был отдален от темноты, таким же об­разом мир нуждается в том, чтобы Аарон был выделен, и обладал осо­бой святостью».

«Мало у вас того, что Б-г Израиля выделил вас (левитов — прим.) из общины Израиля, чтобы приблизить вас к Себе… а вы просите еще и священнослужения? Поэтому ты и вся твоя община, собираетесь против Б-га.»[7].


[1] Бемидбар 16:5

[2] Мидраш Бемидбар Раба 18:17

[3] Берешит 1

[4] Диврей а-Ямим I 23:12

[5] Мидраш Берешит Раба 1:8

[6] Бемидбар 16:3

[7] Бемидбар 16:9-11

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Нам заповедано изучать Тору и постигать заложенную в ней мудрость Всевышнего, дабы лучше понимать Его волю и, тем самым, лучше понять возложенную на каждого из нас миссию в этом мире. Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид». Читать дальше