Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благотворительность и правосудие — врата Торы. Награда за благотворительность — богатство, а награда за правосудие — власть»Виленский Гаон, Совершенная мера, 10
Царь Шломо углубленно исследовал всю Тору, но дойдя до заповеди о красной корове, он понял, что заповеди иррациональны

Говорится в Талмуде[1]: Сказал Всевышний царю Давиду: «Тебе ли построить Мне дом, где Я буду пребывать»[2]. Что делали нечестивцы? Приходили под его окна и кричали: «Давид, когда же будет построен Храм? Когда мы пойдем в дом Б-га?» (то есть, они издевались над царем Давидом, зная, что пока он жив, Храм не будет построен — прим.). Царь Давид же говорил: «Хотя они хотели меня рассердить, я все же радовался их словам», как сказано: «Радовался я, когда говорили мне: “Пойдем в дом Б-га”»[3]. Сказал ему Всевышний: «Когда наполнятся дни твои, и поставлю Я после тебя потомство твое.

он построит дом ради имени Моего»[4]. Говорит Всевышний: Я отсчитаю тебе полные дни, а не части дней. Твоя праведность и справедливость, которую ты делаешь, дороже Мне, чем жертвоприношения, как сказано: «Праведные поступки и правосудие более угодны Б-гу, чем жертва»[5] (то есть, даже один день жизни царя Давида важнее Б-гу, чем тысяча жертв, которые в будущем принесет в Храме его сын царь Шломо[6] — прим.).

Притча.

У одного вельможи был повар, который умел искусно готовить все. Когда он состарился, вельможа стал искать себе в дом врача. Ему удалось найти в дальней стране очень сведущего врача, и договориться с ним, что тот будет жить у него, но с условием, что пока повар жив, врач не приедет. Слуги говорили с нетерпением: «Когда уже умрет этот старик, и его место займет тот мудрец!» Вельможа услышал это и рассердился: «Вы что, думаете, что я велел врачу не приезжать, пока повар жив, потому что у меня дома тесно, и нет места для двоих?! Вы потому ждете не дождетесь, пока старик умрет?! Дело вовсе не в этом! Просто я доверяю этому повару. Все время, пока он готовил еду, она ни разу не причинила мне вреда, и я не страдал от болезней. Поэтому мне не нужен был врач. Но я беспокоюсь о том, что будет, когда повар умрет. Поэтому я нашел врача. Но я бы хотел, чтобы повар жил долго, пока он жив, я уверен, что не заболею. И это лучше, чем болеть и быть вылеченным мудрым врачом».

Смысл этой притчи в том, что нечестивцы, жившие во время царя Давида, полагали, что то, что Храм не строился в его дни, это его недостаток, и он жалеет об этом. Но, на самом деле, в дни царя Давида не было нужды в Храме. Поэтому его слова: «Радовался я, когда говорили мне: “Пойдем в дом Б-га”» были совершенно правильными. Те думали, что оскорбляют его, а на самом деле то, что Храм не строился в его дни, было ему хвалой. И это то, что сказал ему Всевышний: «Когда наполнятся дни твои… и поставлю Я после тебя потомство твое… он построит дом ради Имени Моего.». Понятно, что сын царя Давида не будет таким же цельным, как он. Поэтому дальше сказано: «а когда согрешит, накажу его».[7] — вот тогда будет нужда в Храме (чтобы искупать грехи). Но что касается тебя, Давид, то твоя праведность и справедливость, которую ты делаешь, дороже Мне, чем жертвы!

«И сделал так Аарон»[8].

Сказано[9]: «Это похвала Аарону за то, что выполнил все в точности, без никаких изменений». Чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша[10]: «Сказал я: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня»[11]. Сказал царь Шломо: «Я углубленно изучал и исследовал всю Тору, и всему нашел объяснение, пока не дошел до законов о красной корове. Тогда я сказал: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня». Знай, что многие мудрецы писали во многих книгах, что не следует пытаться постичь смысл заповедей Б-га, благословен Он. Следует просто следовать Его повелениям с твердой верой, как сказал царь Давид: «Путь веры избрал я, законы Твои предо мной»[12] — то есть, даже те заповеди, которые я способен постичь (мишпатим), я предпочитаю выполнять, потому что верю в Творца (а не потому, что понимаю их логику), также как и те законы (хуким), логика которых скрыта от человеческого разума.

Притча.

Трем больным одной и той же болезнью, врач дал одинаковое лечение. Один человек не стал вникать, что, как и почему. Он просто выполнял все указания врача и вылечился. Второй больной немного понимал в медицине, и пытался сам разобраться во всем, что ему прописали. То, чего он не понимал, он не выполнял, и умер от своей болезни. Третий больной тоже немного разбирался в медицине, но знал, что его врач очень мудрый и опытный. Он решил так: даже если я захочу понять курс лечения, то не пойму все, что знает этот опытный врач. Так лучше я положусь на его мудрость.

Так и здесь. Если человек соблюдает заповеди «Не укради» или «Не грабь» для пользы общества, то он как бы пытается заработать на деньгах Хозяина. Зачем ему это? Он должен соблюдать заповеди потому, что Всевышний так велел, за это он получит от Него награду в будущем мире. Поэтому царь Давид как бы оправдывается: «Глубокому пониманию (Торы и смысла заповедей) Ты научил меня, ведь в заповеди Твои верю я»[13], то есть: я достоин того, чтобы Ты вразумил меня, так как верю, что Ты заповедал заповеди.


[1] Иерусалимский Талмуд, трактат Шкалим глава 2

[2] Шмуэль II 7:5

[3] Теилим 122:1

[4] Шмуэль II 7:12-14

[5] Мишлей 21:3

[6] Шабат 30а

[7] Шмуэль II 7:14

[8] Бемидбар 8:3

[9] Сифри 8

[10] Мидраш Бемидбар Раба, начало недельной главы Хукат

[11] Коэлет 7:23

[12] Теилим 119:30

[13] Теилим 119:66

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина