Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хукат, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Это закон Торы, о котором приказал Б-г так.»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Всевышний: «Я установил закон, вынес приговор, и ты не имеешь права его нарушить».
Разъясним это с помощью притчи.
Притча.
Одному балбесу улыбнулась удача и ему удалось очень разбогатеть. Он решил, что хочет породнится с раввином и выдать свою дочь замуж за его сына, и вызвал к себе шадхана, пообещав заплатить ему любую сумму, лишь бы тот уговорил раввина женить сына его дочери. Шадхан взялся за дело. Несмотря на то, что раввин не был готов на родство с тем человеком, и более того, никогда не считал нужным общаться с ним, как с другими уважаемыми жителями того города, шадхану удалось сладкими речами уговорить его согласиться на этот брак.
После свадьбы отец невесты заметил, что раввин продолжает с ним не разговаривать. Он недоумевал: мы ведь теперь породнились, как это он относится ко мне, как к чужому?! Его слова дошли до раввина, и он попросил передать ему следующее: «Он неправильно оценивает ситуацию. Ему кажется, что этот брак был правильным для обеих сторон — и для невесты и для жениха, и поэтому недоумевает, почему я с ним не общаюсь. На самом деле все наоборот. С моей стороны правильно не общаться с ним, ведь о чем я могу говорить с этим пустозвоном? Вопрос другой: почему я вообще согласился на этот брак? На этот вопрос у меня ответа нет!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний «породнился» с ничтожным творением — человеком, состоящим из плоти и крови, и дал ему драгоценную Тору. Когда еврей читает ее, находит в ней непонятные вещи и недоумевает: почему Всевышний не разъяснил ему все Свои слова понятно, не загадками, чтобы он все хорошенько уразумел. Ответ Всевышнего на это: человек ошибается, считая, что его связь с Всевышним равноценна с обоих сторон. Поэтому он не понимает, почему Всевышний не разъяснил ему все ясно и четко. Но, на самом деле, все не так. Большой вопрос, почему Он решил связаться с человеком, а потому все, что Он ему дал, человек должен принимать как закон, который понять невозможно. И не должен человек требовать, чтобы ему указали причины тех или иных заповедей, а должен решить, что это закон. А почему Всевышний решил даровать Тору и заповеди человеку — это тайна, и это то, что сказано: «Это закон Торы, о котором приказал Б-г так…» (мы должны исполнять все Его законы, как приказ, даже не понимая смысла того, что мы делаем — прим.).
[1] Бемидбар 19:2
[2] Мидраш Бемидбар Раба 19:1
[3] Мидраш Бемидбар Раба 19:3
[4] Коэлет 7:23-24
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»