Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовeль – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Шмита и йовель отсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. (Историческая справка. Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.) Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

В главе «Бехукотай» описан выбор, который Все­вышний дал евреям. Творец указал, что успех и благополучие — либо беды и неудача еврейского народа в стране Израиля — целиком зависят от их поведения. Если евреи идут путями Торы, сбывает­ся сказанное: «Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. И достигнет у вас молотьба сбора ви­нограда, а сбор винограда достигнет сева. И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле... и падут ваши враги пред вами от меча» (там же, 26:4-7).

В случае если евреи будут нарушать заповеди Торы, произойдет следующее: «А если при том не послушаете Меня, то буду еще карать вас… и сделаю ваши небеса как желе­зо, а вашу землю как медь. И тратиться будет напрасно ваша сила, и не даст ваша земля своего урожая, и дерево не даст своих плодов…» (там же, 26:18-20). Тора продолжает: «А если при этом Мое­го назидания не примете и ходить будете со Мной непостоянно, то Буду ходить и Я с вами непостоян­но, и поражу вас… и преданы будете в руки врага…» (26:23-25). Четвертое предупреждение грозит самой тяжкой карой: «И опустошу Я землю... А вас рассею между народами… Я вселю робость в их (евреев) сердца на землях их врагов, и будет преследовать их шорох листа… И потеряете вы [друг друга] среди народов, и пожрет вас земля ва­ших врагов…» (26:32, 33, 36, 38, 40).

Б-г руководит миром, наказывает за нару­шения и награждает за добрые дела. Но не всегда этот принцип виден невооруженным глазом. Быва­ют ситуации, когда люди, следующие путями Торы, страдают, а злодеи ведут богатую и благополуч­ную жизнь.

Рамбам указывает, что в этом мире нет пря­мого, окончательного расчета. Что же означают предсказания, упомянутые в нашей главе? Мы зна­ем, что в нашем мире мы не всегда наблюдаем прямую зависимость между действиями человека и тем, что с ним происходит. Рамбам поясняет: обещания Всевышнего касаются именно жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль, где судьба сынов Израиля не будет идти по естественным за­конам природы (и даже окружающие их народы, которые будут следить за жизнью евреев в своих странах, за­метят это).

Предсказание завершается словами об изгнании евреев из Эрец-Исраэль и рассеянии в странах их врагов. При этом Всевышний обнадеживает евреев: «Но при всем этом, когда они будут в земле своих врагов, Я ими не пренебрегу и не отвергну их [до того, чтобы] их ис­требить, нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г-сподь, их Б-г» (26:44).

Тора предсказывает еврейскому народу изгнание и рассеяние среди врагов. Вместе с тем, Тора предсказывает евреям вечное сохранение. Ведь Творец даровал сыновьям Израиля вечность, не смотря ни на что. И в галуте евреи идут путем, которым их ведет Творец, путем, которому неподвластны обычные законы истории.

Совершенно понятно, что переселение (тем более – бегство) в чужую страну, пребывание в ней – со­стояние дискомфортное, а Тора к тому же назы­вает страны изгнания не просто чужими, но – зем­лей врагов. Оно не просто дискомфортное, оно очень небезопасное. Две основные опасности, что подстерегают еврейский народ в изгнании (галуте), – угроза физического преследования и угроза утраты духовности. В этом стихе Все­вышний обещает, что сохранит Свой народ и физически (не даст его истребить), и духовно (сохранит Свой завет с ним).

Как это происходит? Какими способами, ка­кими «маневрами» Всевышний проводит Свой на­род между опасностями? Ведь представить себе, что евреи выжили и сохранились как народ в многове­ковых изгнаниях естественным путем, просто не­возможно. История еврейского народа – единственный в истории пример подобного выжи­вания. Это чудо.

Всевышний ведет евреев, как канатоходца по ка­нату. Об одном из «приемов» Всевышнего в спасе­нии евреев от физического уничтожения гово­рит в своей книге «Перед приходом Машиаха» рав Эль­ханан-Буним Вассерман, один из крупнейших еврейских мудрецов 20 века. (Когда началась Вто­рая мировая война, рав Вассерман находился в США. Лучше многих других понимая, что происхо­дит, он, тем не менее, вернулся в Польшу к своим ученикам и вместе с ними погиб в каунасском Де­вятом форте.)

В своей книге в главе «Дела отцов» рав Вас­серман пишет: «Мидраш снабдил нас замечатель­ным ключом к пониманию сообщений Торы: «Дела от­цов – знак для сыновей». В повествовани­ях Торы – вся история еврейского народа от первых до по­следних дней. В разделе «Ваишлах» описы­вается встреча Яакова с Эсавом, в которой содер­жится на­мек на жизнь евреев среди других наро­дов».

В п. 22 главы «Пастыри» мы читаем: «Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (нача­ло раз­дела «Ваишлах»). В нем говорится: «а остав­шийся лагерь предназначен для спасения» (Бере­шит, 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, слу­жащая им убежищем. Во время изгнания из Испа­нии перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия». А в п. 23 рав Эльханан­-Буним пишет: «И положите расстояние между ста­дами» (Берешит, 32:16). В эпоху галута преследова­ния евреев всегда чередовались с передышками».

Случалось в какие-то периоды в разных странах, что жизнь евреев была достаточно спо­койной. Как ни странно, надо сказать, что такое благополучие в известном смысле более опасно для нас, чем пре­следования. Чем угрожает существованию еврейского народа спокойная жизнь, которая по­рой выпадала нам в изгнании? Духовным сме­шением. В новой обстановке естественно желание приспособиться к среде, быть как все. Для того что­бы плыть против течения, оставаясь самим собой, нужны огромные силы. Один из способов, кото­рым Всевышний спасает Свой народ от ассимиля­ции, – скитания.

Рав Меир-Симха А-Коэн в комментариях на главу «Бехукотай» в своей книге «Мешех хохма» раз­мышляет о том, что евреям случалось прижи­ваться на чужом месте, особенно если власти в этих странах хорошо к ним относились. Большая часть его рассуждений относится к восточноевро­пейскому еврейству. Он пишет (цитирую по книге моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благо­словенна память праведника, «…Чтобы ты остал­ся евреем», где отец приводит этот отрывок): «Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то но­вого. Появятся ошибочные мысли, начнут крити­ковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: «Ложь то, что передали нам отцы». Евреи начнут забывать свое происхо­ждение… оставят учение своей веры, начнут изу­чать чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он – пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной… Но не радуйся, еврей, радо­стью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: «Ты – еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!» Вы­рвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык – это лашон кодеш (святой язык, иврит), а чужие языки – как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только сло­ва Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Ма­шиаха, и придет он, и спасет…»

Эти слова рав Меир-Симха написал не толь­ко за­долго до начала Второй мировой войны, но задол­го до прихода к власти Гитлера (рав Меир­-Симха скончался в 1926 году). На каком основании он пи­сал о грядущей «страшной буре»? Как мог он ее предвидеть? Он находил предсказание такого вме­шательства Всевышнего в судьбу евреев в Торе, в словах о том, что евреи не будут знать по­коя и отдыха, находясь на чужой земле: «Но и меж­ду теми народами не успокоишься ты, и не будет по­коя твоей ступне …» (Дварим, 28:65). Стоит им за­быться, вычеркнуть из памяти, что они пришель­цы, как Всевышний посылает бурю, она перемещает спасшихся на новое место, и это тяже­лое потрясение становится для народа возможно­стью духовного очищения.

Так «маневрирует» Всевышний, спасая евреев от духовной гибели угрозой физического уничтоже­ния и спасая их от физического уничтоже­ния подго­товкой «посадочной площадки» и «пере­дышками». И в Эрец-Исраэль, и в галуте жизнь не идет обычным путем, а движется соглас­но плану, начертанному Б-гом.

Нам всегда радостно читать и слышать о чу­десах и спасении из трудных обстоятельств, прихо­дящих к нам от Всевышнего, и трудно осознавать, что и тя­желые события нашей жизни имеют источ­ником Его волю. Однако это так. В трактате Талмуда «Бава батра», 73б Раба бар бар Хона рассказывает одну из своих извест­ных агадот (агада – некая история, нередко фанта­стического содержания, понимать которую часто следует ал­легорически). Однажды, рассказывает Раба бар бар Хона, мы шли на корабле и увидели рыбу. Она была покрыта песком, и на ней росла трава. Мы подумали, что это суша, спустились с корабля, начали печь и варить на ней, а когда рыбе стало жарко, она перевернулась. Не будь корабль близко, мы бы потонули.

Мой отец рав Ицхак Зильбер объяснял эту аллего­рию от имени своего отца. Речь тут идет о евреях, говорил он. Им кажется, что место, где они обосно­вались, – это прочный, надежный остров. А это не остров, это рыба, которая в любой момент может перевернуться.

Всем нам свойственно сближаться с людь­ми, кото­рые нас окружают, ценить культуру и язык стран, куда нас забросило рассеяние. Даже возвра­щаясь к своим корням, узнавая про субботу и кашрут, де­лая первые попытки соблюдения Торы, многие из нас продолжают чувствовать себя ча­стью народа, среди которого они живут. А нам не­льзя забывать, что мы евреи, иначе мы не сможем выполнять возложенные на нас обязанности. Вот поэтому-то Всевышний и не дает нам нигде укоре­ниться, пу­стить корни. Где бы мы ни были, кроме Эрец­-Исраэль, мы всегда должны помнить, что мы – не коренное население.


В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя десятки лет после этого, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам до сих пор остаются бесплодными. Читать дальше

Кто смеется последним? Размышления об арабо-израильском конфликте

Рав Аарон Лупьянский

История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.

Война по-еврейски

Переводчик Виктория Ходосевич

Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу

Олимпийское молчание

Рав Шрага Симмонс

Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.

Два государства для двух народов

р. Ури Калюжный

Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...