Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовeль – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Шмита и йовель отсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. (Историческая справка. Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.) Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

В главе «Бехукотай» описан выбор, который Все­вышний дал евреям. Творец указал, что успех и благополучие — либо беды и неудача еврейского народа в стране Израиля — целиком зависят от их поведения. Если евреи идут путями Торы, сбывает­ся сказанное: «Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. И достигнет у вас молотьба сбора ви­нограда, а сбор винограда достигнет сева. И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле... и падут ваши враги пред вами от меча» (там же, 26:4-7).

В случае если евреи будут нарушать заповеди Торы, произойдет следующее: «А если при том не послушаете Меня, то буду еще карать вас… и сделаю ваши небеса как желе­зо, а вашу землю как медь. И тратиться будет напрасно ваша сила, и не даст ваша земля своего урожая, и дерево не даст своих плодов…» (там же, 26:18-20). Тора продолжает: «А если при этом Мое­го назидания не примете и ходить будете со Мной непостоянно, то Буду ходить и Я с вами непостоян­но, и поражу вас… и преданы будете в руки врага…» (26:23-25). Четвертое предупреждение грозит самой тяжкой карой: «И опустошу Я землю... А вас рассею между народами… Я вселю робость в их (евреев) сердца на землях их врагов, и будет преследовать их шорох листа… И потеряете вы [друг друга] среди народов, и пожрет вас земля ва­ших врагов…» (26:32, 33, 36, 38, 40).

Б-г руководит миром, наказывает за нару­шения и награждает за добрые дела. Но не всегда этот принцип виден невооруженным глазом. Быва­ют ситуации, когда люди, следующие путями Торы, страдают, а злодеи ведут богатую и благополуч­ную жизнь.

Рамбам указывает, что в этом мире нет пря­мого, окончательного расчета. Что же означают предсказания, упомянутые в нашей главе? Мы зна­ем, что в нашем мире мы не всегда наблюдаем прямую зависимость между действиями человека и тем, что с ним происходит. Рамбам поясняет: обещания Всевышнего касаются именно жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль, где судьба сынов Израиля не будет идти по естественным за­конам природы (и даже окружающие их народы, которые будут следить за жизнью евреев в своих странах, за­метят это).

Предсказание завершается словами об изгнании евреев из Эрец-Исраэль и рассеянии в странах их врагов. При этом Всевышний обнадеживает евреев: «Но при всем этом, когда они будут в земле своих врагов, Я ими не пренебрегу и не отвергну их [до того, чтобы] их ис­требить, нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г-сподь, их Б-г» (26:44).

Тора предсказывает еврейскому народу изгнание и рассеяние среди врагов. Вместе с тем, Тора предсказывает евреям вечное сохранение. Ведь Творец даровал сыновьям Израиля вечность, не смотря ни на что. И в галуте евреи идут путем, которым их ведет Творец, путем, которому неподвластны обычные законы истории.

Совершенно понятно, что переселение (тем более – бегство) в чужую страну, пребывание в ней – со­стояние дискомфортное, а Тора к тому же назы­вает страны изгнания не просто чужими, но – зем­лей врагов. Оно не просто дискомфортное, оно очень небезопасное. Две основные опасности, что подстерегают еврейский народ в изгнании (галуте), – угроза физического преследования и угроза утраты духовности. В этом стихе Все­вышний обещает, что сохранит Свой народ и физически (не даст его истребить), и духовно (сохранит Свой завет с ним).

Как это происходит? Какими способами, ка­кими «маневрами» Всевышний проводит Свой на­род между опасностями? Ведь представить себе, что евреи выжили и сохранились как народ в многове­ковых изгнаниях естественным путем, просто не­возможно. История еврейского народа – единственный в истории пример подобного выжи­вания. Это чудо.

Всевышний ведет евреев, как канатоходца по ка­нату. Об одном из «приемов» Всевышнего в спасе­нии евреев от физического уничтожения гово­рит в своей книге «Перед приходом Машиаха» рав Эль­ханан-Буним Вассерман, один из крупнейших еврейских мудрецов 20 века. (Когда началась Вто­рая мировая война, рав Вассерман находился в США. Лучше многих других понимая, что происхо­дит, он, тем не менее, вернулся в Польшу к своим ученикам и вместе с ними погиб в каунасском Де­вятом форте.)

В своей книге в главе «Дела отцов» рав Вас­серман пишет: «Мидраш снабдил нас замечатель­ным ключом к пониманию сообщений Торы: «Дела от­цов – знак для сыновей». В повествовани­ях Торы – вся история еврейского народа от первых до по­следних дней. В разделе «Ваишлах» описы­вается встреча Яакова с Эсавом, в которой содер­жится на­мек на жизнь евреев среди других наро­дов».

В п. 22 главы «Пастыри» мы читаем: «Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (нача­ло раз­дела «Ваишлах»). В нем говорится: «а остав­шийся лагерь предназначен для спасения» (Бере­шит, 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, слу­жащая им убежищем. Во время изгнания из Испа­нии перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия». А в п. 23 рав Эльханан­-Буним пишет: «И положите расстояние между ста­дами» (Берешит, 32:16). В эпоху галута преследова­ния евреев всегда чередовались с передышками».

Случалось в какие-то периоды в разных странах, что жизнь евреев была достаточно спо­койной. Как ни странно, надо сказать, что такое благополучие в известном смысле более опасно для нас, чем пре­следования. Чем угрожает существованию еврейского народа спокойная жизнь, которая по­рой выпадала нам в изгнании? Духовным сме­шением. В новой обстановке естественно желание приспособиться к среде, быть как все. Для того что­бы плыть против течения, оставаясь самим собой, нужны огромные силы. Один из способов, кото­рым Всевышний спасает Свой народ от ассимиля­ции, – скитания.

Рав Меир-Симха А-Коэн в комментариях на главу «Бехукотай» в своей книге «Мешех хохма» раз­мышляет о том, что евреям случалось прижи­ваться на чужом месте, особенно если власти в этих странах хорошо к ним относились. Большая часть его рассуждений относится к восточноевро­пейскому еврейству. Он пишет (цитирую по книге моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благо­словенна память праведника, «…Чтобы ты остал­ся евреем», где отец приводит этот отрывок): «Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то но­вого. Появятся ошибочные мысли, начнут крити­ковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: «Ложь то, что передали нам отцы». Евреи начнут забывать свое происхо­ждение… оставят учение своей веры, начнут изу­чать чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он – пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной… Но не радуйся, еврей, радо­стью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: «Ты – еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!» Вы­рвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык – это лашон кодеш (святой язык, иврит), а чужие языки – как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только сло­ва Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Ма­шиаха, и придет он, и спасет…»

Эти слова рав Меир-Симха написал не толь­ко за­долго до начала Второй мировой войны, но задол­го до прихода к власти Гитлера (рав Меир­-Симха скончался в 1926 году). На каком основании он пи­сал о грядущей «страшной буре»? Как мог он ее предвидеть? Он находил предсказание такого вме­шательства Всевышнего в судьбу евреев в Торе, в словах о том, что евреи не будут знать по­коя и отдыха, находясь на чужой земле: «Но и меж­ду теми народами не успокоишься ты, и не будет по­коя твоей ступне …» (Дварим, 28:65). Стоит им за­быться, вычеркнуть из памяти, что они пришель­цы, как Всевышний посылает бурю, она перемещает спасшихся на новое место, и это тяже­лое потрясение становится для народа возможно­стью духовного очищения.

Так «маневрирует» Всевышний, спасая евреев от духовной гибели угрозой физического уничтоже­ния и спасая их от физического уничтоже­ния подго­товкой «посадочной площадки» и «пере­дышками». И в Эрец-Исраэль, и в галуте жизнь не идет обычным путем, а движется соглас­но плану, начертанному Б-гом.

Нам всегда радостно читать и слышать о чу­десах и спасении из трудных обстоятельств, прихо­дящих к нам от Всевышнего, и трудно осознавать, что и тя­желые события нашей жизни имеют источ­ником Его волю. Однако это так. В трактате Талмуда «Бава батра», 73б Раба бар бар Хона рассказывает одну из своих извест­ных агадот (агада – некая история, нередко фанта­стического содержания, понимать которую часто следует ал­легорически). Однажды, рассказывает Раба бар бар Хона, мы шли на корабле и увидели рыбу. Она была покрыта песком, и на ней росла трава. Мы подумали, что это суша, спустились с корабля, начали печь и варить на ней, а когда рыбе стало жарко, она перевернулась. Не будь корабль близко, мы бы потонули.

Мой отец рав Ицхак Зильбер объяснял эту аллего­рию от имени своего отца. Речь тут идет о евреях, говорил он. Им кажется, что место, где они обосно­вались, – это прочный, надежный остров. А это не остров, это рыба, которая в любой момент может перевернуться.

Всем нам свойственно сближаться с людь­ми, кото­рые нас окружают, ценить культуру и язык стран, куда нас забросило рассеяние. Даже возвра­щаясь к своим корням, узнавая про субботу и кашрут, де­лая первые попытки соблюдения Торы, многие из нас продолжают чувствовать себя ча­стью народа, среди которого они живут. А нам не­льзя забывать, что мы евреи, иначе мы не сможем выполнять возложенные на нас обязанности. Вот поэтому-то Всевышний и не дает нам нигде укоре­ниться, пу­стить корни. Где бы мы ни были, кроме Эрец­-Исраэль, мы всегда должны помнить, что мы – не коренное население.


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности