«Не презрю Я их и не возгнушаюсь ими» (Ваикра 26, 44). Один талмид-хахам из Иерусалима рассказал нам об удивительном событии, случившемся во времена Катастрофы:
Будучи в Манчестере, я встретил в синагоге очень пожилого еврея, который произносил Кадиш с особым воодушевлением — настолько необычным, что я удивился и понял: это не просто так. Решился подойти к нему и спросить, почему он так читает. И услышал в ответ рассказ о чистой вере в Создателя.
Всевышнему было угодно, — рассказал старик, — чтобы во времена Катастрофы я побывал в самых страшных концлагерях. То, что мы видели вокруг, было ужасно, это невозможно описать нынешним молодым людям. В смертельном страхе мы ждали, что готовит следующее мгновение, не представляли, что таит в себе будущее.
Я в этот период действительно научился уповать на Всевышнего, благословен Он. С самого первого мгновения в лагере я знал, что, если не сумею сделать этого, для меня все кончится плохо. Я все время повторял: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» — «Спасение от Всевышнего (приходит) в одно мгновение». Так что меня даже не называли по имени, а прозвали «йешуат а-Шем»…
И вот, когда я был в одном из лагерей смерти, пришел страшный день, когда нас повели к газовым камерам. Мы были одной из «задержавшихся» групп, поэтому понимали, что через несколько минут нас не будет в живых. Нас всех привели в закрытое помещение, к которому примыкали газовые камеры, и я помню как сейчас страшное лицо нациста, да сотрется имя их, который стоял на входе. Он отвечал за то, чтобы ни один из нас не ушел.
В эту ужасную минуту один из друзей постучал мне по спине и спросил: «Ну, что теперь скажешь?» В смысле: чем тебе сейчас поможет упование на Всевышнего?!
Несмотря на всё, я собрался и громко сказал ему: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» и даже процитировал высказывание мудрецов о том, что, даже если острый меч занесен над шеей человека, он не должен отчаиваться и прекращать ждать милости. Только я закончил цитировать, как из кармана нацистского охранника выпал листок бумаги. И ветром его выдуло из того помещения, где мы находились. Охранник приказал мне подобрать документ и принести ему. Я вышел из помещения, чтобы выполнить приказ, а он все время смотрел, чтобы я не сбежал.
И вот, в эти считанные секунды, пока я был снаружи, дверь помещения автоматически захлопнулась. Видимо, там, где положено, нажали на кнопку. Охранник перед этим еще попытался втащить меня внутрь, но не смог, потому что дверь закрылась. А я понесся в ближний лес.
До сих пор, — завершил рассказ старик, — у меня в ушах стоит крик нескольких моих товарищей: «Не забудь нас! Читай Кадиш!» Они погибли, освятив Имя Всевышнего. За этих евреев я говорю Кадиш уже десятки лет, каждый раз с новым чувством… Да отомстит Всевышний за их кровь! (Бархи нафши)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.