Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многозадачность (multitasking, то есть умение делать несколько дел сразу) когда-то была прерогативой одного лишь Юлия Цезаря, а в последние десятилетия, в силу ускорения темпов жизни, стала считаться одним из необходимых жизненных навыков. Тем не менее, исследования показывают, что многозадачность — это просто… миф!

Студенты со смартфонами

Университетские преподаватели современности, отвечая на вопрос о том, существуют ли какие-то ссерьёзные различия между нынешними студентами и теми, кого они учили много лет назад, говорят так. Сегодняшняя молодежь любознательна, умна и идеалистична. Они ценят подлинность, отметая лицемерие и притворство. Они искренне хотят, чтобы их жизнь имела смысл. При этом невозможно не заметить пресловутого «слона в комнате» в современном образовании, который выражается одним словом и лучше всего описывает причину сегодняшнего печального упадка академического уровня. И это слово — многозадачность, мультитаскинг.

Огромная опасность многозадачности исходит от её соблазнительной привлекательности в качестве позитивного дополнения к процессу обучения, которой прикрывается его истинная роль: роль самого большого барьера между учителем и студентом.

Десятки миллионов студентов во всем мире, слушая лектора одним ухом, одновременно проверяют почту, ищут информацию в Сети, смотрят фотографии и просматривают ленты социальных сетей, что приводит к катастрофическому уменьшению количества по-настоящему образованных людей во всем мире.

Если взглянуть на то, как многозадачность влияет на жизнь людей вне студенческих аудиторий — то здесь речь уже идет не о снижении продуктивности, а о смертельной опасности.

Быть как Юлий Цезарь — опасно для жизни?

Использование сотового телефона приводит к 1,6 миллиона дорожно-транспортных происшествий каждый год. 25% аварий являются следствием отправленных или прочитанных текстовых сообщений. Водители, рассылающие смс, становятся виновниками ДТП в шесть раз чаще, чем пьяные водители. По данным фонда RAC, британской автомобильной исследовательской организации, телефон в руке водителя снижает его реакцию на 35%.

Многозадачность во время ходьбы почти так же опасна. Пешеходы, использующие электронные устройства, идут медленнее и меняют направление движения гораздо чаще, чем «бестелефонные» пешеходы, в результате чего регулярно попадают под машины, падают с мостов и железнодорожных платформ. Не зря в Израиле с января 2021-го года запретили переходить улицу, глядя на экран мобильного телефона.

Что касается многозадачности в профессиональной сфере, то о вопиющих случаях, когда хирурги, отвлекшись на текстовое сообщение, чуть было не отправляли пациентов на тот свет, не стоит и говорить — здесь все ясно.

А вот многозадачность тех людей, чей основной инструмент — не скальпель, а компьютер и телефон, долгое время считалась положительным качеством. Если кандидат на работу, «как Юлий Цезарь», умел одновременно читать, писать и вести переговоры — его шансы быть принятым значительно возрастали.

Юлий Цезарь действительно славился умением совмещать несколько дел, как свидетельствуют летописцы. Например, Старший Плиний в своем монументальном труде «Естественная история» отмечает, что Цезарь «умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». 

Что же фактически делает мозг человека, занятого одновременно несколькими делами? Об этом уже написано немало книг, и их авторы Мэгги Джексон, Николас Карр, Дэвид Рок, Дэйв Креншоу и другие предупреждают: так называемый мультитаскинг — это миф, и человеческий мозг не умеет решать две задачи одновременно. Мозг лихорадочно перепрыгивает с одной мысли на другую — и очень от этого устаёт.

Научные исследования о многозадачности

Исследование, проведенное в Лондонском университете, показало, что постоянная проверка электронной почты и текстовых сообщений снижают умственные способности в среднем на 10 единиц теста АйКью (IQ): у женщин — на 5 единиц, у мужчин — на 15. Такой эффект обычно вызывает целая ночь без сна! Один исследователь пишет, что, постоянно переключаясь между написанием, например, статьи, и проверкой почты, человек может уменьшить свои когнитивные способности с уровня доктора Гарварда до уровня второклассника.

Исследования также подтверждают, что чем более многозадачен человек, тем меньше он в состоянии учиться и сосредотачиваться, но не только. У мультитаскеров снижается даже творческий потенциал и эмоциональный интеллект, так как в момент попытки решения нескольких задач уменьшается плотность мозга в передней поясной коре — то есть в области, ответственной, в том числе, за эмпатию и когнитивный контроль.

И даже зная об этом эффекте, многие продолжают «делать десять дел сразу», изобретая множество причин, почему им необходимо так поступать. На самом деле всё очень просто — и очень грустно: постоянная проверка сообщений — это не что иное, как потребность в гормоне дофамин, который вырабатывается всякий раз, как мы видим новое сообщение. Получается, что таким образом наш мозг получает вознаграждение за потерю внимания, что ведет к поиску новых внешних стимуляций.

Людям всегда было трудно сосредоточиться на одном деле. Но более ранние технологии — такие как страницы печатных книг — научили нас делать это. Экран компьютера делает обратное, позволяя нам потакать нашей естественной склонности отвлекаться.

Современные технологии апеллируют к очень примитивному инстинкту, который заключается в желании знать все, что происходит вокруг нас. В этом человек ничем не отличается от животного, которому для самосохранения необходимо знать обо всех изменениях в среде его обитания. Вопрос в том, устраивает ли нас такое положение: действовать по велению инстинктов…

Статьи в журналах и газетах стали короче, в фильмах смена кадров — быстрее, и эта тенденция начала ощущаться еще до появления Интернета. С развитием прогресса люди все меньше и меньше способны контролировать свое собственное внимание; смартфоны и Интернет не только продолжают эту тенденцию, но и усиливают ее. Остальная часть западной культуры является лишь адаптацией к тому, к чему привел Интернет: она работает на потребу масс, не умеющих удерживать свое внимание на одном объекте дольше нескольких минут, а то и секунд.

Наша нервная система может обрабатывать только около 110 бит информации в секунду. Это именно столько, сколько требуется для выполнения одной задачи. Привычка же распределять свое внимание между несколькими задачами одновременно приводит к тому, что мы не выполняем хорошо ни одну из них! И если легкие дела в таком режиме делать получается достаточно эффективно, то в тех задачах, которые требуют глубокой сосредоточенности и погружения, многозадачники несомненно проигрывают однозадачникам, число которых в мире стремительно уменьшается.

Опасная пандемия мультитаскинга привела к тому, что каждый обладатель смартфона попадает в замкнутый круг: делая что-то, не будучи полностью погруженным в это дело, человек чувствует себя менее успешным и менее счастливым, поэтому ищет отвлечений и развлечений — снова в смартфоне — которые в итоге не дают удовлетворения и счастья, а лишь замыкают круг.

Здесь и сейчас

Наш ум пытается быть в нескольких местах сразу, но фактически мы не присутствуем на сто процентов ни в одном их этих мест. Присутствовать — это знать, что мы находимся в нужном месте в нужное время. Сейчас мы играем с детьми, а сейчас мы варим обед, сейчас мы вешаем полочку, а сейчас мы проверяем почту. Когда мы научимся не превращать свою жизнь в хаос, пытаясь успеть все одновременно — тогда мы наконец сможем на сто процентов присутствовать там, где физически находится наше тело. 

Да, это правда, ритм жизни сейчас совсем не тот, что был в талмудические времена, и большинство из нас не может себе позволить погрузиться в книгу, проект, прослушивание музыки или игру с детьми на несколько часов. Но мы также не можем себе и позволить метаться между разными делами — это слишком чревато для нашего физического, душевного и эмоционального здоровья. Что же делать?

Еврейская Традиция всегда знала о том, что мозг фактически может заниматься только чем-то одним в данный промежуток времени. Известно, что, чтобы отвлечься от дурных мыслей, еврейские мудрецы советуют начать думать о чем-то другом — и тогда дурные мысли уходят и забываются.

Кроме того, у нас есть шабат! 25 драгоценных часов, когда мультитаскинг практически исключен — если только не считать двумя разными делами пение и слушание песни, молитву и слежение за кантором, наслаждение трапезой и неспешную беседу за субботним столом.

Но что же происходит в остальные шесть дней недели? Охраняет ли нас Тора от коварной многозадачности? Рав Авигдор Миллер в комментарии к книге «Ховот а-Левавот» пишет о том, что мы должны представлять свой мозг как огромное хранилище, чье содержимое мы возьмем с собой в Вечность, в которую всему остальному, физическому, пути нет. То, чем мы будет заполнять свой мозг, отправится вместе с нами на Небеса и предстанет перед Творцом. Что это будет: мудрые книги, речи великих людей, знания о Вселенной? Результаты спортивных состязаний, политические игры, сплетни о знаменитостях? Это зависит от нас.

Можно добавить, что мозг — не только великое хранилище, но и великий завод по производству открытий и инноваций. Можем ли мы себе позволить такую роскошь, как уменьшение его производительности на 40% — а именно к этому приводят «прыжки» между окнами разнообразных экранов? Или мы выберем использовать весь потенциал, данный нам Творцом?

Если отложить на некоторое время мобильный телефон человеку, который еще не превратился в телефонного наркомана, — задача не такая сложная, то переключаться между окнами браузера во время работы настолько вошло у всех в привычку, что стало практически нормой.

В те несколько часов, что я работала над этой статьей, я не только десятки раз пользовалась поисковыми системами, словарями и он-лайн библиотеками, но и отвечала на письма, чем давала мыслям совершенно иное направление и — теперь я знаю это! — уменьшала производительность и не позволяла своему мозгу работать в полную силу.  

Слезть с дофаминовой иглы не так просто. Но каждый, кто попробует полностью, ни на что не отвлекаясь, погрузиться в свое дело сначала хотя бы на 15 минут, а потом и на полчаса, и на час — почувствует себя более полноценным человеком, зависящим не от выделяемых организмом гормонов, а от своих решений, которые дают ему удовлетворение гораздо более высокого ранга: удовлетворение от результата, который приходит только в процессе сосредоточения, глубокой созерцательности, наслаждения моментом.

Полученный таким образом эмоциональный и интеллектуальный опыт сложно переоценить. Будь то работа, личная переписка, общение с семьей, трапеза или учеба — всё становится ярче, вкуснее, объемнее — то есть мир становится для нас вновь таким, каким он был создан, разворачиваясь и расширяясь перед нашим взором во всей своей полноте.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?