Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многозадачность (multitasking, то есть умение делать несколько дел сразу) когда-то была прерогативой одного лишь Юлия Цезаря, а в последние десятилетия, в силу ускорения темпов жизни, стала считаться одним из необходимых жизненных навыков. Тем не менее, исследования показывают, что многозадачность — это просто… миф!

Студенты со смартфонами

Университетские преподаватели современности, отвечая на вопрос о том, существуют ли какие-то ссерьёзные различия между нынешними студентами и теми, кого они учили много лет назад, говорят так. Сегодняшняя молодежь любознательна, умна и идеалистична. Они ценят подлинность, отметая лицемерие и притворство. Они искренне хотят, чтобы их жизнь имела смысл. При этом невозможно не заметить пресловутого «слона в комнате» в современном образовании, который выражается одним словом и лучше всего описывает причину сегодняшнего печального упадка академического уровня. И это слово — многозадачность, мультитаскинг.

Огромная опасность многозадачности исходит от её соблазнительной привлекательности в качестве позитивного дополнения к процессу обучения, которой прикрывается его истинная роль: роль самого большого барьера между учителем и студентом.

Десятки миллионов студентов во всем мире, слушая лектора одним ухом, одновременно проверяют почту, ищут информацию в Сети, смотрят фотографии и просматривают ленты социальных сетей, что приводит к катастрофическому уменьшению количества по-настоящему образованных людей во всем мире.

Если взглянуть на то, как многозадачность влияет на жизнь людей вне студенческих аудиторий — то здесь речь уже идет не о снижении продуктивности, а о смертельной опасности.

Быть как Юлий Цезарь — опасно для жизни?

Использование сотового телефона приводит к 1,6 миллиона дорожно-транспортных происшествий каждый год. 25% аварий являются следствием отправленных или прочитанных текстовых сообщений. Водители, рассылающие смс, становятся виновниками ДТП в шесть раз чаще, чем пьяные водители. По данным фонда RAC, британской автомобильной исследовательской организации, телефон в руке водителя снижает его реакцию на 35%.

Многозадачность во время ходьбы почти так же опасна. Пешеходы, использующие электронные устройства, идут медленнее и меняют направление движения гораздо чаще, чем «бестелефонные» пешеходы, в результате чего регулярно попадают под машины, падают с мостов и железнодорожных платформ. Не зря в Израиле с января 2021-го года запретили переходить улицу, глядя на экран мобильного телефона.

Что касается многозадачности в профессиональной сфере, то о вопиющих случаях, когда хирурги, отвлекшись на текстовое сообщение, чуть было не отправляли пациентов на тот свет, не стоит и говорить — здесь все ясно.

А вот многозадачность тех людей, чей основной инструмент — не скальпель, а компьютер и телефон, долгое время считалась положительным качеством. Если кандидат на работу, «как Юлий Цезарь», умел одновременно читать, писать и вести переговоры — его шансы быть принятым значительно возрастали.

Юлий Цезарь действительно славился умением совмещать несколько дел, как свидетельствуют летописцы. Например, Старший Плиний в своем монументальном труде «Естественная история» отмечает, что Цезарь «умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». 

Что же фактически делает мозг человека, занятого одновременно несколькими делами? Об этом уже написано немало книг, и их авторы Мэгги Джексон, Николас Карр, Дэвид Рок, Дэйв Креншоу и другие предупреждают: так называемый мультитаскинг — это миф, и человеческий мозг не умеет решать две задачи одновременно. Мозг лихорадочно перепрыгивает с одной мысли на другую — и очень от этого устаёт.

Научные исследования о многозадачности

Исследование, проведенное в Лондонском университете, показало, что постоянная проверка электронной почты и текстовых сообщений снижают умственные способности в среднем на 10 единиц теста АйКью (IQ): у женщин — на 5 единиц, у мужчин — на 15. Такой эффект обычно вызывает целая ночь без сна! Один исследователь пишет, что, постоянно переключаясь между написанием, например, статьи, и проверкой почты, человек может уменьшить свои когнитивные способности с уровня доктора Гарварда до уровня второклассника.

Исследования также подтверждают, что чем более многозадачен человек, тем меньше он в состоянии учиться и сосредотачиваться, но не только. У мультитаскеров снижается даже творческий потенциал и эмоциональный интеллект, так как в момент попытки решения нескольких задач уменьшается плотность мозга в передней поясной коре — то есть в области, ответственной, в том числе, за эмпатию и когнитивный контроль.

И даже зная об этом эффекте, многие продолжают «делать десять дел сразу», изобретая множество причин, почему им необходимо так поступать. На самом деле всё очень просто — и очень грустно: постоянная проверка сообщений — это не что иное, как потребность в гормоне дофамин, который вырабатывается всякий раз, как мы видим новое сообщение. Получается, что таким образом наш мозг получает вознаграждение за потерю внимания, что ведет к поиску новых внешних стимуляций.

Людям всегда было трудно сосредоточиться на одном деле. Но более ранние технологии — такие как страницы печатных книг — научили нас делать это. Экран компьютера делает обратное, позволяя нам потакать нашей естественной склонности отвлекаться.

Современные технологии апеллируют к очень примитивному инстинкту, который заключается в желании знать все, что происходит вокруг нас. В этом человек ничем не отличается от животного, которому для самосохранения необходимо знать обо всех изменениях в среде его обитания. Вопрос в том, устраивает ли нас такое положение: действовать по велению инстинктов…

Статьи в журналах и газетах стали короче, в фильмах смена кадров — быстрее, и эта тенденция начала ощущаться еще до появления Интернета. С развитием прогресса люди все меньше и меньше способны контролировать свое собственное внимание; смартфоны и Интернет не только продолжают эту тенденцию, но и усиливают ее. Остальная часть западной культуры является лишь адаптацией к тому, к чему привел Интернет: она работает на потребу масс, не умеющих удерживать свое внимание на одном объекте дольше нескольких минут, а то и секунд.

Наша нервная система может обрабатывать только около 110 бит информации в секунду. Это именно столько, сколько требуется для выполнения одной задачи. Привычка же распределять свое внимание между несколькими задачами одновременно приводит к тому, что мы не выполняем хорошо ни одну из них! И если легкие дела в таком режиме делать получается достаточно эффективно, то в тех задачах, которые требуют глубокой сосредоточенности и погружения, многозадачники несомненно проигрывают однозадачникам, число которых в мире стремительно уменьшается.

Опасная пандемия мультитаскинга привела к тому, что каждый обладатель смартфона попадает в замкнутый круг: делая что-то, не будучи полностью погруженным в это дело, человек чувствует себя менее успешным и менее счастливым, поэтому ищет отвлечений и развлечений — снова в смартфоне — которые в итоге не дают удовлетворения и счастья, а лишь замыкают круг.

Здесь и сейчас

Наш ум пытается быть в нескольких местах сразу, но фактически мы не присутствуем на сто процентов ни в одном их этих мест. Присутствовать — это знать, что мы находимся в нужном месте в нужное время. Сейчас мы играем с детьми, а сейчас мы варим обед, сейчас мы вешаем полочку, а сейчас мы проверяем почту. Когда мы научимся не превращать свою жизнь в хаос, пытаясь успеть все одновременно — тогда мы наконец сможем на сто процентов присутствовать там, где физически находится наше тело. 

Да, это правда, ритм жизни сейчас совсем не тот, что был в талмудические времена, и большинство из нас не может себе позволить погрузиться в книгу, проект, прослушивание музыки или игру с детьми на несколько часов. Но мы также не можем себе и позволить метаться между разными делами — это слишком чревато для нашего физического, душевного и эмоционального здоровья. Что же делать?

Еврейская Традиция всегда знала о том, что мозг фактически может заниматься только чем-то одним в данный промежуток времени. Известно, что, чтобы отвлечься от дурных мыслей, еврейские мудрецы советуют начать думать о чем-то другом — и тогда дурные мысли уходят и забываются.

Кроме того, у нас есть шабат! 25 драгоценных часов, когда мультитаскинг практически исключен — если только не считать двумя разными делами пение и слушание песни, молитву и слежение за кантором, наслаждение трапезой и неспешную беседу за субботним столом.

Но что же происходит в остальные шесть дней недели? Охраняет ли нас Тора от коварной многозадачности? Рав Авигдор Миллер в комментарии к книге «Ховот а-Левавот» пишет о том, что мы должны представлять свой мозг как огромное хранилище, чье содержимое мы возьмем с собой в Вечность, в которую всему остальному, физическому, пути нет. То, чем мы будет заполнять свой мозг, отправится вместе с нами на Небеса и предстанет перед Творцом. Что это будет: мудрые книги, речи великих людей, знания о Вселенной? Результаты спортивных состязаний, политические игры, сплетни о знаменитостях? Это зависит от нас.

Можно добавить, что мозг — не только великое хранилище, но и великий завод по производству открытий и инноваций. Можем ли мы себе позволить такую роскошь, как уменьшение его производительности на 40% — а именно к этому приводят «прыжки» между окнами разнообразных экранов? Или мы выберем использовать весь потенциал, данный нам Творцом?

Если отложить на некоторое время мобильный телефон человеку, который еще не превратился в телефонного наркомана, — задача не такая сложная, то переключаться между окнами браузера во время работы настолько вошло у всех в привычку, что стало практически нормой.

В те несколько часов, что я работала над этой статьей, я не только десятки раз пользовалась поисковыми системами, словарями и он-лайн библиотеками, но и отвечала на письма, чем давала мыслям совершенно иное направление и — теперь я знаю это! — уменьшала производительность и не позволяла своему мозгу работать в полную силу.  

Слезть с дофаминовой иглы не так просто. Но каждый, кто попробует полностью, ни на что не отвлекаясь, погрузиться в свое дело сначала хотя бы на 15 минут, а потом и на полчаса, и на час — почувствует себя более полноценным человеком, зависящим не от выделяемых организмом гормонов, а от своих решений, которые дают ему удовлетворение гораздо более высокого ранга: удовлетворение от результата, который приходит только в процессе сосредоточения, глубокой созерцательности, наслаждения моментом.

Полученный таким образом эмоциональный и интеллектуальный опыт сложно переоценить. Будь то работа, личная переписка, общение с семьей, трапеза или учеба — всё становится ярче, вкуснее, объемнее — то есть мир становится для нас вновь таким, каким он был создан, разворачиваясь и расширяясь перед нашим взором во всей своей полноте.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»