Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Исполнение всего лишь какой-то одной из заповедей может оказаться достаточным, чтобы привести человеку, исполнившему ее, настоящее совершенство

Теперь нам надлежит заняться чрезвычайно важным вопросом, значение которого невозможно переоценить: достигается ли искомое совершенство человеческой души исполнением только всей Торы целиком или так же исполнением ее отдельных частей?

В Талмуде мы находим пример обсуждения этой проблемы: раби Шимон бен Лакиш считает, что тот, кто оставил неисполненным хотя бы одно установление Торы, не может рассчитывать на достижение совершенства, однако раби Йоханан возражает ему, что безнадежно положение лишь того, кто не исполнил ни одного завета Торы (см. Сангедрин, 111а).

На первый взгляд кажется, что прав раби Шимон бен Лакиш: естественно, чтобы условием достижения настоящего совершенства было исполнение Торы во всей ее полноте, частичное ее исполнение не может привести к полному совершенству. Если бы было верно обратное, то для чего Всевышний дал нам такое множество заповедей и предостережений? Ведь ясно, что если какая-то цель может быть достигнута лишь одним усилием, то совершенно бессмысленно тратить на ее достижение множество усилий. Если врач в состоянии излечить болезнь одним, легко получаемым лекарством, то есть ли смысл в том, чтобы он делал сложную смесь из редких снадобий, которых днем с огнем не сыщешь? Поэтому представляется несомненным, что все заповеди, все предостережения, которые только есть в Торе, являются совершенно необходимыми для приобретения человеком истинного совершенства, и если это было бы не так, Всевышний не дал бы их нам.

Однако в таком выводе скрываются непреодолимые трудности. Если он верен, то нет человека на земле, который мог бы надеяться достичь этого совершенства, ибо «нет человека на земле столь праведного, что он делал бы только добро и не грешил» (Коэлет, 7:20). Ведь стоит человеку не исполнить всего лишь одной единственной заповеди, как он лишается возможности достичь совершенства. Получается, что та самая Тора, которая дана народу Израиля как проявление особой доброты Всевышнего и предназначена для того, чтобы всех евреев привести в будущий мир, — та самая Тора делает невозможным для них достижение этого блаженства! Ясно, что это — полная противоположность намерению Всевышнего. Ведь не говоря уж о том, если наш вывод верен, совершенства не сможет достичь ни весь народ, ни даже один лишь человек в поколении, поскольку не может постичь всю мудрость, заключенную в Торе, не может исполнить все законы, не может выполнить все установления, что в ней имеются. Значит, согласно нашему выводу, весь народ Израиля обречен на духовную гибель?! Но это невозможно! «Немыслимо: Б-г — и злодейство, Всемогущий — и беззаконие» (Иов, 34:10). И нечего уж упоминать о том, что это — прямая противоположность всему, во что принято верить в нашем народе, тому, что выражено Мишной: «Каждый еврей имеет свою долю в будущем мире» (Сангедрин, 90а).

Следовательно, мы обязаны постараться разрешить эту острейшую проблему.

Путь к пониманию этой проблемы мы найдем, если обратим внимание на следующее обстоятельство. В природе мы находим множество случаев, когда Творец, кроме одного, жизненно необходимого для данного создания качества, дарит ему еще множество параллельных качеств. Совершенно очевидно, что никакой необходимости в этом нет — но Творец, в Своей доброте, дает Своим созданиям не только то благо, без которого они не в состоянии существовать, но увеличивает его многократно. Так, вполне возможно, чтобы животное было в состоянии жить, обладая лишь одним органом чувств, однако Творец, умножая добро, которым он одаряет Свои создания, создает у животных несколько органов чувств.

Точно так же Творец, желая привести человека к уготованному ему совершенству и зная, сколько препятствий мешают человеку его достичь, проложил для него верный путь, идя по которому, человек достигает этой цели. Суть этого заключается в том, что Творец дал человеку множество параллельных путей — то есть множество средств достижения совершенства. Совершенно очевидно, что нет никакой необходимости использовать их все, но Творец, в Своей доброте, обеспечивает каждому еврею и каждому человеку вообще достижение если не полного совершенства, то хотя бы известной доли его. В результате ни один человек не окажется лишен человеческого совершенства, если приложит усилия к его достижению хотя бы на одном из этих путей. /…/

И теперь становится ясным то, о чем мы говорили выше: возможно, исполнение всего лишь какой-то одной из заповедей может оказаться достаточным, чтобы привести человеку, исполнившему ее, настоящее совершенство. А такое множество заповедей в Торе служит порукой тому, что ни один из евреев не окажется лишен жизни в будущем мире. Потому что совершенно невозможно, чтобы еврей за всю свою жизнь не исполнил хотя бы одной из заповедей Торы и тем самым не заслужил хоть какого-нибудь удела в будущем мире. Тем более — если он совершает много заповедей: тогда он заслуживает несравненно лучшей доли в будущем мире.

Это объясняет, почему Моше-рабейну так страстно мечтал войти в Страну обетованную — он стремился исполнить те заповеди, которые исполняются только в Стране Израиля, и благодаря этому удостоиться гораздо более высокого положения в будущем мире (там же, гл.29).


Каждый день муж и жена должны, как минимум, полчаса беседовать на интересующие их темы. Собеседника следует слушать внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно благодаря таким беседам будет укрепляться семейный фундамент Читать дальше

Комплимент как потребность

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Теплые слова важнее материального благополучия. Комплименты помогают сформировать положительный образ человека.

Почему трудно говорить комплименты?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи, или требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи

Потребности жены, связывающие ее с мужем

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж, который постоянно повторяет жене, что она для него важнее всех, вносит важный вклад в ее ощущение уверенности в их связи.

Приветливое выражение лица

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Упоминание имени человека, с которым вы разговариваете, всегда оказывает положительное воздействие: «Говори с товарищем о нем самом, и ему будет интересно слушать, и для большинства людей нет слова приятнее, чем его имя».

Сильнейшая потребность мужчины

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Положительная обратная связь со стороны женщины особенно важна, когда муж приложил усилия и сделал для нее что-то, а также когда он возвращается домой

Потребности мужские и потребности женские

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Каждый, кто хоть немного знаком с психологией мужчин и женщин, знает, что они весьма отличаются друг от друга. Но, вместе с тем, несмотря на все различия, Всевышний хочет, чтобы мы жили вместе в любви и согласии.

Комплимент как побуждение к действию

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Функция комплимента как побуждения к действию и поощрения особенно заметна по отношению к маленькому ребенку. Когда он делает что-то даже самое малое, мы спонтанно хвалим его и даже преувеличиваем его достижения.

Комплимент как благотворительность

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Талмуд говорит, что есть еще более важное действие, чем материальная помощь, и оно возвышает человека на более высокий уровень: утешить, подбодрить и похвалить ближнего.