Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость
Все в этом мире подвержено изменениям, причина этого находится или в самом объекте, или вне его

Абсолютное добро не подвержено никаким изменениям, в нем не может возникнуть недостатка, его не может стать слишком много. Потому что, если оно подвержено изменениям, оно способно перестать быть добром и превратиться во зло, а если оно изменится в лучшую сторону — значит, прежде оно не было полным, настоящим добром. Отсюда следует, что абсолютное добро — неизменно.

Все в этом мире подвержено изменениям, причина этого находится или в самом объекте, или вне его. Потому что действие возникает от наличия противоположностей, заложенных в самом объекте или приходящих к нему со стороны. Поэтому все, что есть в нашем мире, меняется день ото дня. Это даже побудило некоторых из древних философов утверждать, что ни об одном объекте нельзя сказать, что он — тот же, что был вчера: точно так же, как нельзя сказать о реке, текущей всегда, что эта вода — та же самая вода, что была вчера. Ведь возможно, что вчера она была пресной, а сегодня — горькая, или наоборот. И то же самое о людях: возможно, что сегодня этот человек — уже вовсе не тот, что был вчера, что настроение его изменилось и вслед за его настроением — его характер.

Отсюда следует, что совершенно невозможно, чтобы в нашем мире существовало абсолютное добро.

По этой причине все пророки и праведники презирали блага этого мира — как это находим мы у пророка Элияу или у раби Ханины бен Досы. Лишь только духовное благо, предуготованное для души, было в их глазах ценным, и они предпочитали терпеть страдания в этом мире ради того, чтобы достичь блаженства в мире грядущем. Они знали, что, согласно природе этого мира, блаженство находится лишь после страдания — как обычно при столкновении двух противоположностей одна из них выявляется не ранее, чем исчезает другая. Так радость приходит лишь после грусти, так возвышение возможно лишь после унижения. Мы видим в Торе, что лишь после того, как наш народ испытал в Египте все унижения и гонения, Всевышний послал ему спасение и возвышение. Он это раскрыл Моше, сначала сказав: «Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его…» — и затем: «…И решил Я: выведу вас из нужды египетской» (Шмот, 3:7,17). Так заложено в природе этого мира, что все, что появляется в нем, появляется в результате разрушения предыдущего: например, цыпленок рождается потому, что яйцо перестает существовать. И так спасение приходит только после того, как опасность была столь велика, что почти равнялась смерти.

Однако блаженство в будущем мире полное, абсолютное, не связанное ни с каким страданием, не подверженное никаким изменениям, потому что оно имеет чисто духовный характер и не включает в себя никаких противоположностей. /…/

Сказали наши мудрецы (Шабат, 104а): «Когда праведник уходит из этого мира, три толпы ангелов выходят навстречу ему, чтобы приветствовать его.» /…/ Душа его получает истинное блаженство, не связанное ни с какими противоположностями, и потому его следует обозначать словом «мир». И так мы видим в Торе, что Всевышний обещает праведникам в награду именно мир: «Вот, Я даю ему мой союз — мир» (Бемидбар, 25:12)./…/

Поскольку слово «мир» обозначает явление, в котором отсутствуют противоречия, мудрецы наши применили его для обозначения Самого Всевышнего и сказали: «Велик мир, ибо он — Имя Всевышнего» (Шабат, 106). Потому что во всем, что есть в мире, есть хоть какие-то противоречия, и потому понятие «мир» может быть отнесено к ним лишь в переносном смысле. Всевышний же — единственный, в Ком нет никаких противоречий, Который не имеет никаких противоположностей, а потому слово «мир» к Нему применимо в буквальном смысле.

И поскольку слово «мир» намекает на блаженство души в высшем мире, то есть, на награду, ожидающую ее, и на спокойствие тела в мире этом, это слово венчает благословение коэнов: «И пошлет тебе мир» (Бемидбар, 6:26), указывая на мир в этом мире и в грядущем. Потому что начало этого благословения — «Да благословит тебя Г-сподь и охранит» — касается успеха в приобретении материальных благ и сохранения их, а продолжение — «Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя» — успеха в изучении и соблюдении Торы. Однако, поскольку эти два вида успеха противоречат друг другу, заключение благословения коэнов желает, чтобы это противоречие было разрешено: «Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир» то есть, да обретешь ты духовный мир. Потому что раз человек состоит из двух противоположностей — материи и духа, — он не в состоянии достичь совершенства иначе, как примирив их между собой. Каждая из составных частей должна получить свое, и тогда человек обретет настоящий мир.

Но душа не может приобрести свою награду иначе, как только благодаря милости Всевышнего, и благословение коэнов желает: «Да будет благосклонен к тебе Г-сподь». Вот тогда становится возможным получение человеком конечной награды, включающей в себя все виды добра, которые только есть в мире, и обобщающей их в слове «мир». И так сказал об этом Давид (Теилим, 37:37): «Следуй пути совершенного человека и честного, ибо в конце его — мир».

И на этом мы заканчиваем эту книгу. Хвала Всевышнему, дающему человеку силы и мужество, не оставляющего нас Своею помощью! Да возвысится Он и да превознесется превыше всех благословений и славословий! (Там же, гл.51).


Какие заповеди предписывает Тора и наши мудрецы по отношению к своим близким? Кого вообще считать родственником, а кого — нет? Читать дальше