Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Семь факторов обосновывают нашу уверенность в помощи Небес

Мы уповаем на Б-га всегда и во всем. Это дает душевный покой. Но если мы надеемся на кого-то другого, то Господь перестает нас поддерживать и передает в руки того, на кого мы уповаем. А тот, кто рассчитывает только на свою силу, скоро разочаруется, ибо увидит, что без Б-жьей помощи он ничто. Но тот, кто уповает на Всевышнего, никогда не пойдет на поклон к другим, никого не испугается и с уверенностью выскажет правду, не боясь злых языков. Как сказал пророк: «И Господь поможет мне, и я не опозорюсь…» И еще: «Не бойся их и их слов…»

Уповающий на Господа может не заботиться о мирских делах и полностью посвятить себя Торе, как сказано: «Ибо не хлебом единым живет человек, но словом Б-жьим». Господь оборонит его от нужды и всяческих зол. Такой человек не посвятит жизнь накопительству, но всегда поделится с нуждающимся. А если беден он, то будет рад, что не нужно бояться потерять богатство, как говорили мудрецы: «Приобретающий пребывает в заботах». И еще: «Кто богат? Тот, кто рад тому, что у него есть». Уповающий на Б-га будет обладать всем, что ему нужно, и спасется от вечных забот, ибо Сам Господь печется о нем. Сказал один мудрец: «Сладок сон рабочего человека, независимо от того, сыт он или голоден, а богатому его сытость спать не дает». А богатый, если он надеется на Всевышнего, не будет бояться за свое состояние, ибо он знает, что получил его от Б-га временно и только на определенные цели.

И за добро, сделанное ближнему, он не попросит оплаты, но сам поблагодарит Господа за возможность помогать людям. А если потеряет богатство, то не будет скорбеть. Не подвержен он зависти и никогда не сделает зло ближнему.

Уповающий на Господа будет искать достойное занятие, не отвлекающее от исполнения заповедей и изучения Торы. Он знает, что его успехи зависят только от воли Б-га. Он оптимист и не теряет надежды даже тогда, когда положение кажется неблагополучным. Он уверен, что Господь относится к нему, как мать к своему ребенку. А ведь женщина умывает и пеленает свое дитя иногда против его воли.

Что значит уповать на Б-га? Быть уверенным, что Господь всегда поможет, что Он знает, в чем мы нуждаемся. И даже если мы считаем себя ущемленными, мы обязаны подчиниться Б-жьей воле. Все в руке Всевышнего: успехи и неудачи, радость и горе. Чем прочнее человек это усвоит, тем уверенней он будет в Б-жьей поддержке.

Семь факторов обосновывают нашу уверенность в помощи Небес:

1. Господь милостив и желает нам добра.

2. Он — Творец всего живого и лучше нас самих знает нашу природу.

3. Господь всесилен, все подчинено только Ему, как сказано: “Что захочет Б-г, то и сделает”.

4. Всевышний в курсе людских дел, Он знает все о каждом человеке до мельчайших подробностей, от Него ничего невозможно скрыть.

5. Ничто в мире не произойдет без ведома Творца. Никто не нанесет человеку ущерба против воли Господа. Тот, кто уповает на Б-га, никого не боится.

6.Любовь и милость Господа к людям безграничны. Он дает нам не только то, что мы просим, но и удовлетворяет те нужды, о которых мы, по неразумению своему, даже не подозреваем.

7. Все в мире гармонично. Попытка что-то менять по своему усмотрению — следствие неуверенности в Б-жьем могуществе, недостаток веры. Сказал царь Шломо (Соломон): «Всему свое время под небесами. Время рождаться и время умирать, время воевать и время заключать мир…» Помыслы Господни слишком глубоки, и не нам судить о них, как сказано в Писании: «Как небеса выше земли, так Мои помыслы выше ваших…»

Человек должен постоянно ощущать недремлющее око Всевышнего. От Б-га ничего не скроется, как сказано: «Господь знает мысли человека, и все они — суета». Как же можно после этого не уповать на Творца, не полагаться на Него всем сердцем?

Тот, кто надеется не только на Господа, — лукавит. Известна история одного царя, который, заболев, доверился врачам, но к Б-гу не воззвал и был за это наказан. Сказано в Писании: «Благословен муж, уповающий на Господа, и будет Всевышний опорой его».

Важно во всем подчиняться Б-жьей воле, тщательно исполнять данные Им заповеди. Тогда можно не сомневаться в милости Господней, как сказано: «Сделай Его желания — своими, и тогда Он превратит твои желания — в Свои. Откажись от своих желаний ради Него, и тогда Он отвергнет желания других и исполнит твои».

Упование на Господа ничего общего не имеет с бездельем. Б-г заповедал нам трудиться и заботиться о хлебе насущном. Ощущая нужду, человек приучается к дисциплине. Труд обогащает душу. И испытания Господь посылает человеку в материальной сфере, ибо праведен тот, кто достиг благополучия дозволенными Торой путями. Награда и наказание в будущем мире также зависят от поведения человека в этом мире. Если бы человек не добывал свой хлеб в поте лица, он считал бы, что все пришло к нему само собой, и не поверил бы во Всевышнего. Недаром говорили мудрецы: «Хорошо сочетать изучение Торы с [физическим] трудом, ибо и то и другое уберегает от греха». Если человек только учит Закон и не работает, это может привести к безделью и греху. С другой стороны, праведный труд не должен привести к самовозвеличиванию, когда человек считает, что всего добился только благодаря своим способностям и прилежанию. Тот же, кто признает, что все, чем он обладает, — от Господа, не испытает нужды и с легкостью добудет заработок, как сказано: «Не заставит Всевышний праведника голодать».

Почему же некоторые праведники жили в бедности и вынуждены были тяжко трудиться ради куска хлеба, а многие грешники процветали, не прилагая особых усилий? Наши мудрецы давно ответили на этот вопрос, но чтобы понять их мысли, нужно много знать. Недаром сказано: «Скрытое — для Господа, явное — для нас и потомков наших». Кроме того, все люди — разные, и один случай не похож на другой. Б-г наделил Свои творения неодинаковыми способностями. Кошка ловит мышей, пеликан — рыбу, у льва — сильные лапы и челюсти, у слона — мощный хобот. Травоядные животные не могут есть то, что едят хищники, и наоборот. Так же и люди. У каждого свои таланты и склонности. Не случайно в мире столько профессий. И если человек найдет себе дело по душе, Б-г ему обязательно поможет.

После сотворения мира Господь поселил Адама в Раю и заповедал ему беречь райский сад. Б-г обещал первому человеку награду за послушание, а не за успех. Если человек поймет, что удача зависит от подчинения Б-жьей воле, то процветание рано или поздно придет, как сказано: «Не силой, но духом Моим…»

Подлинное упование на Б-га заключено в полном подчинении Его воле. И тогда успокоится человеческая душа, ибо кто, кроме Всевышнего, может лучше знать ее нужды? Разве человек властен в жизни и смерти? Конечно, нет. Никто не знает, когда он умрет. Но это не значит, что человек может играть своей жизнью, подвергать ее напрасно опасности. Тора запрещает проливать кровь. Не только другого, но и свою собственную. Подвергающий себя смертельной опасности приравнивается к самоубийце. А убивающий себя восстает против Б-га, ибо Господь послал его в этот мир с определенной целью. И не самому человеку решать, когда покинуть живых.

Человек обязан заботиться о себе. Например, хлебороб должен обрабатывать землю, поливать всходы и молиться Б-гу о ниспослании хорошего урожая. Нельзя думать, что Господь сделает твою работу за тебя. Но твой успех зависит только от Всевышнего и ни от кого другого. Сказал один мудрец: «Удивляюсь людям, которые требуют благодарности за добро, сделанное ближнему. Ведь они дают не свое, а Господнее. Еще больше удивляюсь работникам, заискивающим перед хозяевами. Ведь они получают то, что положено им по воле Б-жьей. И если не доплатят им, то Всевышний возместит их долю каким-то другим способом».

Человек вообще не должен раболепствовать. Что в этом мире зависит от человека, как бы он высоко ни стоял? Это все равно, что кланяться земле за богатый урожай вместо того, чтобы благодарить Господа. С другой стороны, нужно быть благодарным Всевышнему за все хорошее, что сделали нам люди. И если даже человеку не удалось доброе дело, необходимо его поблагодарить за хорошее намерение, а Господа — за то, что Он ему это намерение внушил. И не следует требовать благодарности за помощь ближнему, наоборот, надо поблагодарить Б-га за то, что Он дал тебе возможность совершить доброе дело. И нельзя мстить врагам, используя их методы. Лучше ответить им добром, зная, что все от Б-га. Если ненавистники твои причинили тебе ущерб, не обвиняй их, а раскайся перед Господом. И Он превратит их в друзей, как сказано: «Если путь человека угоден Б-гу, тогда и враг с ним помирится».

Есть огромная разница между целиком уповающим на Господа и сомневающимся. Первый со смирением примет от Всевышнего все: успех и неудачу, горе и счастье. Второй возгордится от успеха, а в неудаче обвинит Б-га. Первый будет всегда добр и спокоен, второй — завистлив и раздражен. Поэтому люди будут, конечно, любить и уважать первого и сторониться второго.

Уповающий на Господа не беспокоится о пропитании и не боится завтрашнего дня. Волнует его только одно: правильное исполнение заповедей. Он не страшится смерти, не беспокоится, успеет ли выполнить свою миссию на земле. Поэтому он постоянно находится в духовном поиске, а свои материальные заботы свел к минимуму. Заблудший же всегда в погоне за материальными благами, ему всего мало, и он никогда не будет удовлетворен. Надеющийся на Б-га сознает бренность этого мира и стремится к постижению духовных высот. Он постепенно приближается к Господу и достигнет уровня мудрецов и пророков. Да поможет нам Б-г быть среди уповающих на Него!


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше