Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Семь факторов обосновывают нашу уверенность в помощи Небес

Мы уповаем на Б-га всегда и во всем. Это дает душевный покой. Но если мы надеемся на кого-то другого, то Господь перестает нас поддерживать и передает в руки того, на кого мы уповаем. А тот, кто рассчитывает только на свою силу, скоро разочаруется, ибо увидит, что без Б-жьей помощи он ничто. Но тот, кто уповает на Всевышнего, никогда не пойдет на поклон к другим, никого не испугается и с уверенностью выскажет правду, не боясь злых языков. Как сказал пророк: «И Господь поможет мне, и я не опозорюсь…» И еще: «Не бойся их и их слов…»

Уповающий на Господа может не заботиться о мирских делах и полностью посвятить себя Торе, как сказано: «Ибо не хлебом единым живет человек, но словом Б-жьим». Господь оборонит его от нужды и всяческих зол. Такой человек не посвятит жизнь накопительству, но всегда поделится с нуждающимся. А если беден он, то будет рад, что не нужно бояться потерять богатство, как говорили мудрецы: «Приобретающий пребывает в заботах». И еще: «Кто богат? Тот, кто рад тому, что у него есть». Уповающий на Б-га будет обладать всем, что ему нужно, и спасется от вечных забот, ибо Сам Господь печется о нем. Сказал один мудрец: «Сладок сон рабочего человека, независимо от того, сыт он или голоден, а богатому его сытость спать не дает». А богатый, если он надеется на Всевышнего, не будет бояться за свое состояние, ибо он знает, что получил его от Б-га временно и только на определенные цели.

И за добро, сделанное ближнему, он не попросит оплаты, но сам поблагодарит Господа за возможность помогать людям. А если потеряет богатство, то не будет скорбеть. Не подвержен он зависти и никогда не сделает зло ближнему.

Уповающий на Господа будет искать достойное занятие, не отвлекающее от исполнения заповедей и изучения Торы. Он знает, что его успехи зависят только от воли Б-га. Он оптимист и не теряет надежды даже тогда, когда положение кажется неблагополучным. Он уверен, что Господь относится к нему, как мать к своему ребенку. А ведь женщина умывает и пеленает свое дитя иногда против его воли.

Что значит уповать на Б-га? Быть уверенным, что Господь всегда поможет, что Он знает, в чем мы нуждаемся. И даже если мы считаем себя ущемленными, мы обязаны подчиниться Б-жьей воле. Все в руке Всевышнего: успехи и неудачи, радость и горе. Чем прочнее человек это усвоит, тем уверенней он будет в Б-жьей поддержке.

Семь факторов обосновывают нашу уверенность в помощи Небес:

1. Господь милостив и желает нам добра.

2. Он — Творец всего живого и лучше нас самих знает нашу природу.

3. Господь всесилен, все подчинено только Ему, как сказано: “Что захочет Б-г, то и сделает”.

4. Всевышний в курсе людских дел, Он знает все о каждом человеке до мельчайших подробностей, от Него ничего невозможно скрыть.

5. Ничто в мире не произойдет без ведома Творца. Никто не нанесет человеку ущерба против воли Господа. Тот, кто уповает на Б-га, никого не боится.

6.Любовь и милость Господа к людям безграничны. Он дает нам не только то, что мы просим, но и удовлетворяет те нужды, о которых мы, по неразумению своему, даже не подозреваем.

7. Все в мире гармонично. Попытка что-то менять по своему усмотрению — следствие неуверенности в Б-жьем могуществе, недостаток веры. Сказал царь Шломо (Соломон): «Всему свое время под небесами. Время рождаться и время умирать, время воевать и время заключать мир…» Помыслы Господни слишком глубоки, и не нам судить о них, как сказано в Писании: «Как небеса выше земли, так Мои помыслы выше ваших…»

Человек должен постоянно ощущать недремлющее око Всевышнего. От Б-га ничего не скроется, как сказано: «Господь знает мысли человека, и все они — суета». Как же можно после этого не уповать на Творца, не полагаться на Него всем сердцем?

Тот, кто надеется не только на Господа, — лукавит. Известна история одного царя, который, заболев, доверился врачам, но к Б-гу не воззвал и был за это наказан. Сказано в Писании: «Благословен муж, уповающий на Господа, и будет Всевышний опорой его».

Важно во всем подчиняться Б-жьей воле, тщательно исполнять данные Им заповеди. Тогда можно не сомневаться в милости Господней, как сказано: «Сделай Его желания — своими, и тогда Он превратит твои желания — в Свои. Откажись от своих желаний ради Него, и тогда Он отвергнет желания других и исполнит твои».

Упование на Господа ничего общего не имеет с бездельем. Б-г заповедал нам трудиться и заботиться о хлебе насущном. Ощущая нужду, человек приучается к дисциплине. Труд обогащает душу. И испытания Господь посылает человеку в материальной сфере, ибо праведен тот, кто достиг благополучия дозволенными Торой путями. Награда и наказание в будущем мире также зависят от поведения человека в этом мире. Если бы человек не добывал свой хлеб в поте лица, он считал бы, что все пришло к нему само собой, и не поверил бы во Всевышнего. Недаром говорили мудрецы: «Хорошо сочетать изучение Торы с [физическим] трудом, ибо и то и другое уберегает от греха». Если человек только учит Закон и не работает, это может привести к безделью и греху. С другой стороны, праведный труд не должен привести к самовозвеличиванию, когда человек считает, что всего добился только благодаря своим способностям и прилежанию. Тот же, кто признает, что все, чем он обладает, — от Господа, не испытает нужды и с легкостью добудет заработок, как сказано: «Не заставит Всевышний праведника голодать».

Почему же некоторые праведники жили в бедности и вынуждены были тяжко трудиться ради куска хлеба, а многие грешники процветали, не прилагая особых усилий? Наши мудрецы давно ответили на этот вопрос, но чтобы понять их мысли, нужно много знать. Недаром сказано: «Скрытое — для Господа, явное — для нас и потомков наших». Кроме того, все люди — разные, и один случай не похож на другой. Б-г наделил Свои творения неодинаковыми способностями. Кошка ловит мышей, пеликан — рыбу, у льва — сильные лапы и челюсти, у слона — мощный хобот. Травоядные животные не могут есть то, что едят хищники, и наоборот. Так же и люди. У каждого свои таланты и склонности. Не случайно в мире столько профессий. И если человек найдет себе дело по душе, Б-г ему обязательно поможет.

После сотворения мира Господь поселил Адама в Раю и заповедал ему беречь райский сад. Б-г обещал первому человеку награду за послушание, а не за успех. Если человек поймет, что удача зависит от подчинения Б-жьей воле, то процветание рано или поздно придет, как сказано: «Не силой, но духом Моим…»

Подлинное упование на Б-га заключено в полном подчинении Его воле. И тогда успокоится человеческая душа, ибо кто, кроме Всевышнего, может лучше знать ее нужды? Разве человек властен в жизни и смерти? Конечно, нет. Никто не знает, когда он умрет. Но это не значит, что человек может играть своей жизнью, подвергать ее напрасно опасности. Тора запрещает проливать кровь. Не только другого, но и свою собственную. Подвергающий себя смертельной опасности приравнивается к самоубийце. А убивающий себя восстает против Б-га, ибо Господь послал его в этот мир с определенной целью. И не самому человеку решать, когда покинуть живых.

Человек обязан заботиться о себе. Например, хлебороб должен обрабатывать землю, поливать всходы и молиться Б-гу о ниспослании хорошего урожая. Нельзя думать, что Господь сделает твою работу за тебя. Но твой успех зависит только от Всевышнего и ни от кого другого. Сказал один мудрец: «Удивляюсь людям, которые требуют благодарности за добро, сделанное ближнему. Ведь они дают не свое, а Господнее. Еще больше удивляюсь работникам, заискивающим перед хозяевами. Ведь они получают то, что положено им по воле Б-жьей. И если не доплатят им, то Всевышний возместит их долю каким-то другим способом».

Человек вообще не должен раболепствовать. Что в этом мире зависит от человека, как бы он высоко ни стоял? Это все равно, что кланяться земле за богатый урожай вместо того, чтобы благодарить Господа. С другой стороны, нужно быть благодарным Всевышнему за все хорошее, что сделали нам люди. И если даже человеку не удалось доброе дело, необходимо его поблагодарить за хорошее намерение, а Господа — за то, что Он ему это намерение внушил. И не следует требовать благодарности за помощь ближнему, наоборот, надо поблагодарить Б-га за то, что Он дал тебе возможность совершить доброе дело. И нельзя мстить врагам, используя их методы. Лучше ответить им добром, зная, что все от Б-га. Если ненавистники твои причинили тебе ущерб, не обвиняй их, а раскайся перед Господом. И Он превратит их в друзей, как сказано: «Если путь человека угоден Б-гу, тогда и враг с ним помирится».

Есть огромная разница между целиком уповающим на Господа и сомневающимся. Первый со смирением примет от Всевышнего все: успех и неудачу, горе и счастье. Второй возгордится от успеха, а в неудаче обвинит Б-га. Первый будет всегда добр и спокоен, второй — завистлив и раздражен. Поэтому люди будут, конечно, любить и уважать первого и сторониться второго.

Уповающий на Господа не беспокоится о пропитании и не боится завтрашнего дня. Волнует его только одно: правильное исполнение заповедей. Он не страшится смерти, не беспокоится, успеет ли выполнить свою миссию на земле. Поэтому он постоянно находится в духовном поиске, а свои материальные заботы свел к минимуму. Заблудший же всегда в погоне за материальными благами, ему всего мало, и он никогда не будет удовлетворен. Надеющийся на Б-га сознает бренность этого мира и стремится к постижению духовных высот. Он постепенно приближается к Господу и достигнет уровня мудрецов и пророков. Да поможет нам Б-г быть среди уповающих на Него!


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!