Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Совершенство знания-соединения относится ко всему мирозданию. Оно объемлет все материальные аспекты, присоединяет всю жизнь человека и все подробности создания к их корню.

«Какая есть малая глава, от которой зависят все законы Торы? “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези”» (Брахот 63).

Предел знания — дойти до мира действия, присоединить «земную», материальную жизнь к ее духовному корню, чтобы она была во имя Небес: «И все твои деяния будут во имя Неба, во имя Торы, как сказано: На всех путях своих знай Его» (Авот дераби Натан).

«И так разум (даат) управляет человеком со стороны мудрости (хохма), чтобы вести себя в соответствии с ней, доходя до действия. Ведь все то время, пока разум не дошел до действия, он не совершенен» (р. Цадок аКоэн). «До действия» — не обязательно до выполнения заповедей, но до любых действий человека, который силой разума превращаются в деяния заповедей. Словами Рамбама: «Но должен он стараться, чтобы тело его было цельным и крепким для того, чтобы душа его смогла знать Б-га. Ибо невозможно понять и уразуметь мудрые вещи, будучи голодным и больным или если болит один из органов. И должен человек стараться, чтобы был у него сын: возможно, станет он мудрецом и великим в Израиле. Получается, что тот, кто идет этим путем всю жизнь, служит Б-гу постоянно, даже когда он занят торговлей и даже во время близости с женой, ибо его основная цель — приобрести всё необходимое для тела, чтобы служить Б-гу. И даже во время сна, если спит он для того, чтобы отдохнуло его сознание и чтобы отдохнуло тело, чтобы не заболеть и не лишиться возможности служить Б-гу — получается, что сон его тоже является служением Б-гу, благословен Он. Это постановили мудрецы, сказав: “Да будут все дела твои во имя Небес”. Об этом же сказал Шломо в своей мудрости: “На всех путях своих познавай Его, и Он выпрямит стези твои”».

Глубина и корень данной концепции раскрывается в осознании разумом Торы, как пишет рабейну Бехае: «613 заповедей — это общие принципы, а детали заповедей бесконечны. Это представляется логичным, ведь поскольку заповеди божественны и все они указывают на обязательность существования Б-га и на познание Его со стороны Его путей и действий, то, как нет предела постижения Его действий, так нет предела деталям заповедей. Это имел в виду царь Давид, сказав: “Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно”» (Рабейну Бехае).

Совершенство знания-соединения относится ко всему мирозданию. Оно объемлет все материальные аспекты, присоединяет всю жизнь человека и все подробности создания к их корню. В этом ультимативное восприятие знания (даат): оно накладывает обязательство на все мироздание как на получившее заповедь и посвященное выполнению воли Всевышнего — это Тора. Нет нейтральных вещей и действий, нет пустого пространства по отношению к воле Творца, нет существа или объекта, который не имеет отношения к обязанностям и заповедям Торы. В этом осознании есть исправление и цель для всякого создания, от высочайшего до самого низменного. Такое качество даат окружает и соединяет всех их в единое совершенство, в чудесной гармонии, когда они служат и приводят к одной цели: исполнению воли Творца.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»