Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм

Знание себя

«Мы видим, что у души есть разум изучать все, что есть в мире. И есть у нее другой, высший разум, которым она знает себя, и знает свое знание, и это — разум разума. Этим разумом она близка к Творцу. Ибо человек в час своего рождения подобен животному, и когда он приобретет разум, у него будет преимущество над животным, а если зайдет далеко в знании и мудрости, то премного отдалится от животного, и душа его поднимется на высшую ступень, ибо она размышляет о высших вещах. Если же она займется размышлениями о Творце, добавит еще возвышение себе, если же будет знать себя, преумножит свой уровень в несколько раз, ибо, познавая себя, он будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу. И потому, когда она поднимется, то весьма приблизится к Творцу и отдалится от смерти, ибо смерть властвует только над телами, близкими к ней, а на далекими от нее силами она не властна. И еще: душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя, и если она связана с Ним, еще будучи в теле, то мы не сомневаемся, что соединится с Ним после того, как выйдет из тела» (Рабейну Там, Сефер аЯшар).

«Познавая себя, будет знать все знания, ибо все знания включены в душу». Эта концепция весьма широка и глубока, мы опишем ее лишь вкратце и дадим только определения. Приведем слова мудрецов и наших учителей.

Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм. «Святой, благословен Он, да будет Его великое Имя благословенно вовеки и вовеки веков, Своей мудростью и разумением сотворил весь мир, и сотворил небо и землю, высших и нижних. И создал в человеке все, что сотворил в Своем мире» (Авот дераби Натан).

В этом сущность человека, он сотворен в образе Б-га. Как объяснили нам учителя: «Всевышний после того, как сотворил все миры, сотворил человека, последним в акте творения, замечательное создание… В него включены чистоты чудных светов и высших миров и чертогов, которые предварили его. И все строение высшей Славы в порядке глав Колесницы. И все частные силы, находящиеся во всех высших и нижних мирах. Все они дали силу и часть от самих себя в его строительстве и включились в него в числе составляющих его сил». (Нефеш аХаим ч.1 гл. 4). «Познав себя, будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу» (Рабейну Там).

«Из плоти моей я увижу Б-га» (Иов 19:26).

Созданный по образу Б-га, знающий суть своего строения сможет уразуметь пути Творца в управлении мирозданием, через которые Тот раскрывается Своим созданиям. Как объясняется в словах раби Моше Кордоверо, приведенных выше, человек построен «в тайне Высшей формы», тайне образа Б-га. Подробно же это объясняется в первой части книги Нефеш аХаим.

Вот как объясняет Рамхаль обязанность человека познать самого себя: «Второе знание (которым человек должен заниматься, чтобы стать истинным служителем Всевышнего) — знать самого себя. Здесь начинаются основные знания. Тайна этого тела во всей его форме и органах и всех аспектах управления им — как они укоренены в высших сфирот, что все они приходят к этой категории образа человека. Именно в этом смысле он — последнее творение, и все тянется к нему. Кто он? Что есть человек, в руках которого все это служение? И тогда поймет, как следует, почему он — завершение всего мироздания. И поймет связи между собой и сфирот, и что все аспекты служения зависят от этого знания. И как происходит исправление тела: здесь понимается тайна этого образа, который соответствует относящимся к нему замыслам… и так достигается понимание “Из плоти моей я увижу Б-га” — видеть и понимать все действия человека и его движения, как все они укоренены в сфирот» (Предисловие к изучению Мудрости).

Об этом сказано: «Велика сила пророков, уподобляющих форму ее Создателю». А истинные мудрецы «знают эту истину посредством находящегося в них духа святости».


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.