Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Запреты в Субботу
47. В субботу нельзя писать, печатать, красить, ставить печать, чертить (даже ногтем) на любых материалах: на песке, пыли, запотевших окнах, обозначать буквы чем-либо жидким на столе и т.д.
48. Нельзя также стирать написанное (см. выше закон 5, пункты 32, 33). Нельзя ломать, отрезать торт или печенье с надписями (по некоторым мнениям, также и с любыми рисунками).
По мнению автора «Мишна Брура», если надписи не из другого вещества, а выдавлены из самого изделия, их можно ломать и резать; Хазон Иш считает, что и в подобном случае этого нельзя делать.
Нельзя удалять в субботу воск или парафин, стекшие на буквы.
49. Нельзя лепить из глины, пластилина и любого другого материала, нельзя фотографировать.
50. Нельзя шить, затягивать распустившуюся нитку в одежде, распускать швы, кроить, рвать или разрезать материал, если цель — не портить его, а подготавливать для дальнейшей обработки. Нельзя рвать туалетную бумагу (см. выше закон 5, пункты 19, 20, 23, 24, 31).
51. Бумаги или другие предметы, намеренно склеенные вместе, нельзя разъединять в субботу.
Нельзя разрывать в субботу неразрезанные страницы книг или газет, так как это является запрещенной Торой млахой «рвать» (קורע).
52. Шнурок или нитку, продетые в самой ткани, как часто бывает в шерстяной и детской одежде, детских шапочках, в рукавах и воротниках, нельзя, по запрещению мудрецов, затягивать в субботу, так как это похоже на млаху «шить» (תופר). Только в том случае, если шнурок или нитка вставлены в обшитые и расширенные отверстия, стягивать их разрешается.
53. В субботу нельзя завязывать один узел на другой или закреплять верхний ослабевший узел. Можно завязывать «бантик» только в случае если собираются развязать его в субботу. На сам же «бантик» навязывать узел нельзя.
54. Узел, который запрещено завязать в субботу, нельзя также и развязывать (см. выше закон 5, пункты 21, 22). Если «бантик» на шнурках ботинок запутался и превратился в узел, его можно развязать, чтобы снять ботинок.
55. Шнурок, ленту и т.п., выпавшие из одежды или обуви, можно вдеть обратно при следующих условиях:
а) если они были вдеты до субботы:
б) если их можно вдеть без особого труда (например, если отверстия достаточно широки):
в) если на их концах обычно не завязывают двойной или другой крепкий узел.
56. Запрещено измерять и взвешивать в субботу. При пользовании сосудом, на который нанесены мерки, следует наполнять его таким образом, чтобы жидкость не достигала точной мерки, а была выше или ниже ее.
Весами любой системы пользоваться в субботу запрещено, даже если взвешивают неточно.
Разрешается в субботу производить измерения, необходимые для исполнения мицвы. Например, измерить, вмещает ли кубок «ревиит» вина, чтобы совершить кидуш и т.п.
Разрешается также производить измерения, связанные с лечением больного, что также является мицвой.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»