Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя разрывать в субботу неразрезанные страницы книг или газет, так как это является запрещенной Торой млахой

Запрет писать, стирать написанное и лепить

47. В субботу нельзя писать, печатать, красить, ставить печать, чертить (даже ногтем) на любых материалах: на песке, пыли, запотевших окнах, обозначать буквы чем-либо жидким на столе и т.д.

48. Нельзя также стирать написанное (см. выше закон 5, пункты 32, 33). Нельзя ломать, отрезать торт или печенье с надписями (по некоторым мнениям, также и с любыми рисунками).

По мнению автора «Мишна Брура», если надписи не из другого вещества, а выдавлены из самого изделия, их можно ломать и резать; Хазон Иш считает, что и в подобном случае этого нельзя делать.

Нельзя удалять в субботу воск или парафин, стекшие на буквы.

49. Нельзя лепить из глины, пластилина и любого другого материала, нельзя фотографировать.

Запрет шить, кроить, рвать

50. Нельзя шить, затягивать распустившуюся нитку в одежде, распускать швы, кроить, рвать или разрезать материал, если цель — не портить его, а подготавливать для дальнейшей обработки. Нельзя рвать туалетную бумагу (см. выше закон 5, пункты 19, 20, 23, 24, 31).

51. Бумаги или другие предметы, намеренно склеенные вместе, нельзя разъединять в субботу.

Нельзя разрывать в субботу неразрезанные страницы книг или газет, так как это является запрещенной Торой млахой «рвать» (קורע).

52. Шнурок или нитку, продетые в самой ткани, как часто бывает в шерстяной и детской одежде, детских шапочках, в рукавах и воротниках, нельзя, по запрещению мудрецов, затягивать в субботу, так как это похоже на млаху «шить» (תופר). Только в том случае, если шнурок или нитка вставлены в обшитые и расширенные отверстия, стягивать их разрешается.

Развязывание и завязывание узлов, измерение и взвешивание

53. В субботу нельзя завязывать один узел на другой или закреплять верхний ослабевший узел. Можно завязывать «бантик» только в случае если собираются развязать его в субботу. На сам же «бантик» навязывать узел нельзя.

54. Узел, который запрещено завязать в субботу, нельзя также и развязывать (см. выше закон 5, пункты 21, 22). Если «бантик» на шнурках ботинок запутался и превратился в узел, его можно развязать, чтобы снять ботинок.

55. Шнурок, ленту и т.п., выпавшие из одежды или обуви, можно вдеть обратно при следующих условиях:

а) если они были вдеты до субботы:

б) если их можно вдеть без особого труда (например, если отверстия достаточно широки):

в) если на их концах обычно не завязывают двойной или другой крепкий узел.

56. Запрещено измерять и взвешивать в субботу. При пользовании сосудом, на который нанесены мерки, следует наполнять его таким образом, чтобы жидкость не достигала точной мерки, а была выше или ниже ее.

Весами любой системы пользоваться в субботу запрещено, даже если взвешивают неточно.

Разрешается в субботу производить измерения, необходимые для исполнения мицвы. Например, измерить, вмещает ли кубок «ревиит» вина, чтобы совершить кидуш и т.п.

Разрешается также производить измерения, связанные с лечением больного, что также является мицвой.


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Средства для ешив

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Финансирование ешив — камень преткновения в израильском обществе. Чтобы окончательно рассеять домыслы о миллиардах шекелей, которые тратятся на «паразитов», публикуем эту короткую и ёмкую статью.

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»