Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Христианские миссионеры проповедуют, будто Ева подумала, что зачала сверхъестественным образом от Бога и родила Мессию — так христиане говорят и о Марии.

Дайджест книги

1. Ее семя (Бытие, 3:15).

Искажая смысл этих слов Библии, христианские теологи и миссионеры утверждают, что Машиах (Мессия) должен родиться от «семени» женщины без участия мужчины. Но в этой фразе не упомянут ни Машиах, ни сверхъестественное рождение. Претензия миссионеров на то, что речь идет об Иисусе, ни на чем не основана.

2. Первые роды (Бытие, 4:1).

Христианские миссионеры проповедуют, будто Ева подумала, что зачала сверхъестественным образом от Бога и родила Мессию — так христиане говорят и о Марии. Они приписывают Еве пророческое предвидение, уверяя, что она знала: Мессия родится от союза Бога с женщиной. Но мессианский смысл придать этим словам невозможно.

3. Семя Авраама (Бытие, 13:15;17:8).

Комментируя слово зера («семя») в Бытие (13:5 и 17:8), Павел говорит: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам (зраим, т.е. “семенам”), как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Послание к Галатам, 3:16). Такое толкование игнорирует употребление слова «семя» в Писаниях — в значении «потомство» оно никогда не используется во множественном числе. Тезис Павла о том, что в Бытии (13:5 и 17:8) речь идет об одном человеке, не обоснован.

4. Пока не придет Шило (Бытие, 49:10).

Христианские миссионеры часто пользуются этим стихом как подтверждением своих претензий. Но если этот текст, как они говорят, означает, что скипетр (правление) не отойдет от Иеѓуды, пока не придет Мессия, тогда мы сталкиваемся с вопиющей исторической неточностью. То, что этот Мессия — не Иисус, ясно видно при исследовании разных мессианских утверждений. И в Бытии (49:10) нет ничего, что можно было бы отнести к Иисусу.

5. Грех и искупление (Левит, 17:11).

Согласно одной из интерпретаций христианских миссионеров, еврейскому народу не было обещано, что его грехи будут прощены, потому что написано (Левит, 17:11): «Кровь искупает душу». Где нет крови, провозглашают они, нет и искупления — поэтому пост и раскаяние в Йом Кипур без кровавого жертвоприношения не дают уверенности в прощении грехов. Наконец, кульминацией этой извращенной трактовки становится утверждение, якобы Иисус своей смертью и жертвой за грехи человечества искупил всех, кто верит в него. Поэтому не нужны больше ни Храм, ни жертвоприношения, ни коэны — священники.

Но из Писаний ясно, что грех искупается только глубоким сожалением, искренним раскаянием и возвращением на правильный путь. Если грешник раскаивается и хочет вернуться, он может надеяться, что Всемогущий простит его и позволит ему стать Своим партнером. О требованиях Бога читаем: «Только праведно поступайте и любите добро, и ходите скромно пред Богом» (Михей, 6:8). Бог просит грешника: «Вернись ко Мне… и Я вернусь к тебе» (Захария, 1:3).

6. Пророк подобный Моше (Второзаконие, 18:15, 18).

Христианские миссионеры заявляют, что эти строки — об Иисусе. Это неверно. Слово нави — «пророк» здесь не имеет определенного артикля и не указывает на какоелибо конкретное лицо. В этих строках народ Израиля получает заверение: Бог будет создавать среди них пророков, подобных Моше. Но нигде в еврейских текстах не сказано, что они будут равны ему по уровню пророчества, тем более что когда-нибудь появится пророк, который превзойдет Моше.

7. Проклятие Закона (Второзаконие, 27:26).

Неверно толкуя высказывание «Проклят тот, кто не утвердит слова этого закона, чтобы следовать им» (Дварим, 27:26), Павел создает догму о том, что нарушитель любой из заповедей — навечно проклят. И делает вывод — человек проклят Законом.

Но утверждение Павла не обосновано. Здесь слова — «кто не утвердит» не относятся к обычному нарушителю закона. Речь, как указывают раввины, идет о людях, облеченных властью, но не устанавливающих власти Закона в стране Израиля (Иерусалимский Талмуд, Сота, 7:4). Так руководителей под страхом проклятия заклинают направлять народ по пути Творца и сделать Закон действенной силой в его жизни.

8. Миф о том, как девственница родила (Исаия, 7:14).

Чтобы «приблизить» иудаизм к верованиям идолопоклонников, евангелисты в ряде пунктов гротескно исказили библейские тексты. Один из таких «гротесков» — рождение Мессии от девственницы, которая зачала не от человека, а от «Святого Духа».

Веру в Мессию христиане переняли у евреев. Но в еврейской традиции Машиах (Мессия) означает — «помазанный» оливковый маслом на царство праведный потомок царя Давида по мужской линии, который приведет еврейский народ к соблюдению законов Торы и заповедей, к освобождению от чужого засилья — в материальном и духовном смыслах.

Христиане спутали и соединили в одном понятии два похожих по звучанию слова: машиах — «помазанник» — только человек; и мошиа — «спаситель» (это, по существу, только — Творец, хотя так может называться и Его посланник, человек, например — Моисей).

Евреи никогда не верили, что Мессию родит девственница, и что он — воплощение Бога. В священных еврейских текстах об этом нигде не написано. Многие же языческие религии утвер

ждали, что девственницы беременеют от богов и рождают от них героев — полубогов (таких примеров немало в мифах Древней Греции).

Прим. пер: Замечательно, что в наше время, спустя восемнадцать веков современные христианские переводчики исправили искаженный перевод фразы Исаии (7:14) в Евангелии от Матфея и дали точный перевод слова альма, стоящего в оригинале: «молодая женщина». Так церковь отказались от одной из основополагающих доктрин — «о непорочном зачатии».

9. Кто ребенок? (Исаия, 9:56).

Для Исаии характерно передавать многие послания, используя пророческие имена, например (Исаия, 7:3,14;8:3). В этой фразе такое имя дано царю Хизкийа («сила моя — Бог»). Слова, составляющие это имя, выражают величие Бога, которое проявится благодаря царю, в его время. Имя будущего царя — свидетельство верности слов Бога. Хизкия назван «чудесным советником», потому что это имя — знак, который предвосхищает задуманное Богом.

Теологи христианского миссионерства признают, что эпитеты «чудесный советник» и «правитель мира» могут относиться и к человеку. Но определения «могучий Бог» и «вечный Отец», по их мнению, не могут быть составной частью человеческого имени. Из этого они делают вывод: Мессия будет не только человеком, но и Богом. Вся эта цепочка рассуждений неверна. Пример: имя Элияѓу (пророк Илья) состоит из двух слов — «Эли — Мой Бог и Ѓу — Он» — и дано человеку, и так же (Иов, 32:1, 1 Шмуэль, 1:1, 1 Паралипоменон, 12:21, 26:27, 27:18). Характерный пример непонимания и искажения еврейских текстов христианскими миссионерами — их трактовки имени Имануэль («Бог с нами»).

10. Мессианская эпоха (Исаия, 11).

В одиннадцатой главе Исаия раскрывает картину Мессианской Эпохи. Говоря о Мессии, он в самом начале возвещает: «И выйдет отросток из ствола Ишая, и принесет плоды побег от корней его». Нет сомнения, выражение «из ствола Ишая» указывает, что из царской династии Давида (сына Ишая) выйдет новый, сильный «побег».

Чтобы «разглядеть» в высказывании пророка в этой главе Иисуса, христианские миссионеры разделили его деятельность на так называемое первое и второе пришествие. Они произвольно выдергивают из этой главы некоторые фразы, чтобы отнести их к первому пришествию, бросая остальное — для исполнения во втором пришествии.

Но одиннадцатая глава Исаии — неделимое целое, и нет никаких оснований для ее расчленения. Нет оправдания тому, чтобы разрывать слова пророка на два периода: жизнь Мессии и посмертное возвращение. Все в этой главе относится к одному периоду. На это ясно указывает 10-е предложение, где исполняется все предсказанное в предшествующих (29) предложениях, а Мессии дается вполне человеческий титул — «корень Ишая».

11. Страждущий слуга Господа (Исаия, 52:1353:12).

Христианские миссионеры часто недоумевают, почему евреи не соглашаются с тем, что пятьдесят третья глава пророка Исаии прямо говорит о жизни и смерти Иисуса.

Но еще больше удивляются евреи: как человек, который внимательно и не предвзято читает в оригинале эту главу, может поверить, что она относится к Иисусу?

12. Женщина будет искать мужчину (Иеремия, 31:22).

Как нередко бывает, христианские миссионеры, стремясь доказать правильность своих доктрин ссылкой на еврейские тексты, прочитывают в них больше, чем в них сказано.

Пророк (Иеремия, 31:22), употребляя слово некева («женщина»), не подразумевает «девственницу». Вообще в этой фраза не говорится о зачатии. Термин некева в Библии означает — «женщина», независимо от ее физиологического состояния (см.: Левит, 27:47; Числа, 5:3, 31:15; Дварим, 4:16). Это предложение, как и Исаия (7:14) в Евангелии от Матфея (что мы показали в главе 8) не подтверждает, что Иисуса родила «непорочная дева».

13. Новый союз Иеремии (Иеремия, 31:3134).

Христианские миссионеры утверждают, что слова «новый союз» у Иеремии (31:31) означает новую религиозную ориентацию — христианство. Но внимательное чтение этих строк показывает, что это мнение ни на чем не основано.

14. Осия и второе пришествие Иисуса (Осия, 5:15).

Игнорируя контекст, миссионеры представляют эти слова как пророчество о втором пришествии. Эта идея не выдерживает критики. Осия говорит о другом: Иеѓуда и Эфраим (северное и южное еврейские царства) должны вернуться к Богу, сделать сознательный выбор, тогда Он освободит их от преследований.

Миссионерское толкование опровергает даже Новый Завет.

15. Бейт-Лехем Эфрата (Михей, 5:1).

Эти слова относятся к Мессии, потомку Давида, чей род происходит из Бейт-Лехема (Вифлеема), который также называется Эфрата, где Давид был помазан на царство в уделе своего предка Иеѓуды. Поэтому пророчество Михи говорит об этом городе, как о месте его происхождения. Впрочем, текст не указывает, что Мессия родится именно там. Речь идет лишь о том, что оттуда родом — его семья. Из древней семьи Давида произойдет Мессия, о появлении которого Богу известно с начала времен.

Миссионеры утверждают: Иисус исполнил пророчество Михи тем, что (по одной из версий) родился в Вифлееме.

Но, кроме упоминания Матфея и Луки о его рождении в этом городе, все остальное, даже в писаниях этих двух евангелистов, указывает, что Иисус — из Назарета. И даже если бы он родился в Вифлееме, это никак не подтверждает мессианские претензии — не он один тамродился. У Иисуса нет столь многих качеств Мессии, о которых говорят пророки, что факт его рождения в Вифлееме просто не имеет значения.

16. Один осел или два (Захария, 9:9).

Матфей, стремясь доказать, что Иисус воплотил слова пророка, упускает из вида, что библейская поэзия часто использует синонимический параллелизм — распространенный поэтический прием, который задает ритм мысли. Повтор в нем нельзя воспринимать буквально — как дополнительное явление или еще один объект. Из контекста мы видим: пророк не имеет в виду, что человек едет сразу на двух животных. Слова Захарии — «едущий на осле, и на осленке, сыне ослицы» описывают один и тот же факт разными словами.

Рассказу Матфея о том, как Иисус въезжал в Иерусалим, восседая верхом на двух ослах одновременно, можно дать два варианта объяснения. Либо Иисус, неправильно растолковав слова пророка и желая «реализовать пророчество», въехал в город столь неудобным способом, либо это — подтасовка, использующая слова Захарии. Неудивительно, что, применяя такие методы, Новый Завет способен представить так много «примеров» того, как Иисус исполнил пророчества. Христианским миссионерам остается лишь, не задавая вопросов, принимать эти выдуманные воплощения пророчеств на веру, ибо еврейский текст Библии и история не дают этому никаких обоснований.

17. Кто был пронзен? (Захария, 12:10)

Вырвав эту фразу из контекста, расчленив и изменив, чтобы провозгласить Иисуса Мессией, христианские теологи создали ненужные трудности толкования.

На первый взгляд, структура предложения достаточно запутана. Но вспомним: мы имеем дело с переводом с библейского иврита, с его словоупотреблением. Эту фразу нетрудно понять, возвратив на свое место, в контекст, посмотрев на предыдущее, девятое предложение двенадцатой главы пророка Захарии, и начало следующего, десятого предложения, от которого христиане оторвали вторую часть, где говорится, что Бог защитит Свой народ и истребит его врагов…

18. Илья пророк (Малахия, 3:1, 23:24).

Некоторые теологи миссионерского христианства, сознавая, что Илья не пришел перед Иисусом, относят слова пророка Малахи ко второму пришествию.

Другие пытаются отделить эти два высказывания — одно от другого. Но даже из Евангелий ясно: для самого Иисуса они связаны. Он относит их к Иоанну Крестителю, как предшественнику Мессии, исполнившему предназначение Ильи, считая его воплощением Иоанна.

Малахи (3:1 и 3:2324) пророчествует: Илья — предшественник Мессии, он придет прямо перед явлением Мессии. Раз Илья не пришел, мы должны сделать вывод: Иисус — не Мессия.

19. Ты Мой сын (Псалом 2).

Христианские миссионеры в поисках подтверждения несуществующего в Танахе тезиса: Иисус — Сын Бога, искажают прямой смысл многих ясных в контексте высказываний еврейской Библии.

Например, в Псалме (2:7) говорится: «И сказал мне Бог: Ты — Мой сын, сегодня Я родил тебя». Из текста ясно: речь идет об отеческой любви Бога к царю Давиду, которую Он потом переносит и на его сына Соломона (2 Шмуэль, 7:14; 1 Паралипоменон, 22:10, 28:6).

Прим. пер. — «Сын мой», «сынок» — популярные выражения, они далеко не всегда свидетельствуют о прямом родстве.

20. Псалмы и воскрешение Иисуса (Псалмы, 16:91)

Автор Деяний заявляет, что это предсказание об Иисусе. Но неверно использовать эти слова Давида из цитированного псалма, как ответ на вопрос, куда делось тело Иисуса. Эти строки выбрали отчаявшиеся люди, пытаясь объяснить своим последователям пропажу тела. Но даже Новый Завет не приводит никаких конкретных доказательств физического или духовного воскрешения.

Петр утверждает: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели» (Деяния, 2:32). Но ведь не было же ни одного свидетеля! Никто не видел воскрешения ни в какой форме! Самое большое и единственное, что можно было бы утверждать в данном случае: тело исчезло.

21. Псалмы и распятие Иисуса (Псалмы, 22).

Ранние христиане, веря или пытаясь доказать, что Иисус — воплощение библейских пророчеств, провозгласили его Мессией. Они искали по всем еврейским текстам хоть чтото, что могло стать подтверждением их гипотез. Особенно это касалось распятия, которое не легко согласовать с пророческими видениями триумфального Мессии. Для этого раннее христианство включило в описание распятия множество ссылок на Танах, приспосабливая некоторые детали своего рассказа к этим ссылкам.

Видимо, Иоанн придумал историю о распятии, рассказав ее так, чтобы она соответствовала его пониманию мессианского содержания Псалма 22.

22. Близкий друг (Псалмы, 41:10).

Используя первую часть этого стиха, Евангелие от Иоанна приводит рассказ о том, как Иисус предупредил сотрапезников о предательстве Иуды: «Но да сбудется писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Иоанн 13:18).

Так Евангелие внушает, что Псалом 41 указывает на события жизни Иисуса. Но нельзя выбирать и вырывать из контекста те части стиха, которые можно соотнести с будущим событием, полностью игнорируя все, что не укладывается в нужную схему. Для правильного понимания того, что сказано, необходимо рассматривать всю фразу и весь псалом — как одно целое.

Для достижения теологических целей Иоанну пришлось изъять из контекста десятый стих (в некоторых изданиях Псалмов — девятый), иначе вся фраза в целом, тем более, весь псалом, противоречат концепции непогрешимости и всеведения «богочеловека».

23. Смешанные напитки (Псалмы, 69:22). В псалме сказано «положили в мою пищу яд». Но где в Евангелиях сказано, что яд (желчь) клали в еду Иисуса? Где упоминается, что Иисус ел на кресте? Сомнительно, чтобы псалом называл вино едой. Как же еврейские Писания нашли свое «реальное воплощение» во время распятия?

«Вино, смешанное с желчью» или «вино, смешанное с миррой» — спорят между собой евангелисты? Но за то, что мы, евреи, отказываемся принимать их недопонимания и неверные толкования Писаний, последователи Иисуса смешивали нашу кровь с пылью земли! Клюбому еврею, который принимает идею о том, что Иисус — Мессия, обращены слова истинного Бога, сказанные Каину: «Что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко Мне из земли» (Бытие, 4:10).

24. Мой Бог (Псалмы 110:14).

По мнению ранних христиан, эти слова подтверждают веру в то, что Иисус величественнее Давида — он не только Мессия, но и божественное существо (Матфей, 22:4245; Марк, 12:3537; Лука, 20:4144; Деяния, 2:3436; Евреям, 1:13).

О путанице понятий: мошиах (мессия, помазанник) и мошиа (спаситель, Бог) мы уже упоминали (дайджест, параграф 8).

Исследование показывает, что для мессианских претензий здесь нет никаких оснований.

25. Как имя его сына? (Притчи, 30:4).

Теологи христианского миссионерства приводят эту притчу как доказательство божественного происхождения Иисуса. Но из текста ясно: их насильственная интерпретация не оправдана.

26. Семьдесят недель Даниила (Даниил, 9:24-27)

Наши возражения толкованиям, которые христианские миссионеры дают этим строкам Даниила (9:2427), основаны на том, что их теории базируются на неправильном переводе (как у Короля Джеймса), ошибки которого в той или иной мере повторяются и в других христианских переводах еврейской Библии.

27. Трилогия о Троице

1) Доктрина Троицы и Еврейская Библия

По основополагающей вере большинства христиан, Бог — триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Это полностью противоречит всему учению еврейской Библии об абсолютном единстве и неделимости Бога.

Христианство, заблуждаясь, обожествило Иисуса, недопонимая смысл единства Бога. Путаница возникла изза влияния языческих религий на доктрину и практику церкви.

2) Влияние Филона на доктрину Троицы

Христианская доктрина о Логосе — «Слове» берет начало в учении Филона (еврея из Александрии), жившего в эллинистический период. Учение Филона — попытка сочетать греческое представление о Логосе с некоторыми еврейскими понятиями о природе и роли Бога вовселенной.

Идеи Филона оказали весьма сильное влияние на ранних христианских теологов. Но метафорические фразы Филона, которыми он объясняет свою концепцию Логоса, христианская церковь восприняла буквально, в духе идолопоклонников, извратив их смысл, чтобыпредставить Бога триединым. Филон, безусловно, это опроверг бы.

3) Доктрина Троицы и Новый Завет.

Доктрина Троицы вообще не фигурирует в еврейской Библии. Иисус и его первые последователи не провозглашали ее существование. Слова Иисуса ясно показывают: он никогда не говорил, что он — Бог или часть Бога. Иисус говорил о своем Отце в небесах как о Боге (Иоанн, 20:17), наделяя его абсолютной властью, знанием и величием (Матфей, 20:23; Марк, 13:32; Иоанн, 14:28).

Иисус, конечно, не был равен Богу и не считал себя Ему равным, открыто признавая, что есть вещи, которые не знает никто: ни он, ни ангелы, но — только Бог: «Но о дне этом и часе не знает никто, ни ангелы в небе, ни Сын, а лишь Отец» (Марк, 13:32). Более того, когдаему было трудно, он выражал покорность Богу, моля о помощи: «Отец, если есть на то воля Твоя, да минует меня чаша сия, но пусть исполнится Твоя воля, а не моя» (Лука, 24:22). Разве сочетаются эти слова с претензией на то, что Иисус — одно с Богом, «по сути и силе»?

28. Рождение мифа (Матфей, 1:116; Лука, 3:23-28)

Где-то в начале первого тысячелетия по европейскому летоисчислению в семье Иосифа и Марии родился сын. Христианские миссионеры провозглашают, что этот ребенок не был сыном Иосифа, что он — Сын Бога, зачатый Святым Духом с согласия Марии, когда она была еще девственницей. Эту слегка гебраизированную версию любовных похождений олимпийских богов, о которых рассказывают мифы Древней Греции, мы и рассмотрим сейчас подробнее.

…Далее. Если Иисус родился от Святого Духа и девственницы, тогда родословное древо Иосифа, восходящее к Давиду, не имеет к Иисусу ни малейшего отношения, потому что Иосиф ему — не отец.

У пророка Исайи (11:1) говорится, что Мессия называется «отростком» от ствола Ишая (отца Давида). Даже если допустить, что Иисус по материнской линии происходил от Давида, это никак не влияет на наследование престола, который передается только по мужскойлинии. «Ибо так сказал Господь: не переведется (в роду) у Давида муж, сидящий на престоле дома Израиля» (Иеремия, 33:17.

29. Пророчество и исполнение Нового Завета: Рахель оплакивает своих детей (Матфей, 2:1618).

Стремясь показать воплощение пророчества в жизни Иисуса, Матфей обращается к стиху пророка Иеремии (31:15): «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». И видит в нем доказательство, что Рахель (Рахиль) плакала над убитыми детьми Вифлеема (странно, что это выдающееся событие не отмечает в своих хрониках такой осведомленный и скрупулезный историк как Иосиф Флавий.) Возвращаясь к источнику, этой цитате в библейском контексте, мы обнаруживаем, что она относится не к убитым, а к пленникам.

30. Назареянин (Матфей, 2:23)

Нигде в еврейских Писаниях Мессия не имеет отношения к Назарету (Нацрату). Вопреки утверждению Матфея, нет пророчества, которое упоминало бы, что Мессия будет обитателем Назарета. И вообще этот город ни разу не упомянут в еврейской Библии.

31. Плохая память Иоанна Крестителя (Матфей, 3:11, 1317; Марк, 1:711; Лука, 3:16, 21,22; Иоанн, 1:2634)

Евангелия противоречат друг другу. Неясно, был Иоанн уверен в том, что Иисус — Мессия, или нет, и когда. Почему об этом расспрашивал потом, если раньше сказано, что он это знал.

32. Искушение сатаны (Матфей, 4:111; Марк, 1:13; Лука, 4:113)

Марк, автор самого раннего из Евангелий, лишь одной фразой упоминает, что Иисуса искушал Сатана (4,1:13), а Матфей (4:111) и Лука (4:113) развивают и детализируют эту историю. Они утверждают, что Иисус после крещения сорок дней находился в пустыне, и в это время Сатана соблазнял его, предлагая ему поклониться, а за это обещал сделать Иисуса царем всей земли.

Но если, как заявляют христиане, Иисус — часть Бога, как он мог согрешить? Разве мог Сатана надеяться искусить его? Предложения Сатаны абсолютно бессмысленны. Ясно, что даже земной Иисус не мог совершить такой грех, как поклонение Сатане. А миссионеры говорят, что, в отличие от всех смертных на земле, он исполнял все прямые веления самого Всевышнего, частью которого был. Если так, обретая тело человека, он, безусловно, знал, для чего и что ему предстоит делать на земле. Была ли тогда у Иисуса, богочеловека, хоть какая-о свобода воли?

33. Иисус перебирается из Назарета в Капернаум (Матфей, 4:13-16)

Матфей заявляет, что Иисус перешел из Назарета в Капернаум «во исполнение пророчества». Несостоятельность этой претензии становится ясной, если сравнить текст Матфея с реальными словами пророка. То, что Матфей представляет как цитату из пророка, на самом деле, звучит в первоисточнике у Исаии так…

34. Иисус и развод: А я говорю вам: кто разводится с женою, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Матфей, 5:32).

В противоположность сообщению Матфея о том, что Иисус разрешает развод из-за прелюбодеяния, Марк и Лука утверждают, что он не разрешал развод ни при каких обстоятельствах. Но очень важно, имела место супружеская измена или нет. А мы остаемся в недоумении, чему именно учил Иисус, если учил…

Прим. пер. В любом случае, призывы Иисуса в отношении брака («если можете, не женитесь») и развода прямо противоречат воле Творца и его первой (!) заповеди всему живому: «Плодитесь и размножайтесь». В том числе и человеку, для которого Он Сам создал жену.

По закону, полученному Моисеем от Творца на Синае, наоборот, все, кто достиг совершеннолетия (согласно Шулхан Аруху, мужчины 1820 лет), обязаны жениться скорейшим образом. И даже те, кто не могут иметь детей по возрасту или болезни (как и разведенные), все равно должны жениться, чтобы избежать греха и чтобы совершенствовать свои качества в человеческих отношениях, заботясь в браке о ближнем.

Что касается обязанности давать развод жене или мужу (во многих случаях, когда супруги не могут нормально жить друг с другом), это — отдельная заповедь, доброе дело по отношению к ближнему. Обязанность давать развод — логическое продолжение и условие закона о браке. Запрещено удаляться от супруга, не дав ему или ей развод, лишая их возможности жить в полную силу: радоваться самим, радоваться детям, радовать других людей и Творца.

35. Подставь другую щеку (Матфей, 5:39, Лука, 6:29)
А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матфей, 5:39).
А кто ударит тебя по одной щеке, подставь ему и другую (Лука, 6:29).

Христианские миссионеры любят повторять фразу — «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», демонстрируя исключительное миролюбие учений Иисуса. Однако этот возвышенный призыв сам он не исполнял. Согласно Евангелиям, он проповедовал подставлять другую щеку, любить ближнего, молиться о нем и прощать всех, кто плохо с тобой поступил.

Но сам Иисус отвечал своим противникам не возвышенным милосердием, а оскорблениями и угрозами (Матфей, 15:120).

Иисус никогда не прощал тех, кто сделал или сказал ему что-то плохое.

Прим. пер (см. также к главе в книге Сигала). Обратим внимание, Матфей говорит «в правую щеку». Почему — не в левую? Сторонникам идеи ненасилия, вернее — непротивления злу насилием, как формулировал Толстой и повторял за ним Ганди, считая, что не надо сопротивляться нацистам, и подобных идей пацифистов, стоило бы внимательнее посмотреть на источник, к которому их идеи не имеют ни малейшего отношения.

В правую щеку бьют левой рукой! Левая рука — слабая. Такая пощечина — символ порицания, укор. Но не попытка избить, уничтожить, которая требует, понятно, самозащиты всеми необходимыми средствами. И в тексте главы приводится как раз такой случай (Евангелие от Иоанна, 18:2223): «Когда Он сказал это, один из служителей стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику»? Но Иисус не принял укора в оскорблении Первосвященника, а стал препираться.

Само же учение о смиренном принятии упреков, понимании, что укоры приходят Свыше и должны заставить нас задуматься о своей вине — это традиционное еврейское учение. Мы видим его, например, в реакции царя Давида на оскорбления и швыряние камней Шими бен Гера, которого он отказался покарать, сказав, что ему так повелел Творец. А еще раньше мы видим это у Йосефа, утешающего братьев, продавших его в рабство, говоря, что они не должны бояться и чувствовать себя виноватыми, ибо таков был промысел Творца.

Что же касается идеи непротивления злу в целом, то дело не только в том, что Иисус реально, как видно из этой и других глав книги, этому не учил и сам к этому был совсем не склонен. И даже не в том, что идеал — высок, а человек — слаб, вот даже сам Иисус не удержался. Что уж говорить о Толстом, который хлестко давил на щеке комара или хвастался, как догнал на коне вора, который украл у него во время купания одежду, и отстегал его кнутом. Или Ганди, который в 43 году во время Второй Мировой войны одумался ипризывал раздавить нацизм.

Еврейский закон, Тора, призывает: «Пришедшего убить тебя, убей первым». Если человек не послушает, свершится двойное преступление: будет убит невинный, а потенциальному убийце он даст стать убийцей, и его грех отчасти — на жертве, которая не стала себя защищать. А, если он последовал закону, на нем не будет вины кровопролития, он выполнил веление Свыше, и убийца убит по закону и по своей вине, не успев совершить греха, поэтому душа его пойдет наверх чистой.

Непротивление злу насилием, пацифизм — красивая идея, но реально она поощряет насилие, разрушая обе стороны, жертву и насильника, а с ними — весь мир.

36. Все ли хорошо в христианстве? Перспектива Нового Завета (Матфей, 7:1520, Лука, 6:43-5)

В этих фразах Иисус утверждает, что от хорошего не может произойти ничего плохого, а от плохого — ничего хорошего.

Тогда и христианство нельзя назвать в целом хорошим, потому что во многих странах и на протяжении длительных исторических периодов христианство, как правящая сила, причиняло людям множество бед и страданий.

37. Утопленное стадо свиней (Матфей, 8:30-32; Марк, 5:1113; Лука, 8:31-33)

В эпизоде со свиньями Иисус не проявил сверхъестественные силы, которые ему приписываются. Но не это — тема нашего разговора, потому что евангелисты считают, что у него эти силы были.

Итак, рассмотрим, в чем тут дело. Позволив бесам вселиться в свиней, Иисус вызвал их гибель и причинил большой материальный ущерб владельцу стада. Оправдать это тем, как пытаются некоторые миссионеры, что в рассказе приведены не все важные детали, а именно, что хозяева стада были — евреи, которым не полагается разводить свиней, или, что соседи евреи были недовольны существованием этого стада, не представляется резонным.

38. Взгляд Иисуса на насилие (Матфей, 10:3435, Лука, 12:4953, 19:27)

Надо сказать, что применение силы не всегда плохо. Но, если Иисус был тем человеком, о котором говорил Исаия (53:9; этому посвящена глава 11), который «не делал насилия», значит, он никогда не должен был совершать ничего подобного.

Фактически это было не так. Безусловно, он совершал акты насилия: когда напал на торговцев (Матфей, 21:12; Марк, 11:1516; Лука, 19:45; Иоанн, 2:15), проклял фиговое дерево (инжир) за то, что не дало плодов не в их сезон (Матфей, 21:1821; Марк, 11:13,14). И когда позволил бесам вселиться в стадо свиней (Матфей, 8:32, Марк, 5:13, Лука, 8:33).

Будь Иисус смиренным слугой Бога, о котором говорил Исаия, у него не было бы таких агрессивных целей: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матфей, 10:3435).

Прим. пер. Речь идет не только о насилии, пренебрежении взглядами и жизнью других людей, но и неуважении к их собственности, ее разрушении. Все это прямо противоречит учению Торы и его собственным словам — «Не нарушить закон я пришел, а исполнить».

39. Кто увидит второе пришествие Иисуса? (Матфей, 16:28; Марк, 9:1; Лука 9:27)

…Спустя две тысячи лет, ясно: хотя Иисус и обещал вернуться в скором времени после воскрешения, чтобы установить Царство Божие на земле еще при жизни его последователей, он не исполнил этого.

40. Триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим (Матфей, 1:811; Марк, 11:810; Лука, 19:3638; Иоанн, 12:12,13)

Согласно Евангелиям, Иисуса распяли в пятницу, но тогда он одновременно находился в двух отдаленных друг от друга местах Израиля…

41. Насилие в Храме (Матфей, 21:1213; Марк, 11:1517; Лука, 19:4546; Иоанн, 2:316)

Евангелисты выражают разные мнения о том, как Иисус устроил разгром в Храме. Матфей и Лука указывают одно время, Марк — другое. Иоанн считает, что этот инцидент произошел раньше, чем остальные Евангелия.

Но все согласны в одном: Иисус применил насилие против торговцев в Храме. С бичом в руке бросился он в торговые ряды и устроил хаос. Перевернул столы менял и скамьи торговцев голубями и изгнал из Храма не только продавцов, но и покупателей животных, а также овец и быков, хотя вся эта торговля была необходима для исполнения воли Творца — принесения жертв. Его нападение было спланированной акцией, демонстрацией силы.

42. Иисус проклинает инжир (Матфей, 21:1822; Марк, 11:1214, 2025)

По дороге в Иерусалим Иисус проголодался (Матфей, 21:18 и Марк, 11:12) и, увидев смоковницу (дерево инжира) с листвой, подошел, но плодов на ней еще не было, «ибо еще не время было собирания смокв» (Марк, 11:13). Он тут же проклял дерево, которое мгновенно засохло (Матфей, 21:20), или же, по Марку (11:20-21) — потом, и это увидели на следующее утро.

Сделал это Иисус или историю придумали основоположники христианства — в любом случае, у дерева нет сознания, нет свободы воли и злого умысла. Оно не может нести ответственность за отсутствие плодов, тем более — не в сезон. Для чего проявлять насилие? За что проклинать дерево? Зачем губить его?

43. Какой Захария (Матфей 23:25)?

Иисус, согласно Матфею, сделал грубую ошибку, которая иллюстрирует неточность, ошибочность евангельских текстов. Еврейские Писания сообщают: у жертвенника убили Захарию, сына Йеѓояда священника (2 Паралипоменон, 24:2021), а не сына Варахнина, как в Евангелиях. Разрешить это противоречие невозможно.

44. Спутанные традиции (Матфей, 26:67; Марк, 14:3; Лука, 7:3738; Иоанн, 12:23)

Марк здесь (14:3), в основном, согласен с Матфеем, а Лука отличается многими деталями и меняет время и место, но ясно, что описывает то же событие (Лука, 7:44). Однако информация первых трех Евангелий никак не согласуется с той же историей Иоанна.

45. Тридцать серебряников (Матфей 26:1415)

Матфей — единственный евангелист, упоминающий сумму, которая якобы была дана за предательство Иисуса. Одна из его целей — связать свой рассказ с библейским пророчеством. Для этого он вставил в свое повествование фразу, вырванную из контекста Книги Захарии, утверждая, что сумма, которую получил Иуда, предсказана в еврейской Библии.

Слова пророка: «И скажу им: если угодно вам, дайте мне плату мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребреников» (Захария, 11:12). Захария говорит о себе. Как назначенный свыше пастырь Израиля, он просит плату от народа, которыйзатем предлагает ему это скудное содержание. Никаким разумным образом связать это с Иудой Искариотом невозможно.

Доверие к Матфею подрывает и сам факт, что такая сумма недостаточна для покупки поля, как описано в Деяниях Апостолов (1:18). Интересно, что автор Деяний размер суммы не указывает. Матфей просто, преследуя определенные цели, искажает слова Захарии.

46. Тайная вечеря (Матфей, 26:1730; Марк, 14:1226; Лука, 22:739; Иоанн 13:118:1).

Был ли это Седер, пасхальная трапеза 14 нисана (три синоптических Евангелия), или обычный ужин 13 нисана (по свидетельству четвертого Евангелия от Иоанна)?

Мы должны сделать вывод: либо это не был Седер (тогда нельзя доверять трем Евангелиям, а можно лишь одному, что — странно), либо Иисус, демонстрируя полное неуважение к Закону Творца, который запрещает покупать в праздник, послал Иуду за покупками. Тогда Иисус — не Мессия.

47. Предложил ли себя Иисус добровольно как искупительную жертву за грехи человечества (Матфей, 26:39; Марк, 14:3536; Лука, 22:4144)?

Христианские миссионеры говорят, что Иисус пришел в мир, чтобы принести себя в жертву за грехи людей.

Если так, почему он колебался и молился об отмене предписанной ему доли? Более того, почему Иисус, богочеловек, нуждается в том, чтобы ангел укрепил его?

Мы должны заключить: по крайней мере, в конце жизни он не хотел умирать и становиться жертвой за грехи человечества.

48. Суд над Иисусом (Матфей, 26:5727:24; Марк, 14:5315:15; Лука, 22:5423:24)

Критически важное событие — суд над Иисусом, каждое из Евангелий передает в иной версии. Некоторые моменты совпадают, но многие существенные различия ставят под сомнение их достоверность.

Вот вкратце ряд вопросов, на которые необходимо получить ответы, прежде чем принимать на веру рассказы евангелистов…

49. Лживы ли «лжесвидетели»? (Матфей, 26:5961; Марк, 4:55-59)

Евангелисты во многом противоречат друг другу. Но, в конечном итоге, неважно, были свидетельства в суде — истинными или ложными. Главное, что ни одно из показаний против Иисуса, которые приводят авторы Евангелий, с точки зрения еврейского суда, не свидетельствуют о его богохульстве. Может быть, его заявление было глупым или претенциозным, но суд не мог приговорить за это к смерти.

Если есть здесь какой-то вымысел, он на совести Матфея и Марка, которые стремились осудить еврейское руководство.

50. Смерть Иуды Искариота (Матфей 27:35)

Согласно Матфею, Иуда раскаялся, вернул деньги и удавился. Но и эта история оставляет впечатление, что евангелист пытается воспользоваться библейской иллюстрацией, чтобы придать вес своему рассказу. В данном случае — тридцатью сребрениками, упомянутыми у пророка Захарии (11:13).

Кроме того, в Деяниях (1:18) дается совсем иная версия смерти Иуды.

51. Поле горшечника (Матфей, 27:710)

Библейская ссылка Матфея неверна. В Книге Иеремии нет такого высказывания. Эту «цитату» создал сам Матфей, при том — со слов Захарии (11:1213), а не Иеремии.

В издании Нового Завета у Матфея к этому месту внизу страницы приводится ссылка на Иеремию (32:9). Однако у пророка говорится не о тридцати сребрениках, а совсем о другой сумме: «…отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников».

Прим. пер. Даже если считать, что важна лишь идея, а точное число и вообще детали не имеют значения, то и на уровне идей, есть немало «разночтений». Можно сколько угодно и где угодно найти в чемто схожие фрагменты и назвать это исполнением пророчества. Так в Евангелиях очень часто и делается. Это легко установить и по подогнанному под Евангелия христианскому переводу еврейской Библии, пунктуально проводя сравнение по приведенным в самом Евангелии ссылкам всякий раз, когда оно говорит об исполнении пророчества.

Кстати, этот нехитрый способ, требующий лишь стремления к истине и внимания, показал нескольким моим знакомым не евреям в России несоответствие Нового Завета еврейской Библии и его неистинность. После этого они стали изучать еврейскую Библию и закон. В результате они решили стать евреями, чтобы соблюдать законы Творца в полном объеме и служить Ему (хотя Тора от не евреев этого не требует; достаточно соблюдения семи законов, общих для всех людей, потомков Ноаха, которые, отметим попутно, нарушают христиане; Декларация Прав Человека, была основана именно на этих законах).

52. Воскресение (Матфей, 28:67; Марк, 16:6; Лука, 24:6; Иоанн, 20:9)

Основная трудность в изучении так называемого «воскресения» в том, что вся информация о нем содержится только в Новом Завете, в котором так много неточностей и несовместимых рассказов. Повествование о событиях после распятия — наиболее сомнительные главыэтой книги. Исследуя все, что с этим связано, мы увидим принципиальные, неразрешимые несоответствия, где многие версии противоречат порой даже самой вере, что это было на самом деле.

53. Правильно ли Иисус читал Танах? (Марк, 2:2526)

…Можно только задать вопрос, Иисус или евангелисты неправильно читали Танах, еврейскую Библию.

54. Вердикт семьи: «Он сошел с ума» (Марк, 3:1921,31)

Не странно ли, что семья Иисуса, включая его мать, не знала, что он — Мессия и Сын Бога? А они не только не знали этого, но считали, что он помешался.

55. Кто сказал, что слово Бога неверно (Марк, 7:913)?

Иисус, стремясь дискредитировать фарисеев, обвиняет их в том, что они отрицают закон Бога и следуют вместо этого искаженной традиции собственного производства. Здесь, у Марка, Иисус приводит пример: человеку, посвятившему собственность Богу, они, в результате, запрещают обеспечивать родителей.

Если так, Иисус, по Марку, был мало сведущим в законах Торы, потому что написано…

Фактически, Иисус спорит не с фарисеями, а со словом Бога, ясно выраженным в Торе. Он критикует их именно за то, что они исполняют заповеди Творца, а не за следование своей традиции. Таким образом, атака Иисуса полностью несправедлива и просто является частью полемики ранних христиан, стремящихся к тому, чтобы Израиль перестал исполнять веления Бога.

Прим. пер. Примечательно, что именно к стихам Матфея 11 и 12: «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому же вы попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное», — Новый Завет не приводит ссылки на источник (Левит, 27:28), из которого подлог сразу был бы ясен, хотя дает их до и после, к 10 и 15 стихам — вероятно, чтобы скрыть от читателя истину.

Фарисеи (прушим) — евреи, которые понимали и исполняли законы Торы в соответствии с толкованием, пирушем, данным Моисею на горе Синай, смотри первую мишну Пиркей Авот. Оно передавалось по традиции через пророков и мудрецов от него до наших дней, так что все современные евреи — их потомки.

В отличие от них, саддукеи взяли за основу личное восприятие текста, часто буквальное понимание, искажающее мысль. Саддукеи не сохранились. Подобную позицию занимает сейчас лишь состоящая из нескольких тысяч человек группа караимов, большая часть которых, по мнению многих ученых, и этнически — не евреи.

Тору нельзя понять правильно без комментариев, она — конспект устного учения, данного на Синае. К примеру, сказано: «и навяжи их (слова Торы) знаком на руке и будут знамением между глазами». Но что именно привязывать и как? Заповедь тфилин, переданная Моше, точно указывает форму и устройство коробочек, в которую кладут определенные отрывки из Торы.

И даже когда все кажется понятным, например, заповедь «Не убивай», можно подумать: никого и никогда — непротивление злу насилием. Но в Торе потом написано, что убийцу следует в каких-то случаях предать смерти, а в других ситуациях нет. Значит, то, что казалось ясным, глубоко неверно. Без изучения традиции, сохраняющей откровение Творца, данное Моше, волю Бга понять невозможно.

56. Насколько кошерен был Иисус? (Марк 7:1415,18:19)

Иисус отрицает актуальность и обязательность заповеди Творца — библейского принципа кошерности, различия между чистой и нечистой пищей, которую разрешается или запрещено есть евреям, как учит Тора (Левит; 10, Второзаконие, 14:321).

57. Кто христианин? (Марк, 16:1618)

Кто истинно верит в учение Иисуса: римские католики, греческие или православные ортодоксы, униаты, баптисты, методисты, евангелисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, квакеры, мормоны, иудеи за Иисуса? Каждая группа претендует на

владение истинным учением Иисуса. Кто прав? Кто истинный христианин?

Ответ на этот затруднительный вопрос, кажется, дал сам Иисус в следующих строках (Марк, 16:1618):

«Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». — Кто же из них это делает?!

58. Перепись населения (Лука, 2:15)

Не может быть, чтобы методичные и любящие дисциплину римляне устроили такую перепись, как описывает Лука. Зачем им нужно было провоцировать в стране такую неразбериху, чтобы люди возвращались в города своих предков и не проходили перепись там, где жили?

59. Иисус и прощение (Лука, 23:24)

Этих слов нет в ранних рукописях Евангелия от Луки. Скорее всего, это позднейшая вставка. Свидетельством служат сами Евангелия. Внимательное чтение показывает, что эти слова не соответствуют истинным чувствам и мыслям Иисуса о прощении врагов.

В другом месте Лука (19:27) приводит высказывание, которое намного больше отражает его истинное отношение к врагам: «врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Аналогичную позицию выражает Иисус у Матфея (23:35): «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахнина, которого вы убили между храмом и жертвенником».

Здесь Иисус проклинает евреев, суля им страдания, за «всю праведную кровь, пролитую на земле». В том числе до рождения Авраама, прародителя евреев. По мнению Иисуса, евреи должны

нести наказание за все грехи и убийства в мире с начала мировой истории, а не только за свои «преступления».

60. Кость раздора (Иоанн, 19:33, 36)

Некоторые христианские миссионеры внушают, что эта цитата свидетельствует об исполнении стиха Псалма (34:21; в некоторых версиях — 34:20): «Охраняет Он все кости его, ни одна из них не сокрушена». Но это — общие слова, их нельзя считать конкретным предсказанием того, что, по словам евангелистов, произошло с Иисусом.

61. Спутанные деяния (Деяния, 7:1416)

В приведенной тут цитате несколько ошибок. В частности, в семье Яакова, сошедшей в Египет, считая Иосифа и сыновей, которые уже были там, было семьдесят душ (человек), а не семьдесят пять, как здесь написано…

62. Авраам и вера (Римлянам, 4:916)

По выводу Павла, человек может достичь праведности одной верой, без исполнения Закона и связи с ним.

Свое заключение он основывает на том, что Авраам достиг праведности, не соблюдая Закон, данный Творцом через Моше…

63. Необходимость быть спасенными (Римлянам, 5:12, 18:19)

В Торе, Законе Бога, грешнику предлагаются два пути — жертва животных и молитва с сокрушенным духом. Примирение с Создателем достигается истинным раскаянием, когда человек отказывается от плохих поступков и начинает вести праведную жизнь. Этот путь открыт всегда, для всего человечества и всех поколений.

Миссионеры, наоборот, уверяют, что человек ничего не может сделать для собственного спасения.

64. Незаконнорожденный (Галатам, 4:4)

В Послании Галатам (4:4) Павел провозглашает: «Бог послал Сына Своего, который родился от жены, подчинился закону».

Если мы предполагаем рождение без участия человека, возникает проблема: Иисус родился не по Закону. Его рождение, если верить Новому Завету, нарушает закон Торы о запрещенных половых связях, прелюбодеянии. Если Мария, согласно Новому Завету, зачала Иисуса не от Иосифа, с которым была обручена, значит, она изменила ему (Второзаконие, 22:2324).

То, что Иисус родился от обрученной женщины, а отцом ребенка был Бог, должно считаться незаконным рождением. Закон Бога не позволяет Ему вступать в сексуальную связь с обрученными женщинами, даже посредством Святого Духа.

65. Кто такой Мелихиседек? (Евреям, 7:3)

Эти слова относятся к Малкицедеку (Мелхиседеку), царю и священнику города Салима (Шалема — Бытие, 14:1820; Евреям, 7:1). Есть христианские миссионеры, верующие в то, что он был воплощением Иисуса. Но, в отличие от Мелхиседека, у Иисуса был отец, Иосиф, мать, Мария, и генеалогия, приведенная в Евангелиях Матфея и Луки. Было у него и начало во времени (Откровение, 3:14; Матфей, 1:18). О Мелхиседеке сказано: «уподобляясь Сыну Божию», значит, он не был им самим, его воплощением в человеке.

Некоторые миссионеры верят, что Мелхиседек был воплощением самого Бога, но тогда возникает вопрос: как мог Бог-Отец быть Сыном Бога»?

66. Ноах и крещение (1 Петра, 3:2021)

Автор Первого Послания Петра называет воды Потопа предвосхищением вод крещения, как если бы они спасли Ноаха и его семью. Но, читая книгу Бытия, мы убеждаемся: Ноах и его семья не были спасены водами, а, наоборот, спасены от вод. Такое использование Еврейских Писаний, разумеется, ничего не доказывает.

67. Исчезнувшее колено (Откровение, 7:48)

Автор Откровения утверждает: от каждого колена Израиля будут спасены по двенадцать тысяч — всего 144 тысячи человек. Они должны составить «первые плоды» тысячелетнего правления Иисуса (Откровение, 14:1, 4). Родоначальники двенадцати «колен сынов Израилевых» — детей Яакова — перечислены здесь так: Иуда, Рувим, Гад, Асир, Неффалим, Манассия, Симеон, Леви, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин. Но и тут допущены две грубые ошибки: один из сыновей Яакова (Дан) пропущен, а вместо него упомянут не сын Яакова, а его внук Манассия (Менаше), сын Иосифа.

Редакция выражает признательность р.Гедалии Спинаделю за любезное разрешение опубликовать книгу с его сайта


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше