Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).»Орхот цадиким. Щедрость
Массовое присутствие евреев на горе Синай как доказательство истинности написанного в Торе

Да, в Евангелиях много ошибок и противоречий, но ведь они рассказывают о явных чудесах. Как же после них неповерить в Иисуса? Это разъясняет рав Д. Готлиб, читающий лекции во многих странах мира, в прошлом - профессор математической логики университета Дж. Хопкинса, говоря о критериях достоверности. — Г.С.

Из книги проф. Д. Готлиба "Жить по правде"

Если люди верят в какое-то событие, их веру нужно объяснить. Принцип Кузари говорит, что есть события такого рода, в которые нельзя поверить, если их не было — потому что после них должны оставаться колоссальные, легко наблюдаемые свидетельства. Раз народ вних верит, значит, это было.

Позвольте привести несколько примеров. В Средние века люди в Европе верили в драконов. Значит ли это, что можно убедить людей верить во все, что угодно?

Возьмем веру в драконов. Люди же не верили, что среди бела дня дракон вошел в центр Лондона, сжег огненным дыханием сотни людей, хвостом разрушил дома, а потом утопился в Темзе. — Почему нет, если можно убедить людей во всем? Если вы способны придуматьлюбую историю и заставить других людей в нее поверить, почему никто не поверил в этот случай с драконом?

Определим, в какие истории с драконами они верили? Например: сир Галахад явился из леса на белом коне, в руке обнаженный меч, броня обагрена кровью. «Что случилось, сир Галахад?» — «Я только что сразился с драконом».

Или да, или нет. Нельзя проверить. Даже если это было, об этом не могло остаться колоссальных и легко наблюдаемых свидетельств, чтобы сразу сказать: это произошло. Поскольку это из разряда событий, о которых не остается таких свидетельств, вы можете убеждать людей, сколько угодно. Пока аудитория не в состоянии получить надежные репортажи с места событий, ей приходится решать — верить свидетелю или нет. Если он высокий, красивый, пишет сонеты, силен в поединках, может быть, ему и поверят. Почему? Потому что он описывает событие, которое, даже если произошло, невозможно проверить. Рассказывая о том, что нельзя проверить, можно убедить людей во всем.

Ахилл спустился с горы и сказал: «Я сейчас встретился с богиней Афиной, и она открыла мне новую стратегию войны». Если вы при этом находились внизу, в греческом лагере, у вас нет доступа к событиям, и вы не можете узнать, было это или нет. В такой ситуации нет предела убеждениям.

Только если у вас есть такая удача — событие, после которого остаются очень весомые и легко доступные свидетельства — тогда вам нельзя внушить все, что угодно. Этот принцип изложен Йегудой аЛеви в книге Кузари.

Возьмем, например, христианские «чудеса». Многие чувствуют, что, если в принципе проявят готовность верить чудесам, они попадут в трудное положение изза христианских претензий на чудеса. Но не стоит беспокоиться, это ошибочное опасение, по двум причинам.

Вопервых, у нас нет никаких обязательств по отношению к христианским претензиям на чудеса. Даже если они произошли, это ничего не меняет — согласно еврейской традиции, сами по себе чудеса ничего не доказывают. Сказано в пятой книге Торы (Дварим, 13), чтобудут лжепророки, которые станут делать чудеса! Поэтому, если ктото пытается убедить нас хождением по озеру, что он посланник Бга, он этим ничего не доказывает. Это может быть один из тех лжепророков, которые делают чудеса. Поэтому я совершенно не обязанвозражать против христианских чудес. Если они и были, мы можем отнести их к разряду, описанному в книге Дварим!

Во-вторых, христианские чудеса, в основном, видело немного людей, кроме одного случая, о котором говорится, будто его свидетелями были несколько тысяч человек. Но даже несколько тысяч человек, когда они рассказывают о событии пятидесятилетней давности, этосовсем не большинство народа. И тогда можно задать вопрос: «Если это все действительно было, должен ли я заключить, что во время этого события ему верили все, и затем возникла общественная память, которая теперь дошла и до меня? Может быть, они просто неверили этому? Может быть, это все навеяно и переплелось с языческими мифами греков, а потом забылось?» Это возможно, и тогда принцип Кузари к этому случаю не относится. Он годится только, если аудитория убеждена в том, что они бы точно знали об этомсобытии, если бы оно произошло.

Вероятно, делу поможет такая аналогия. Допустим, вчера вы целый день просидели в библиотеке. А приятель хочет убедить вас, что вы вчера ходили в бассейн. Вы не готовы принять его историю. Вы рассуждаете так: будь я в бассейне, я бы это помнил! Факта, что выдолжны были помнить, однако не помните, достаточно, чтобы отвергнуть его версию. С другой стороны, если друг говорит вам, что вы по ошибке положили футляр от очков на радиоприемник, вы готовы это принять. Почему? Если бы я так сделал, я легко мог это забыть. В данном случае, факт, что вы не помните, не является достаточным основанием, чтобы отвергнуть данное сообщение. То же рассуждение годится и для событий национального масштаба.

Резюме: Принцип Кузари приложим к публичным, особенно всенародным чудесам, потому что они оставляют после себя социальную память. И не приложим к вере в драконов, греческих богов или христианские «чудеса» — даже если они произошли, о них не осталосьдостаточно серьезных общественных свидетельств.

Резюме: Сообщение о чуде заслуживает доверия, если: свидетель спокоен, событие повторялось, сообщение имеет поддержку, чтобы сделать это сообщение не требуется квалификации, и у свидетеля нет личной заинтересованности.

Очевидно, все условия достоверности событий (перечисленные в последнем резюме профессора мат. логики Готлиба) неприложимы к христианским «чудесам». Важны для оценки достоверности любого сообщения и критерии, предъявляемые к свидетельству — Г.С.

Редакция выражает признательность р.Гедалии Спинаделю за любезное разрешение опубликовать книгу с его сайта


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"