Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свойство голоса — побуждать речь связаться со своим корнем, и таково также свойство песни и мелодии

«Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).

Таков закон: ведущим общественную молитву назначают только того, кто имеет приятный голос и умеет петь. И тот, кто умеет, должен почитать Всевышнего талантом, которым Тот его наделил: красивым голосом мелодии, радующим сердце (Зоар).

В данной главе мы обсудим красивое пение слов молитвы.

«Песнь (шир) бывает также и устной, красивыми рифмованными стихами, приятными для слуха… А мелодия (нигун) — музыкальными инструментами, в соответствии с музыкальной наукой…» (Мальбим).

Песня и мелодия относятся к голосу

Песня и мелодия относятся к категории голоса, звука. Не только вследствие необходимой материальной связи между ними (ведь песнь раскрывается только голосом, а мелодия — только музыкальными инструментами). У них есть общее внутреннее содержание.

Мир музыки стоит между абстрактным миром мысли и миром действия. Он не связан ограничениями речи, которые существуют в ней из-за мира действия. Но он и не абстрактен как мир мысли. Он ограничен законами музыкальной гармонии, ритмом, стилем, ладом.

Подобно тому, как голос и звук есть промежуточное между миром мысли и миром речи, так песня и мелодия есть промежуточные атрибуты, растянутые между абстрактной мыслью и речью, закованной в свои рамки. Есть мысли и даже чувства, которые из-за своей вознесенности могут найти свое выражение только через песню и мелодию.

У этой категории есть особое место: «есть чертог мелодии, у которого нет разрешения открываться, кроме как звуком мелодии» (Тикуней Зоар).

У песни есть свойства голоса

Мы выяснили, что свойство голоса — побуждать речь связаться со своим корнем, и таково также свойство песни и мелодии: побудить и привлечь слушателей своей гармонией, приобщить их к корню их сути. Освободить их от кандалов материи, снять с них тяжесть тела, приподнять их и нести на крыльях ликования.

Мы должны направить внимательного читателя к размышлению «Молитва и царство» (главе «Гимны, песни и прославления», а также к размышлению «Благословение», глава 8). Там объясняются основы понятия песни. Там объясняется притягательность песни, ее сила, которая объединяет все часности в общий процесс, затрагивающий все мироздание, в один круг, начало которого соединено с концом (шир=круг). Тем самым песнь воздействует на все эти частности, чтобы они не были потеряны, и возвращает их к их источнику и корню.

Песнь прорывает ограничения природы и времени. Она возвышает человека; будучи всеобъемлющей и объединяющей все мироздание, она возносит его за рамки ограниченного частного мирка и объединяет его со всем мирозданием в своем всеохватном движении воспевать песнопения и гимны Творцу. Мелодия и песня в силах пробудить мысли и чувства, которые ни в коем случае не могли бы найти свое выражение в мире и остались бы в категории хаоса. В силах песни и мелодии — выразить эти мысли и чувства, так что впечатление от них останется навеки.

Каждому человеку тонкой душевной организации не требуется долгих объяснений, поскольку ему достаточно песни и мелодии, чтобы почувствовать то, о чем мы говорим здесь.

Эти два крыла: содержание песни с одной стороны, и сладкозвучие мелодии с другой, — поднимают и возвышают человека над материальной жизнью. Он отключается от тела и видит себя стоящим перед Царем царей в молитве, в которой его душа изливается перед своим Создателем и выражает свое томление и чистое желание прилепиться к Всевышнему Б-гу.

Царя Давида, который сказал о себе: «А я — молитва» (Псалмы 109), называли «умеющим играть музыку» (1 Шмуэль 16:18).


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.