Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Голос стоит между чистой душой, миром мысли, которая вся духовна, и речью, которая уже является совместным продуктом души и тела

Еще о голосе

«Принцип таков: голос относится к общему; это мужское начало, хесед. А речь — к частному; это суд, женское начало» (р. Авраам сын Виленского Гаона).

Выше объяснялось, что голос стоит между чистой душой, миром мысли, которая вся духовна, и речью, которая уже является совместным продуктом души и тела. Поэтому свойство голоса: прорваться изнутри через все структуры тела и связать речения, пробудить их и вернуть к своему корню. Мы объяснили, что такова реальность и в макрокосме — всем мироздании в целом. Голос — это первичное выражение, раскрывающееся от души всех душ — воли Творца, а после нее есть раскрытие слов и речений Его воли. Подобно порядку явлений при стоянии у горы Синай.

В силах этого голоса пробудить связь и соединение между скрытой волей Сущего и явным природным управлением. Ведь в этом сила голоса: прорваться через все структуры и связать между речениями и раскрытиями снаружи, с одной стороны, и их корнем, с другой.

Так молящийся своим голосом пробуждает «голос мироздания» и притягивает к себе внутреннее управление, милосердие Б-га. «И он пробуждает голосом снизу высший голос, великий Голос, известный в книге Зоар. Об этом и написано: “Голос, голос Яакова”, что при голосе молитвы человека пробуждается напротив него этот высший Голос». И так толковали мудрецы (Таанит 16) стих: «Возвысила на Меня голос свой, потому Я возненавидел ее», и сказали: Это посланник общины (ведущий общественную молитву), который недостоин. Другими словами: у которого есть только свой голос, и его голос не повлек пробуждение Высшего голоса вместе с ним. Об этом и сказано: «Возвысила на Меня голос свой — только свой голос» (Нефеш аХаим ч. 2 гл. 10).

Голос — это «центральная балка» всего мироздания.

С этой позиции мы можем приступить к объяснению следующей главы.

Голос — голос Яакова

«Голос — голос Яакова. Нет у тебя эффективной молитвы без потомства Яакова» (Гитин 57).

Нужно понять, почему голос молитвы в Израиле относится именно к Яакову, — ведь все праотцы молились и дали молитвы в наследие потомству Израиля (Авраам установил утреннюю молитву, Ицхак — дневную и т.д.)?

Выше, в размышлении «Молитвы установлены праотцами», в главе «Истина Яакову», мы объяснили суть качества Яакова. Приведем краткое изложение понятий, имеющих отношение к теме нашего обсуждения, и обозначим намеком путь решения данного вопроса.

Выше мы выяснили, что суть качества Яакова — само уподобление Творцу. Тем самым Яаков, объединяющий качества Авраама и Ицхака (хесед и дин), возвращает форму человека к своему корню, к тому, она выглядит в образе, высеченном на Троне Славы. «Сияние, исходящее от Яакова, подобно сиянию, исходившему от Адама». Совершенство и однородность связи между душой и телом. Яаков — это лестница, стоящая на земле, начало которой достигает неба. Через Яакова имеет место выражение формы совершенного человека, который раскрывается в нижних мирах. Единство и совершенство формы, высеченной в высших мирах, и формы, раскрывающейся в нижних — первый аспект.

Еще выяснилось выше, что Яаков — наиболее «святой» среди праотцев: он вознесся на уровень святости, при которой тела имеет вечное существование. Не материальное существование, когда тело и все материальные структуры, служат орудиями души в замечательном их единстве. Это совершенство и символизируют камни, которые объединились под головой Яакова (см. Рамхаль, Месилат Йешарим, в первой и последней главе, объяснение этой ступени — предела духовного развития). Так это и относительно молитвы: «Сказано в мидраше: Почему Израиль уподоблен червю? Как у червя вся сила во рту, так сила Яакова только в их устах, как сказано: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». Объяснение этому: «червь по своей малости не действует телом… его сила во рту… так Израиль — их сила не телесна… но она нематериальна; голос и дух, которые нематериальны — это сила Израиля, ибо свойство Яакова — голос. Это дух, и он нематериален, ибо сила Яакова в том, что они прилеплены к Всевышнему, Который нетелесен» (Маараль, Гур Арье) — второй аспект.

Мы выяснили, что Яаков — это Исраэль, что его качество — прямая линия (Йешурун) — предупреждает все возможности полного отдаления одного из его потомков до конца всех поколений: «Еврей, даже если согрешил, остается евреем». Его суть — быть «центральной балкой», проходящей в народе Израиля от праотцев до сынов сыновей. Его качество дает возможность вечного существования его потомкам до конца всех поколений. Оно возращает всякого заблудшего из его сыновей. «Праотец Яаков не умер: как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5). Свойство своего голоса он оставил в наследство своим потомкам: «Билам сказал: Пойдите и обойдите их дома собраний и дома учения. Если увидите там маленьких детей, чирикающих своими тоненькими голосами, не можете вы с ними бороться, ибо так обещал их праотец, сказавший: Голос — голос Яакова…» (Берешит раба 5:16) — третий аспект.

Яаков — это само качество рахамим (милосердия), и в этом его сила — пробуждать своим голосом качество милосердия. «В день Новолетия выходит Ицхак один и зовет Эсава приготовить ему варево всего мира, каждого — по его путям… Потом он восходит на ложе Суда и зовет Яакова… А Ривка позвала своего сына Яакова и приказала ему принести из стада двух козлят, которых она приготовит. И Яаков совершил пробуждение снизу и облачился в молитвы и просьбы, и голос — голос Яакова в том шофаре, который восходит. И пробуждается Яаков от него (от шофара)и приближается к Нему. “И благословил его” — утих его гнев и стало единым сердце, и все оно — милосердие (рахамим)» (Отрывок из Зоара — Рая Меэмна, который читают в Рош аШана перед трублением в шофар) — четвертый аспект.

Таким образом, совершенство Яакова называется по имени совершенства голоса его молитвы: «И назвал его (жертвенник): “Всесильный — Б-г Израиля” (Берешит 33:20). А наши учителя толковали, что Всевышний назвал Яакова богом. “Святой, благословен Он, назвал Яакова богом, сказал ему: Я — Б-г в высших, а ты — бог в низших” (Зоар, Толдот). “Ибо праведник властвует над порядком мира, делая чудеса и отменяя приговоры своей молитвой” (Эц Йосеф) — пятый аспект.»

Мудрец увидит и сам поймет, о чем идет речь, и узрит параллели с аспектами голоса, объясненными выше. Ибо вследствие возвышенности вещей, их невозможно описать пером.


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше