Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Голос стоит между чистой душой, миром мысли, которая вся духовна, и речью, которая уже является совместным продуктом души и тела

Еще о голосе

«Принцип таков: голос относится к общему; это мужское начало, хесед. А речь — к частному; это суд, женское начало» (р. Авраам сын Виленского Гаона).

Выше объяснялось, что голос стоит между чистой душой, миром мысли, которая вся духовна, и речью, которая уже является совместным продуктом души и тела. Поэтому свойство голоса: прорваться изнутри через все структуры тела и связать речения, пробудить их и вернуть к своему корню. Мы объяснили, что такова реальность и в макрокосме — всем мироздании в целом. Голос — это первичное выражение, раскрывающееся от души всех душ — воли Творца, а после нее есть раскрытие слов и речений Его воли. Подобно порядку явлений при стоянии у горы Синай.

В силах этого голоса пробудить связь и соединение между скрытой волей Сущего и явным природным управлением. Ведь в этом сила голоса: прорваться через все структуры и связать между речениями и раскрытиями снаружи, с одной стороны, и их корнем, с другой.

Так молящийся своим голосом пробуждает «голос мироздания» и притягивает к себе внутреннее управление, милосердие Б-га. «И он пробуждает голосом снизу высший голос, великий Голос, известный в книге Зоар. Об этом и написано: “Голос, голос Яакова”, что при голосе молитвы человека пробуждается напротив него этот высший Голос». И так толковали мудрецы (Таанит 16) стих: «Возвысила на Меня голос свой, потому Я возненавидел ее», и сказали: Это посланник общины (ведущий общественную молитву), который недостоин. Другими словами: у которого есть только свой голос, и его голос не повлек пробуждение Высшего голоса вместе с ним. Об этом и сказано: «Возвысила на Меня голос свой — только свой голос» (Нефеш аХаим ч. 2 гл. 10).

Голос — это «центральная балка» всего мироздания.

С этой позиции мы можем приступить к объяснению следующей главы.

Голос — голос Яакова

«Голос — голос Яакова. Нет у тебя эффективной молитвы без потомства Яакова» (Гитин 57).

Нужно понять, почему голос молитвы в Израиле относится именно к Яакову, — ведь все праотцы молились и дали молитвы в наследие потомству Израиля (Авраам установил утреннюю молитву, Ицхак — дневную и т.д.)?

Выше, в размышлении «Молитвы установлены праотцами», в главе «Истина Яакову», мы объяснили суть качества Яакова. Приведем краткое изложение понятий, имеющих отношение к теме нашего обсуждения, и обозначим намеком путь решения данного вопроса.

Выше мы выяснили, что суть качества Яакова — само уподобление Творцу. Тем самым Яаков, объединяющий качества Авраама и Ицхака (хесед и дин), возвращает форму человека к своему корню, к тому, она выглядит в образе, высеченном на Троне Славы. «Сияние, исходящее от Яакова, подобно сиянию, исходившему от Адама». Совершенство и однородность связи между душой и телом. Яаков — это лестница, стоящая на земле, начало которой достигает неба. Через Яакова имеет место выражение формы совершенного человека, который раскрывается в нижних мирах. Единство и совершенство формы, высеченной в высших мирах, и формы, раскрывающейся в нижних — первый аспект.

Еще выяснилось выше, что Яаков — наиболее «святой» среди праотцев: он вознесся на уровень святости, при которой тела имеет вечное существование. Не материальное существование, когда тело и все материальные структуры, служат орудиями души в замечательном их единстве. Это совершенство и символизируют камни, которые объединились под головой Яакова (см. Рамхаль, Месилат Йешарим, в первой и последней главе, объяснение этой ступени — предела духовного развития). Так это и относительно молитвы: «Сказано в мидраше: Почему Израиль уподоблен червю? Как у червя вся сила во рту, так сила Яакова только в их устах, как сказано: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». Объяснение этому: «червь по своей малости не действует телом… его сила во рту… так Израиль — их сила не телесна… но она нематериальна; голос и дух, которые нематериальны — это сила Израиля, ибо свойство Яакова — голос. Это дух, и он нематериален, ибо сила Яакова в том, что они прилеплены к Всевышнему, Который нетелесен» (Маараль, Гур Арье) — второй аспект.

Мы выяснили, что Яаков — это Исраэль, что его качество — прямая линия (Йешурун) — предупреждает все возможности полного отдаления одного из его потомков до конца всех поколений: «Еврей, даже если согрешил, остается евреем». Его суть — быть «центральной балкой», проходящей в народе Израиля от праотцев до сынов сыновей. Его качество дает возможность вечного существования его потомкам до конца всех поколений. Оно возращает всякого заблудшего из его сыновей. «Праотец Яаков не умер: как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5). Свойство своего голоса он оставил в наследство своим потомкам: «Билам сказал: Пойдите и обойдите их дома собраний и дома учения. Если увидите там маленьких детей, чирикающих своими тоненькими голосами, не можете вы с ними бороться, ибо так обещал их праотец, сказавший: Голос — голос Яакова…» (Берешит раба 5:16) — третий аспект.

Яаков — это само качество рахамим (милосердия), и в этом его сила — пробуждать своим голосом качество милосердия. «В день Новолетия выходит Ицхак один и зовет Эсава приготовить ему варево всего мира, каждого — по его путям… Потом он восходит на ложе Суда и зовет Яакова… А Ривка позвала своего сына Яакова и приказала ему принести из стада двух козлят, которых она приготовит. И Яаков совершил пробуждение снизу и облачился в молитвы и просьбы, и голос — голос Яакова в том шофаре, который восходит. И пробуждается Яаков от него (от шофара)и приближается к Нему. “И благословил его” — утих его гнев и стало единым сердце, и все оно — милосердие (рахамим)» (Отрывок из Зоара — Рая Меэмна, который читают в Рош аШана перед трублением в шофар) — четвертый аспект.

Таким образом, совершенство Яакова называется по имени совершенства голоса его молитвы: «И назвал его (жертвенник): “Всесильный — Б-г Израиля” (Берешит 33:20). А наши учителя толковали, что Всевышний назвал Яакова богом. “Святой, благословен Он, назвал Яакова богом, сказал ему: Я — Б-г в высших, а ты — бог в низших” (Зоар, Толдот). “Ибо праведник властвует над порядком мира, делая чудеса и отменяя приговоры своей молитвой” (Эц Йосеф) — пятый аспект.»

Мудрец увидит и сам поймет, о чем идет речь, и узрит параллели с аспектами голоса, объясненными выше. Ибо вследствие возвышенности вещей, их невозможно описать пером.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.