Из цикла «Даат тфила», темы: Речь, Материя, Душа, Яаков, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Принцип таков: голос относится к общему; это мужское начало, хесед. А речь — к частному; это суд, женское начало» (р. Авраам сын Виленского Гаона).
Выше объяснялось, что голос стоит между чистой душой, миром мысли, которая вся духовна, и речью, которая уже является совместным продуктом души и тела. Поэтому свойство голоса: прорваться изнутри через все структуры тела и связать речения, пробудить их и вернуть к своему корню. Мы объяснили, что такова реальность и в макрокосме — всем мироздании в целом. Голос — это первичное выражение, раскрывающееся от души всех душ — воли Творца, а после нее есть раскрытие слов и речений Его воли. Подобно порядку явлений при стоянии у горы Синай.
В силах этого голоса пробудить связь и соединение между скрытой волей Сущего и явным природным управлением. Ведь в этом сила голоса: прорваться через все структуры и связать между речениями и раскрытиями снаружи, с одной стороны, и их корнем, с другой.
Так молящийся своим голосом пробуждает «голос мироздания» и притягивает к себе внутреннее управление, милосердие Б-га. «И он пробуждает голосом снизу высший голос, великий Голос, известный в книге Зоар. Об этом и написано: “Голос, голос Яакова”, что при голосе молитвы человека пробуждается напротив него этот высший Голос». И так толковали мудрецы (Таанит 16) стих: «Возвысила на Меня голос свой, потому Я возненавидел ее», и сказали: Это посланник общины (ведущий общественную молитву), который недостоин. Другими словами: у которого есть только свой голос, и его голос не повлек пробуждение Высшего голоса вместе с ним. Об этом и сказано: «Возвысила на Меня голос свой — только свой голос» (Нефеш аХаим ч. 2 гл. 10).
Голос — это «центральная балка» всего мироздания.
С этой позиции мы можем приступить к объяснению следующей главы.
«Голос — голос Яакова. Нет у тебя эффективной молитвы без потомства Яакова» (Гитин 57).
Нужно понять, почему голос молитвы в Израиле относится именно к Яакову, — ведь все праотцы молились и дали молитвы в наследие потомству Израиля (Авраам установил утреннюю молитву, Ицхак — дневную и т.д.)?
Выше, в размышлении «Молитвы установлены праотцами», в главе «Истина Яакову», мы объяснили суть качества Яакова. Приведем краткое изложение понятий, имеющих отношение к теме нашего обсуждения, и обозначим намеком путь решения данного вопроса.
Выше мы выяснили, что суть качества Яакова — само уподобление Творцу. Тем самым Яаков, объединяющий качества Авраама и Ицхака (хесед и дин), возвращает форму человека к своему корню, к тому, она выглядит в образе, высеченном на Троне Славы. «Сияние, исходящее от Яакова, подобно сиянию, исходившему от Адама». Совершенство и однородность связи между душой и телом. Яаков — это лестница, стоящая на земле, начало которой достигает неба. Через Яакова имеет место выражение формы совершенного человека, который раскрывается в нижних мирах. Единство и совершенство формы, высеченной в высших мирах, и формы, раскрывающейся в нижних — первый аспект.
Еще выяснилось выше, что Яаков — наиболее «святой» среди праотцев: он вознесся на уровень святости, при которой тела имеет вечное существование. Не материальное существование, когда тело и все материальные структуры, служат орудиями души в замечательном их единстве. Это совершенство и символизируют камни, которые объединились под головой Яакова (см. Рамхаль, Месилат Йешарим, в первой и последней главе, объяснение этой ступени — предела духовного развития). Так это и относительно молитвы: «Сказано в мидраше: Почему Израиль уподоблен червю? Как у червя вся сила во рту, так сила Яакова только в их устах, как сказано: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». Объяснение этому: «червь по своей малости не действует телом… его сила во рту… так Израиль — их сила не телесна… но она нематериальна; голос и дух, которые нематериальны — это сила Израиля, ибо свойство Яакова — голос. Это дух, и он нематериален, ибо сила Яакова в том, что они прилеплены к Всевышнему, Который нетелесен» (Маараль, Гур Арье) — второй аспект.
Мы выяснили, что Яаков — это Исраэль, что его качество — прямая линия (Йешурун) — предупреждает все возможности полного отдаления одного из его потомков до конца всех поколений: «Еврей, даже если согрешил, остается евреем». Его суть — быть «центральной балкой», проходящей в народе Израиля от праотцев до сынов сыновей. Его качество дает возможность вечного существования его потомкам до конца всех поколений. Оно возращает всякого заблудшего из его сыновей. «Праотец Яаков не умер: как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5). Свойство своего голоса он оставил в наследство своим потомкам: «Билам сказал: Пойдите и обойдите их дома собраний и дома учения. Если увидите там маленьких детей, чирикающих своими тоненькими голосами, не можете вы с ними бороться, ибо так обещал их праотец, сказавший: Голос — голос Яакова…» (Берешит раба 5:16) — третий аспект.
Яаков — это само качество рахамим (милосердия), и в этом его сила — пробуждать своим голосом качество милосердия. «В день Новолетия выходит Ицхак один и зовет Эсава приготовить ему варево всего мира, каждого — по его путям… Потом он восходит на ложе Суда и зовет Яакова… А Ривка позвала своего сына Яакова и приказала ему принести из стада двух козлят, которых она приготовит. И Яаков совершил пробуждение снизу и облачился в молитвы и просьбы, и голос — голос Яакова в том шофаре, который восходит. И пробуждается Яаков от него (от шофара)и приближается к Нему. “И благословил его” — утих его гнев и стало единым сердце, и все оно — милосердие (рахамим)» (Отрывок из Зоара — Рая Меэмна, который читают в Рош аШана перед трублением в шофар) — четвертый аспект.
Таким образом, совершенство Яакова называется по имени совершенства голоса его молитвы: «И назвал его (жертвенник): “Всесильный — Б-г Израиля” (Берешит 33:20). А наши учителя толковали, что Всевышний назвал Яакова богом. “Святой, благословен Он, назвал Яакова богом, сказал ему: Я — Б-г в высших, а ты — бог в низших” (Зоар, Толдот). “Ибо праведник властвует над порядком мира, делая чудеса и отменяя приговоры своей молитвой” (Эц Йосеф) — пятый аспект.»
Мудрец увидит и сам поймет, о чем идет речь, и узрит параллели с аспектами голоса, объясненными выше. Ибо вследствие возвышенности вещей, их невозможно описать пером.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?