Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сотни тысяч человек пришли на похороны духовного лидера нашего поколения — Рава Аарона Йеуды Лейба Штейнмана, благословенна память праведника. Рав Хизкияу Мишковси, машгиах в ешиве рава Штейнмана, зачитал завещание Рава — его волю в том, что касается похорон, надгробных речей, и его просьбы к народу Израиля

Сотни тысяч человек пришли вчера (12.12.2017) на похороны духовного лидера нашего поколения — Рава Аарона Йеуды Лейба Штейнмана, благословенна память праведника. Они шли по улице Хазон Иш (Бней Брак), провожая Учителя. После выступления рава Гершона Эдельштейна, главы ешивы Поневеж, рав Хизкияу Мишковси, машгиах в ешиве рава Штейнмана, зачитал завещание Рава — его волю в том, что касается похорон, надгробных речей, и его просьбы к народу Израиля.

Через шесть часов после кончины, за несколько минут до 14:00, Рав Штейнман был похоронен на кладбище Поневеж. Полиция охраняла кладбище, чтобы обеспечить быстрые похороны и предотвратить давку.

Завещание Рава (приводится полностью)

1. Очень прошу не произносить надгробных речей — ни до похорон, ни после, не устраивать собраний — ни для воодушевления, ни траурных, ни других, какие бы названия для них не придумывали, но которые на самом деле являются оплакиванием.

2. Не писать обо мне никаких статей в газетах — ни в ежедневных, ни в еженедельных, ни в ежемесячных. Достаточно фотографии — без того, что в них обычно пишут.

3. Не печатать объявлений о похоронах, не объявлять через громкоговоритель или по радио, достаточно, чтобы на похоронах только было десять человек.

4. Постараться не затягивать время между смертью и погребением, только поторопиться, чтобы погребение было как можно скорее после смерти.

5. Мое место в «доме жизни» (на кладбище — прим. пер.) — среди простых людей.

6. Не писать на надгробии никаких званий, только «Здесь похоронен раби Аарон Йеуда Лейб, сын раби Ноаха Цви Штейнмана».

7. Надгробие пусть будет самым дешевым и простым, не тратить деньги на покупку дорогого места на кладбище, но, если кто-то хочет дать цдаку, пусть дадут — не покупая места.

8. В дни, когда принято ходить на могилу после того, как будут закончены шив-а (семь дней), шлошим (тридцать дней) и йорцайт (год со дня смерти), пусть не тратят слишком много времени специально на это, лучше пусть сменяются потом время от времени — чтобы учиться как должно и воздерживаться от пустых разговоров.

9. Если поиск места для молитвы в качестве хазана будет отнимать много времени от изучения Торы, лучше в это время учиться во Имя Небес.

10. Попрошу каждого, кто желает мне добра, изучать одну главу мишнайот до окончания 12 месяцев, а женщины пусть произносят каждый день 10 глав Тэилим — и по субботам и праздникам.

11. Прошу не называть меня праведником или богобоязненным, чтобы не быть мне опозоренным из-за этого в Мире Истины.

12. Прошу здесь прощения у всех, чье достоинство оскорбил, а также того, кому я должен деньги и известно, что в действительности он их не взыщет, хотя мог бы получить по закону, прошу простить мне.

13. Пусть все мои потомки не идут за моими погребальными носилками, согласно обычаю Иерусалима.

14. Поскольку многие думают обо мне ошибочно, я, со своей стороны, не советую называть детей моим именем, но не запрещаю этого.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени