Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто сострадает другим, сам удостаивается сострадания Небес»Вавилонский Талмуд, Шабат 151

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

29 мая 2007 года, темы:

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Рав Штайнман В беседе Рав Штайнман говорил о вреде спора и о том, что обязанность каждого из нас – превозмочь себя и уступить. Рав сказал также: «Тора сравнивается с росой и дождём, благодаря которому прорастает то, что посеяно – плоды или тернии и волчец. И Тора может произрастить то, что «посеяно» в человеке. Если человек посеял в себе добрые качества, Тора поможет им прорасти. И, не дай Б-г, наоборот».

«Первое, что нам следует сделать, чтобы удостоиться дарования Торы, – это как следует поработать над своим отношением к ближнему. Слава Б-гу, в нашем поколении много изучают Тору, но исправление своих качеств и отношения к ближнему требует большого труда. Если этого нет, – нет возможности получить Тору. Первое условие получения Торы было тогда и осталось сегодня: «Как один человек, единым сердцем» (см. комментарий Раши к Шмот 19, 2: «…и расположился там Израиль против горы»). Так сказал рав гаон Аарон-Йеуда-Лейб Штайнман в беседе, которая состоялась у него дома на исходе святой субботы.

Рав привёл рассказ о Старце Гиллеле и нееврее, желающем принять иудаизм. Тот просил объяснить ему сущность еврейства за то короткое время, что ему удастся простоять на одной ноге. Старец Гиллель не сказал: одень цицит или исполни ту или иную мицву. Но сказал: «Что ненавистно тебе, ближнему своему не делай. Это – вся Тора, а остальное – комментарий к ней, иди и учи».

Рав Штайнман добавил: «И тогда, когда человек думает, что абсолютно прав в споре, он должен уступить, чтобы улучшить свои качества. Уступить, чтобы не было спора. Потому что спор разрушает всё хорошее. Спор – это огонь. Во всех поколениях мы видели: спор сжигает, как огонь, самые возвышенное, что у нас есть. Мы обязаны проявлять осторожность.

И в наших молитвах Святому, благословен Он, мы просим: «И (пусть будет) угодно в глазах Твоих благословить Твой народ, Израиль, миром Твоим». Что значит «миром Твоим»? – спрашивает рав Штайнман. Что такое «мир Всевышнего»? О каком мире идёт речь? С сотворения мира огонь и вода не смешиваются, они противоположны друг другу. А когда Святой, благословен Он, создал небеса, Он создал их из огня и воды.

Это мир Всевышнего: взять две сущности, пребывающие в споре, «отменить» их и создать из них что-то новое. Если человек посмотрит на небо, он не увидит ни огня, ни воды, он увидит полную «отмену» и сокрытие прежних сущностей – и новое творение: небеса. Этого от нас ожидает Всевышний: если возникает спор, каждый человек должен «сокрыть» себя и уступить, и тогда спора не будет видно. Это то, чего требует от нас Всевышний, когда речь идёт о «мире Его».

Продолжая эту тему, рав сказал: «А если человек скажет: буду учить Тору, и она исправит мои качества, – не выйдет по его» и привёл толкование Гаона из Вильны, да будет благословенна память праведника, на стих из недельного раздела Азину «Польётся как дождь учение моё, закаплет как роса речение моё» (Дварим 32, 2): наша Тора сравнивается с росой и ливнем, который помогает вырасти тому, что посеяно в землю. Это могут быть плоды, а могут – тернии и колючки. Так и наша святая Тора – она может произрастить то, что посеяно в душе человека. Человеку, «посеявшему» в своей душе добрые свойства, Тора произрастит добрые свойства. И, не дай Б-г, наоборот.


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше