Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

29 мая 2007 года, темы:

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Рав Штайнман В беседе Рав Штайнман говорил о вреде спора и о том, что обязанность каждого из нас – превозмочь себя и уступить. Рав сказал также: «Тора сравнивается с росой и дождём, благодаря которому прорастает то, что посеяно – плоды или тернии и волчец. И Тора может произрастить то, что «посеяно» в человеке. Если человек посеял в себе добрые качества, Тора поможет им прорасти. И, не дай Б-г, наоборот».

«Первое, что нам следует сделать, чтобы удостоиться дарования Торы, – это как следует поработать над своим отношением к ближнему. Слава Б-гу, в нашем поколении много изучают Тору, но исправление своих качеств и отношения к ближнему требует большого труда. Если этого нет, – нет возможности получить Тору. Первое условие получения Торы было тогда и осталось сегодня: «Как один человек, единым сердцем» (см. комментарий Раши к Шмот 19, 2: «…и расположился там Израиль против горы»). Так сказал рав гаон Аарон-Йеуда-Лейб Штайнман в беседе, которая состоялась у него дома на исходе святой субботы.

Рав привёл рассказ о Старце Гиллеле и нееврее, желающем принять иудаизм. Тот просил объяснить ему сущность еврейства за то короткое время, что ему удастся простоять на одной ноге. Старец Гиллель не сказал: одень цицит или исполни ту или иную мицву. Но сказал: «Что ненавистно тебе, ближнему своему не делай. Это – вся Тора, а остальное – комментарий к ней, иди и учи».

Рав Штайнман добавил: «И тогда, когда человек думает, что абсолютно прав в споре, он должен уступить, чтобы улучшить свои качества. Уступить, чтобы не было спора. Потому что спор разрушает всё хорошее. Спор – это огонь. Во всех поколениях мы видели: спор сжигает, как огонь, самые возвышенное, что у нас есть. Мы обязаны проявлять осторожность.

И в наших молитвах Святому, благословен Он, мы просим: «И (пусть будет) угодно в глазах Твоих благословить Твой народ, Израиль, миром Твоим». Что значит «миром Твоим»? – спрашивает рав Штайнман. Что такое «мир Всевышнего»? О каком мире идёт речь? С сотворения мира огонь и вода не смешиваются, они противоположны друг другу. А когда Святой, благословен Он, создал небеса, Он создал их из огня и воды.

Это мир Всевышнего: взять две сущности, пребывающие в споре, «отменить» их и создать из них что-то новое. Если человек посмотрит на небо, он не увидит ни огня, ни воды, он увидит полную «отмену» и сокрытие прежних сущностей – и новое творение: небеса. Этого от нас ожидает Всевышний: если возникает спор, каждый человек должен «сокрыть» себя и уступить, и тогда спора не будет видно. Это то, чего требует от нас Всевышний, когда речь идёт о «мире Его».

Продолжая эту тему, рав сказал: «А если человек скажет: буду учить Тору, и она исправит мои качества, – не выйдет по его» и привёл толкование Гаона из Вильны, да будет благословенна память праведника, на стих из недельного раздела Азину «Польётся как дождь учение моё, закаплет как роса речение моё» (Дварим 32, 2): наша Тора сравнивается с росой и ливнем, который помогает вырасти тому, что посеяно в землю. Это могут быть плоды, а могут – тернии и колючки. Так и наша святая Тора – она может произрастить то, что посеяно в душе человека. Человеку, «посеявшему» в своей душе добрые свойства, Тора произрастит добрые свойства. И, не дай Б-г, наоборот.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?