Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Штейнман Аарон Йеуда-Лейб

Тема, посвященная мудрецу и раввину, раби Аарону Штейнману.

Раби Аарон Йеуда-Лейб Штейнман (Штайнман) — известный израильский раввин, мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Несмотря на то, что рав Штейнман считался одним из глав известной ешивы Поневеж, а также руководил ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора» (все — в Бней-Браке, Израиль), был известен своей исключительной скромностью. Рав Аарон Штейнман оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни как в Израиле, так и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев. Годы жизни рава Штейнмана: 1913-2017 гг.

Рав Аарон Йеуда-Лейб Штейнман родился в 1913 году в городе Каменец-Литовский. Начальное религиозное образование получил в хедере Брест-Литовска, преподаватели которого сразу же оценили интеллектуальный потенциал ребенка.

В ешиву «Торат-Хесед» будущий глава поколения поступил раньше сверстников. Когда р. Штейнману исполнилось 16 лет, он переехал в Кобрин, где поступил в местную ешиву, а затем вернулся в Брест-Литовск.

В 1937 году, чтобы избежать призыва в польскую армию, р. Штейнман вместе с несколькими другими ешиботниками переехал в Швейцарию. Перед принятием этого решения юноши воспользовались так называемым «жребием Виленского Гаона», основанном на случайном выборе отрывков из ТаНаХа. Молодым людям выпало предложение «Утро началось, и люди были отосланы», намекающее на необходимость переезда.

Во время войны раввин был отправлен швейцарскими властями в трудовой лагерь, где прокладывал дорогу и тяжело заболел.

В 1945 году раввин Штейнман переехал в Землю Израиля и поселился в Петах-Тикве.

Всего через полгода тогдашний глава поколения Хазон Иш (раби Авраам-Йеошуа Карелиц) порекомендовал 32-летнего раввина на должность главы ешивы «Хафец Хаим» в Кфар-Сабе.

Затем р. Штейнман возглавил молодежное отделение престижной ешивы «Поневеж» в Бней-Браке. Впоследствии открыл собственную ешиву «Гаон Яаков».

Все годы р. Аарон Йеуда-Лейб Штейнман проживал в крошечной квартире в Бней-Браке и вел крайне скромный, близкий к аскетизму образ жизни.

После смерти раввина раби Йосефа Шалома Эльяшива раввин Штейнман стал духовным лидером ашкеназского еврейства литовского направления. При этом он не ограничивался преподавательской деятельностью и деятельностью на благо одной, отдельно взятой общины: р. Штейнман неоднократно ездил за границу, чтобы убедить спонсоров поддерживать мир Торы в Эрец Ираэль.

Раввин Аарон Йегуда Лейб Штейнман был против шумных демонстраций и актов протеста, считая, что вопросы, связанные с отношениями государства и религии, надо решать путем совместных обсуждений и договоренностей. Он поощрял просветительскую деятельность учеников ешив среди нерелигиозных евреев, включая уроки в киббуцах и мошавах.

В 2000 году р. Штейнман стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим».

Он также является основателем нашей организации «Толдот Йешурун», и, кроме того, президентом многих еврейских просветительных заведений Торы.

В течение многих лет руководство «Толдот Йешурун» советовалось с р. Штейнманом по многим вопросам и следует его рекомендациям. Во многом благодаря ему, удача сопутствовала нашей работе. В трудные моменты, когда в кассе «Толдот Йешурун» не хватало средств для выплаты стипендий, рав Штейнман всегда оказывал помощь, в том числе — своими собственными деньгами. Неоднократно р. Аарон Йеуда Лейб Штейнман приезжал на торжественные мероприятия нашей организации, выступал на них и всегда подчеркивал, что наиважнейшая заповедь нашего поколения — это возвратить свет Торы русскоязычному еврейству.

К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал. У него было удивительное свойство — сразу понять вопрос посетителя и с присущим ему чувством юмора моментально дать точный ответ. Он был очень-очень скромным, обаятельным человеком, который всегда старался избегать споров.

Уникальным являлся подход раввина к воспитанию. Р. Штейнман считал, что главным является личный пример учителя, и требовал критиковать и наказывать детей как можно меньше. Исключение нерадивых учеников из ешивы он сравнивал с убийством. Родителей раввин призывал отправлять детей не в те заведения, которые считаются модными и престижными, а в такие, которые максимально подходят ребенку, исходя из его уровня.

Выводить материалы