Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
12 декабря скончался раввин Аарон Йегуда Лейб Штейнман, духовный лидер нашего поколения, человек энциклопедических знаний, талантливейший педагог, блистательный знаток Торы, яркий представитель еврейства Восточной Европы, который отдал немало сил, помогая выходцам из СНГ.

Раввин Аарон Йегуда Лейб Штейнман родился в 1913 году в городе Каменец-Литовский. Начальное религиозное образование получил в хедере Брест-Литовска, преподаватели которого сразу же оценили интеллектуальный потенциал ребенка. В ешиву «Торат-Хесед» будущий глава поколения поступил раньше сверстников. Когда р. Штейнману исполнилось 16 лет, он переехал в Кобрин, где поступил в местную ешиву, а затем вернулся в Брест-Литовск.

В 1937 году р. Штейнман вместе с несколькими другими ешиботниками переехал в Швейцарию. Перед принятием этого решения юноши воспользовались так называемым «жребием Виленского Гаона», основанном на случайном выборе отрывков из ТАНАХа. Молодым людям выпало предложение «Утро началось, и люди были отосланы», намекающее на необходимость переезда. Во время войны раввин был отправлен швейцарскими властями в трудовой лагерь, где прокладывал дорогу и тяжело заболел.

В 1945 году раввин Штейнман переехал в Землю Израиля и поселился в Петах-Тикве. Всего через полгода тогдашний глава поколения Хазон Иш (рабби Аврагам-Йегошуа Карелиц) порекомендовал 32-летнего раввина на должность главы ешивы «Хафец Хаим» в Кфар-Сабе. Затем р. Штейнман возглавил молодежное отделение престижной ешивы «Поневеж» в Бней-Браке и впоследствии открыл собственную ешиву «Гаон Яаков».

Все годы р. Аарон Йегуда Лейб Штейнман проживал в крошечной квартире в Бней-Браке и вел крайне скромный, близкий к аскетизму образ жизни. После смерти раввина Йосефа-Шалома Эльяшива раввин Штейнман стал духовным лидером ашкеназского еврейства литовского направления. При этом он не ограничивался преподавательской деятельностью и деятельностью на благо одной, отдельно взятой общины — р. Штейнман неоднократно ездил за границу, чтобы убедить спонсоров поддерживать мир Торы в Эрец Ираэль.

Раввин Аарон Йегуда Лейб Штейнман был против шумных демонстраций и актов протеста, считая, что вопросы, связанные с отношениями государства и религии, надо решать путем совместных обсуждений и договоренностей. Он поощрял просветительскую деятельность учеников ешив среди нерелигиозных евреев, включая уроки в киббуцах и мошавах. В 2000 году р. Штейнман стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим». Он также является основателем нашей организации «Толдот Йешурун», а также президентом многих еврейских просветительных заведений Торы.

В течение многих лет руководство «Толдот Йешурун» советовалось с р. Штейнманом по многим вопросам и сдедует его рекомендациям. Во многом благодаря ему удача сопутствовала нашей работе. В трудные моменты, когда в кассе «Толдот Йешурун» не хватало средств для выплаты стипендий, раввин Штейнман всегда оказывал помощь, в том числе — своими собственными деньгами. Неоднократно р. Аарон Йегуда Лейб Штейнман приезжал на торжественные мероприятия нашей организации, выступал на них и всегда подчеркивал, что наиважнейшая заповедь нашего поколения — это возвратить свет Торы русскоязычному еврейству.

К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал. У него было удивительное свойство — сразу понять вопрос посетителя и с присущим ему чувством юмора моментально дать точный ответ. Он был очень-очень скромным, обаятельным человеком, который всегда старался избегать споров.

Уникальным являлся подход раввина к воспитанию. Р. Штейнман считал, что главным является личный пример учителя, и требовал критиковать и наказывать детей как можно меньше. Исключение нерадивых учеников из ешивы он сравнивал с убийством. Родителей раввин призывал отправлять детей не в те заведения, которые считаются модными и престижными, а в такие, которые максимально подходят ребенку, исходя из его уровня.

Организация «Толдот Йешурун» и весь народ Израиля скорбят по поводу кончины великого раввина, лидера нашего поколения. Похоронная процессия начнется в 12:00 в Бней-Браке возле дома, на улице Хазон Иш, 5, где жил раввин...


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Моше бен Амрам. Вдали от Египта

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.