Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какими принципами руководствоваться при составлении завещания?

Темы: Завещание, Наследство, Свидетели, Моше Сытин

Отложить Отложено

Добрый день Вам. Прошу Вас рассказать об отношении к завещанию, какими принципами в этом вопросе нужно руководствоваться. Мне всего 41 год (и надеюсь, по милости Создателя, прожить еще столько же :-), но в последнее время меня посещает желание написать завещание. У меня есть жена, двое детей, родители, братья и сестры (родные) …, но в завещании я бы хотел упомянуть только жену и детей (и при этом в равных долях). Нужно ли посоветоваться на этот счет с женой, нужно ли вообще кому-либо говорить о таком решении (и действии), не обидит ли это родителей … ? Есть ли информация, как поступали в этом вопросе уважаемые раввины? С искренним ув., Л.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, Л.!

Прежде всего, хочу заметить, что Ваше желание вполне легитимно и даже похвально. Кроме того, что завещание позволяет человеку распределить имущество по своему желанию, оно еще и предотвращает возникновение алахических проблем, которые бывают при разделе наследства по умолчанию в соответствии с государственным законом. Приоритет наследования и правила раздела имущества по закону государства во многом отличаются от тех, что предписаны законом Торы. Но составив завещание в соответствии с требованиями алахи и местного законодательства, можно быть уверенным, что имущество будет распределено законно со всех точек зрения. Кроме того, правильно составленное завещание сохраняет мир между наследниками, предотвращает распри и недопонимание на почве раздела наследства.

Приняв решение написать завещание, следует знать, что правила составления завещания по Торе отличаются от правил, принятых в секулярном мире. Чтобы составить завещание, действительное по Торе и при этом имеющее юридическую силу, необходимо учитывать следующие нюансы:

1. По государственным законам достаточно письменно изложить свое решение о распределении имущества и заверить этот документ у нотариуса. Но по законам Торы просто изложенное на бумаге желание, даже удостоверенное подписью свидетелей, не имеет юридической силы. Чтобы распоряжения завещателя вступили в силу, необходимо совершить киньян — приобретение, т.е. фактически передать имущество во владение наследников уже во время составления завещания. Для этого необходимо третье лицо. Обычно это свидетели, которые совершают киньян и, таким образом, приобретают имущество для наследников. Чтобы завещатель не лишился имущества уже при жизни, в завещание включают условие: право пользования завещаемым имуществом и право на доходы от него (перот) сохраняются за завещателем до конца жизни. Таким образом, хотя владельцами этого имущества уже являются наследники, фактическим хозяином остается завещатель, т.к. он обладает правом пользования и получения дохода. Кроме того, в завещании оговаривается, что в течение жизни завещатель вправе передумать, изменить своё решение и продать или подарить указанное имущество кому-то другому.

2. По законам государства завещатель вправе передать наследникам не только собственность, находящуюся в его владении в данный момент, но и имущество, которое он приобретет в будущем в течение жизни. По Торе же имущество, которое сейчас не находится во владении завещателя, а появится только потом, завещать невозможно. Для такого вида собственности используют форму завещания, именуемую штар хаци захар. Как правило, штар хаци захар включен в стандартный текст завещания. По сути штар хаци захар представляет собой долговую расписку: завещатель подтверждает, что он должен огромную сумму денег, которую кредиторы вправе взыскать у наследников после его смерти. Сумма этого долга должна превышать общую стоимость имущества, которое, по его оценке, он может приобрести в течение всей оставшейся жизни. В документе указывается, что долг будет прощен, если наследство распределят в соответствии с волей завещателя, указанной в завещании. Если же его воля выполнена не будет, долговая расписка вступит в силу и кредиторы будут вправе взыскать долг с наследников. Вся эта процедура совершается для того, чтобы наследникам было выгодно разделить наследство в соответствии с волей завещателя.

3. Кроме того, чтобы завещание было действительно по закону Торы, необходимы два кошерных свидетеля. Они ставят подпись под завещанием и совершают киньян на завещаемое имущество и на долговую расписку — штар хаци захар.

Чтобы составить завещание, действительное по законам Торы и соответствующее требованиям государства Израиль, достаточно обратиться в местный раввинский суд, чьё решение признается израильским законодательством. Но в других странах с этим сложнее, поэтому для оформления кошерного завещания, кроме юриста, необходимо быть на связи еще и с раввином, специализирующимся в этих вопросах.

Если с юридической точки зрения это допустимо, можно написать одно завещание по законам Торы, дать свидетелями подписать и заверить тот же документ у нотариуса, чтобы он, таким образом, имел силу и по законам государства. Но если это невозможно, следует составить два завещания, одно — в соответствии с требованиями местного законодательства, а другое — в соответствии с требованиями Алахи. Разумеется, оба завещания должны быть одинаковы по своей сути и ни в коем случае не противоречить друг другу.

Хотя по закону завещатель вправе распорядиться своим имуществом по собственному желанию, ясно: ни один человек не хочет, чтобы наследство стало причиной раздоров и зависти среди наследников. В книге Пэле Йоэц сказано, что, распределяя имущество в завещании, необходимо помнить, что раздел наследства не должен повлечь за собой обиды и ссоры между наследниками. Это, наверное, основной принцип, которым нужно руководствоваться, приступая к составлению завещания. Возможно, приняв этот принцип на вооружение, Вы также решите для себя, нужно ли об этом кому-то говорить уже сейчас, не приведёт ли это к обидам или зависти уже при жизни, будет ли кто-то пытаться повлиять на Ваше решение и т.д. Также стоит отметить, что по закону о наследстве по умолчанию, как по Торе, так и по государственным законам, наследниками первой очереди являются дети и жена, в отличие от родителей, братьев и сестер. Возможно, эта информация поможет Вам определиться с окончательным решением.

Желаю Вам удачи и долгих лет жизни во здравии и благополучии!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше