Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Если ты не смог избежать несчастья, не усугубляй его бессмысленным страданием.

Слава Всевышнего в сотворенном Им мире раскрывается тремя признаками: беспредельным могуществом, высшей мудростью и безграничным милосердием. Б-жественная слава наполняет все Творение, и нет в мироздании ни одной мельчайшей частицы, у которой не было бы своей основы, созданной чудесной высшей мудростью из различных элементов и веществ[12]. Более того, каждая частица не остается навсегда в своем неизменном виде, поскольку происходит беспрерывное преобразование всех ее составляющих. Их структура распадается, и они соединяются между собой по-новому, в результате чего уже в следующее мгновение образованная из них частица утрачивает прежнюю форму, природу и сущность и обретает новую. Процесс такого изменения цикличен, и нечто одно всегда восполняет другое. Все элементы Творения постоянно изменяются, как сказано в Писаниях: «Все утомляет, и никто не сможет пересказать, — не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат»[13]. Тем не менее мироздание продолжает свое существование, и по воле Творца так было всегда, как сказано: «Поколение уходит и поколение приходит, а земля пребывает вовеки»[14]. Материальная составляющая этого вопроса подробно изучается науками естествознания. Нам доступно постижение совершенства Б-жественного могущества и мудрости, хотя среди неодушевленных предметов и растительности мы не можем увидеть все это с полной ясностью[15]. Однако в мире живых существ милосердие Всевышнего раскрывается явным образом, и в животной и мыслящей душах видны чудеса высшей мудрости и неограниченная Б-жественная милость: «И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его подобие кирпича из сапфира и как сами Небеса в чистоте»[16].

Милость Творца к Его творениям проявляется не только в том, что Своей простертой рукой Он дарует им бесконечное изобилие различных удовольствий, ласкающих ухо звуков, приятных ароматов и видов пищи, как сказано в Писаниях: «Ты даешь им — они берут, открываешь руку Твою — насыщаются благом»[17]. Человек, которого Г-сподь одарил способностью к пониманию и знанию, ежедневно находит безграничные возможности для преобразования, изменения и чудесного сочетания различных звуков, изображений, ароматов и видов еды. И даже из страдания люди научились извлекать для себя пользу и наслаждения, например, они изготавливают приправы из уксуса и перца, добавляя их к жирным и приторным видам пищи для блага своей животной души. Выше них — такие духовные наслаждения возвышенной души, как, например, оказание милости духу и плоти. Ощущение радости от созерцания Б-жественного совершенства, могущества и милосердия нам дают и достижения человека, и наблюдение за чудесами Творения в технике, физике, химии и уникальными процессами роста, развития растений и сложнейшим устройством тел живых существ, состоящих из множества различных органов[18].

Даже большинство страданий и болезней были даны людям не иначе, как с целью пробудить в них стремление к поиску лекарств и защиты от опасностей для всего тела в целом или различных органов в отдельности. При сильной боли, когда непрекращающееся мучение становится тяжелее смерти, Всевышний предусмотрел возможность уменьшить страдание с помощью привыкания к нему или лекарств, ослабляющих ощущение боли рецепторами нервной системы. У людей, которым часто случается тушить пламя свечей пальцами рук, грубеет кожа, и пальцы теряют изначально свойственную им чувствительность. В еще большей мере это касается тревоги и страхов, намного опережающих страдание, дабы побудить человека обратиться за советом к своей мыслящей душе и предотвратить бедствие еще до его наступления или устранить его сразу при зарождении, не дав ему развиться и проявиться в полной мере. Однако человек устроен так, что может влачить безответственное существование и игнорировать поступающие предостережения из-за своей лени или влияния страстей, укоренившихся в его животной душе, и поэтому часто попадает в сети внезапно и неожиданно обрушивающихся на него страданий[19]. Однако и в такой ситуации к нему обращено милосердие Всевышнего, дабы он смягчил свое несчастье раскаянием и осмыслением прежней жизни, когда он не был внимателен и не следовал совету своих учителей. Так боль усиливается и обостряется, но, благодаря этому, постижения сознания проникают в глубины души и в будущем уже не допустят подобного преткновения[20]. Раскаяние сохраняется в памяти дольше, чем страдание, поскольку оно пробуждается даже спустя длительное время после прекращения боли и выздоровления. Иногда сожаление приходит после совершения даже легкого прегрешения, и, проникая в глубины души, приносит страдание, тревогу и страх перед наказанием. Раскаяние является источником живых вод, предназначенным очистить нас от позорных пятен прежних грехов и стереть из наших сердец оставленные ими следы[21].

В большей мере это относится к тем, чьи тяжкие и страшные грехи не дают им покоя все дни их жизни. Грешники в отчаянии бродят по земле и публично каются в своих преступлениях. Совершившие убийство начинают испытывать душевные терзания; и нет им мира до тех пор, пока они не предстанут перед судом и не примут положенную им кару, и тогда искупится их преступление[22]. Когда грешники устраняют зло из среды людей, они удостаиваются искупления после своей смерти, как сказано в Писаниях: «Человек, отнявший кровь души, до ямы будет бежать, и не поддержат его»[23].

Все это касается совершения грехов, которых можно было бы избежать изначально, либо найти лекарство для исцеления от этих болезней. Но в отношении тяжких несчастий, которые случаются с нами так, что мы не можем от них спастись или защититься, Всевышний подготовил нам лекарство — качество терпения, предназначение которого — принятие душевного страдания. Терпение ослабляет ощущение боли, действуя как обезболивающее средство, которое влияет на всю нервную систему, как об этом сказано: «Душа человека выдержит его болезнь, а дух удрученный кто может снести?»[24] Поэтому мы должны исполнить волю Творца, благословен Он, изначально приложить все усилия для обретения положенного нам знания и понимания и внимательно следить за своими шагами, чтобы избежать беды. Но если все же, согласно Б-жественному Провидению, с нами случится несчастье, мы должны применить качество терпения — эту особую дарованную нам милость, дабы облегчить свое страдание и с любовью принять наказание от руки любящего нас и милосердного Б-га, и не терять уверенности в том, что испытание было ниспослано нам для нашего же блага[25].

Но горе избалованному человеку, который с детства не был приучен к терпению, — ведь если не сегодня, то завтра ему придется испить из чаши страдания, испытания или искупления, предначертанных людям в этом мире, как сказано: «Человек рождается для страдания, как искра — для взлета вверх»[26]. Восприятие боли и страдания у изнеженного человека сильнее, чем у большинства людей, и к тому же они усугубляются ощущением их бессмысленности, и это напоминает стенания невежды: «Ах, если бы я не поступил так… О, если бы со мной не случилось это… А если бы я еще на час задержался в том месте, то со мной не произошло бы этого несчастья…»[27] Однако Всевышний, благословен Он, не даровал пророческого видения каждому из нас и не повелел нам пользоваться чем-либо, кроме ясного понимания, которым Он наделил нас в Своем милосердии, но не позволил нам чрезмерно мудрствовать, как сказано в Торе: «Цельным будь с Г-сподом, твоим Б-гом»[28]. Ведь сетующий на страдания, ниспосланные Всевышним, и выражающий недовольство Его качествами получает за свой грех двойное наказание. Он испытывает адские мучения еще при жизни, пока горечь не проникнет глубоко в его сердце, и даже может потерять рассудок или умереть, проклиная Небеса, упаси Б-г[29].


[12] «Мы узнали, что мудрость трепета начинается с осознания человеком самого себя, своей истинной формы, души и тела. И нужно помнить, что Творение связано с Творцом, и насколько мы узнаем собственную форму, то есть форму человека как Б-жественного творения, настолько же познаем и благословенного Творца. Ведь слава благословенного Б-га связана с формой сотворенного Им человека, с его душой и телом». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 97).

[13] Коэлет 1:8.

[14] Коэлет 1:4.

[15] «В Своей мудрости и всемогуществе Всевышний исключил из природы человека трепет перед Небесами и страх наказания, но распахнул перед людьми врата надежды, даровав им способность раскрыть свои души для трепета перед Б-гом, если они устремятся к его обретению. Поэтому люди обладают свободой выбора: если они захотят жить, бессильно опустив руки, и дремать в бездействии, то будут соответствовать своей природе и останутся полностью лишенными трепета перед Б-гом. Они будут блуждать во тьме, и им не откроется путь Торы и заповедей. Но если они устремятся к трепету перед Небесами, мудрости и Мусару и приложат силы для обретения этого клада, то найдут его. Трепет перед Б-гом и Его Закон будут постоянно перед их взором, они укроются в “сени Его крыльев” и смогут исполнить все заповеди Торы». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).

[16] Шмот 24:10.

[17] Теилим 104:28.

[18] «Теперь же нам представляется своевременным поднять вопрос, который принесет большую пользу драгоценным юношам нашего народа. Мы поставим перед всеми мудрецами народов мира великий вопрос. Пусть они придут и сообщат нам свое решение, я же готов заплатить тому, кто даст на него ответ, тысячу золотых динаров (когда они у меня появятся). А вопрос наш таков. Мы видим, что весь мир создан для блага человека; в природе мира не найдется ничего (разве что в результате некоего случая), что было бы человеку во зло. Небеса, земля и все их воинство, от самых возвышенных до самых низших, — все служит благу человека. Моря и реки, горы и холмы, многочисленные металлы, растения, животные, птицы небесные и рыбы морские — все они созданы во благо человеку. Разнообразные яства и напитки — для пользы человека. Природа не лишена ничего из того, чего только может пожелать человек. Не перечислить всего, что сотворено для того, чтобы принести благо, дать наслаждение и порадовать душу. Сколь бесконечно многообразие овощей, фруктов и цветов, без которых можно было бы прожить и которые служат только для дарования человеку спокойствия мыслей и радости. Мы в этом явно наблюдаем великое Б-жественное Провидение, проявляющееся во всем и направленное на благо человека. Таким образом, весь мир, если не считать неких особых случайностей, — настоящий райский сад для людей.

И теперь возникает тяжелейший вопрос, который должен потрясти сердца людей. Почему Создатель, в Своей бесконечной мудрости и могуществе, не создал человека так, чтобы тот мог получать наслаждения от всех великих благ и изысканных удовольствий, которые были сотворены ради него? Почему Б-жественное Провидение и всемогущество иссякают, приблизившись вплотную к человеку? Может быть, исчерпалась мудрость и великое Провидение, прослеживаемое во всем мире, и человек сотворен так плохо, как только возможно, дабы пребывать все свои дни в страдании, боли, печали и тревоге, так что мы видим его всегда в телесных и душевных страданиях и несчастьях, и чудесные наслаждения, сотворенные ради него в мире, не достигают его иначе как через боль, печаль и тревогу. Почему произошло это великое зло? Ведь теперь все видится нам как будто сотворенным ради того, чтобы разозлить человека и отомстить ему, показав мир, полный сотворенных ради него благ, и сказать: “Посмотри на все это глазами, а рука твоя этого не коснется!” Может ли быть правдой, что этот чудесный мир сотворен с таким невероятно злым намерением? Может ли быть, чтобы в саму суть мира было заложено подобное зло? Ведь всякий, чье сердце обладает разумом, понимает, что зло — это отсутствие существования, а истинное существование должно быть по-настоящему благим, бесконечно добрым!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 27).

[19] «Сказали наши мудрецы: “Все, что делает Милосердный — к добру” (Брахот 60б). На первый взгляд, непонятно, что неожиданного и нового в этих словах? Разве можно было бы представить себе, что благословенный Б-г сделает что-либо человеку во зло? Однако на самом деле здесь сокрыто очень важное и таинственное знание. Мудрецы раскрыли нам, что наказание, которого человек заслуживает своими грехами, является наказанием только по отношению к прошлому, но с точки зрения будущего все это служит его благу. Оно не только стирает преступления человека и очищает его от них, но и содержит в себе истинное благо, духовное и телесное, подобно награде, которую Б-г дает человеку за его добрые дела». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 27).

[20] «Один час раскаяния и добрых дел в этом мире лучше всей жизни в мире Грядущем» (Авот 4:22).

[21] «Каково же оно, истинное раскаяние? Это такое состояние, когда Всевышний, которому раскрыты все тайные помыслы души, засвидетельствует, что этот человек никогда больше не вернется к прошлым грехам. Но если сам человек не верит в свои силы и утверждает, что раскаяние и исправление для него недосягаемы, если он не уверен, что сможет устоять на новом пути, то что же может засвидетельствовать о нем Творец?» (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Пути раскаяния»).

[22] «Вся задача людей в их служении Б-гу заключается в том, чтобы размышлять о трепете перед Всевышним, о страхе перед Его наказанием с помощью книг Мусара и изречений мудрецов, пока они не услышат своими ушами и не увидят своими глазами сколь страшно наказание в его глубине и охвате, как сказали наши учителя: “Пусть судья (которому постоянно грозит опасность ошибиться, но то же самое относится к любому человеку), чтобы спастись от злой беды и от тяжких грехов, всегда видит, как Геином разверзается под его ногами” (Сангедрин 7а). И если его сердце поймет, и он станет так поступать, то возвратится в раскаянии и удостоится исцеления». (Рав Исраэль Салантер, Послание Мусара).

[23] Мишлей 28:17.

[24] Мишлей 18:14.

[25] «В этом заключается одна из сокровенных тайн, связанных с причинами нашего изгнания. Всевышний в своей мудрости счел необходимым испытать Израиль тяжким изгнанием и выяснить, узнаем и поймем ли мы, что все беды и притеснения, все жестокие преследования, которые нам пришлось вытерпеть и которые продолжают терзать нас в изгнании, все это — ничто по сравнению с великим благом, которое мы обрели во время дарования святой Торы, Учения живого Б-га, в котором содержится истина, верные представления, возвышенные душевные качества, добрые дела и пути справедливости, согласно сказанному: “Суд и справедливость для Яакова — Ты сделал” (Теилим 99:4)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 62).

[26] Ийов 5:7.

[27] «Человек на земле не может испытать совершенного удовольствия, к которому не примешивались бы страдание и тревога. Да и кто в нижнем мире, полном несчастий и невзгод, может жить в невозмутимой безмятежности, как сказано в Месилат Йешарим: “Что такое жизнь человека в этом мире? Кто в нем по-настоящему счастлив и безмятежен? “Дни наши — в них семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет, и вся их гордость — хлопоты и суета” (Теилим 90:10). Каждого ожидают всевозможные страдания, болезни, мучения и тяготы; а завершение всему — смерть. Не найти даже одного из тысячи, кого жизнь одарила бы удовольствием и истинной безмятежностью. Но и он, даже если доживет до ста лет, уходит и пропадает из мира”». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 1»).

[28] Дварим 18:13.

[29] «Основатель Учения Мусар рав Исраэль Салантер так говорил о качестве терпения: “Для приближения души к изучению Мусара требуются истинная мудрость и знание. Необходимо дать людям путь к постижению истины, научить их пониманию и верному суждению посредством ценнейшего сокровища — Учения Мусар. Ведь оно — восхитительный драгоценный камень, ценнейшее сокровище в наследии праведности, и в нем нет ничего неверного или искаженного. Но вначале необходимо исправить свои душевные качества и, в первую очередь, обрести терпение — тогда человек удостоится мудрости и его исполнение воли Б-га увенчается успехом”. (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. “Врата света”)».

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе