Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Терпение

Умению терпеть и не гневаться мудрецы уделяют очень много внимания в своих сочинениях, ведь долготерпение — одно из тринадцати качеств (мидот) Творца.

Терпение — одно из важнейших качеств личности, мидот, заключающееся в способности безропотно, стойко переносить страдания и бедствия. Наши мудрецы учат нас воспитывать в себе терпение и удаляться от гнева.

Оглавление

Терпение — одно из качеств Вс-вышнего [↑]

В недельном разделе Торы Ваэра (Шмот, 6 глава 13 стих) написано: «И говорил Господь Моше и Аарону, и дал им повеление о сынах Исраэля и о Паро, царе Мицраима, — (чтобы) вывести сынов Исраэля из страны Мицраима». Объясняет Раши: «Дал им повеление относительно их, чтобы обращались с ними (с сынами Исраэля) бережно и терпеливо [Шемот раба 7]».

Вс-вышний назван в Торе долготерпеливым. Терпению, как и многим другим возвышенным качествам, надо учиться у Вс-вышнего. Каким образом Он поступает с нами — так и мы должны проявляться в отношениях между собой. Он прощает нам прегрешения — и мы должны научиться прощать друг другу. Он незлопамятен — и мы не должны помнить обид, Он негневлив — и мы должны быть такими же. Вс-вышний ведет себя с нами как отец. Его задача не наказать нас, а научить, воспитать, помочь стать людьми. Если мы что-то нарушили — он дает нам возможность исправиться.

Гневаться или терпеть? [↑]

Терпение, терпеливость — по сути, обратная сторона несдержанности, гневливости. Гнев — это всегда трата нервов, времени, источник чувства вины, путь к обидам — высказанным или невысказанным. Гнев — неконструктивен и разрушителен. Умению терпеть и не гневаться, «эрех апаим» мудрецы уделяют очень много внимания в своих сочинениях, ведь «долготерпеливый лучше богатыря, и владеющий собой лучше завоевателя города» (Мишлей 16:32). И долготерпение (эрех апаим) — одно из тринадцати качеств (мидот) Вс-вышнего. Существует очень мало ситуаций, когда допускается проявлять гнев, но даже тогда он должен быть контролируемым.

Терпение как обезболивание [↑]

Рав Мендель Лефин из Сатанова в своем труде «Хешбон Нефеш» (Анализ души), посвященном исправлению человека и обретению им возвышенных духовных качеств, пишет об основных 13 принципах мусара (еврейской этики): покой души, терпение, порядок, усердие, чистота, скромность, справедливость, бережливость, расторопность, умеренность в речи, спокойствие, истина, отделенность.

Рав Мендель Лефин предложил новый метод, призванный облегчить работу по излечению души, научить ценить каждую минуту времени и направить сынов Израиля к возвышенному и трепетному служению Вс-вышнему.

Рав Лефин пишет, что в отношении тяжких несчастий, которые случаются с нами так, что мы не можем от них спастись или защититься, Вс-вышний подготовил нам лекарство — качество терпения, предназначение которого — принятие душевного страдания. Терпение ослабляет ощущение боли, действуя как обезболивающее средство, которое влияет на всю нервную систему.

Если с нами случится несчастье, мы должны применить качество терпения — эту особую дарованную нам милость, дабы облегчить свое страдание и с любовью принять наказание от руки любящего нас и милосердного Б-га, и не терять уверенности в том, что испытание было ниспослано нам для нашего же блага.

Человек, который с детства не был приучен к терпению, воспринимает боль и страдание гораздо острее, чем большинство людей. Но без страданий в этом мире невозможно прожить, а сетующий на страдания, ниспосланные Вс-вышним, и выражающий недовольство Его качествами получает за свой грех двойное наказание.

Рав Исраэль Салантер, основатель Учения Мусар, считал качество терпения основополагающим: «… вначале необходимо исправить свои душевные качества и, в первую очередь, обрести терпение — тогда человек удостоится мудрости и его исполнение воли Б-га увенчается успехом» (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).

Стерпеть всё? [↑]

Никакое самое прекрасное качество нельзя доводить до абсурда. Терпение тоже должно проявляться в меру. Тора не позволяет никому терпеть оскорбление и издевательства, если есть возможность защитить себя, так же как не даёт разрешения человеку наносить самому себе раны или порочить собственное имя, распуская о себе дурные слухи.

Это требование хранить собственное достоинство становится самоочевидным, если вспомнить, что любовь к человеку базируется на том, что он сотворён по образу Вс-вышнего. Поэтому для Торы неприемлемо, а для всех, кто хранит традицию, отвратительно, предложение подставить вторую щеку, если тебя уже ударили по одной. Поскольку любовь к человеку проистекает из того, что он создан по образу Вс-вышнего, то понятие «ближний твой» относится только к тому, кто бережёт этот облик и не позорит его.

Выводить материалы