Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Аврам боялся: не превысили ли полученные им от Всевышнего блага его скромные заслуги; не пролил ли он в той войне много крови?

Великое откровение Творца

А сейчас — о следующих важнейших событиях в жизни нашего праотца. После этих происшествий было слово Творца к Авраму в видении, и сказано так: Не бойся, Аврам, Я — щит тебе; твоя награда весьма велика. И сказал Аврам: Владыка Б-же! Что Ты мне дашь? Вот я отхожу бездетным, а домоправитель мой — это Элиэзэр из Дамесека. Ведь Ты не дал мне потомства, и вот, мой домочадец наследует мне /15:1/.

Из ряда вон выходящей была слава Аврама среди близких и дальних народов, назвавших его Иш Эло-им. Однако цадики опасаются величия и побед — это не те важнейшие духовные ценности, к которым они стремятся. Аврам боялся: не превысили ли полученные им от Всевышнего блага его скромные заслуги; не пролил ли он в той войне много крови; он, сутью которого был хесед, вдруг оказался в глазах народов мстителем, душегубом — и за всё это не грозит ли ему наказание? Тогда-то в первом для Аврама дневном откровении Всевышний говорит: Не бойся, Аврам, Я — щит тебе; твоя награда весьма велика. Нет оснований, как поясняет Ральбаг*, опасаться наказаний, да и в дальнейшем, в грядущих несчастьях, — Я щит тебе: защищу при всех испытаниях. Твоя награда весьма велика — Я не сержусь на тебя, наоборот, люблю. От тебя произойдут великие цадики, в каждом твоём поколении их будет не меньше тридцати шести (ל"ו), охраняющих евреев этого поколения.

Аврам, озабоченный своей невзгодой, не уловил этот намёк и выплеснул своё наболевшее перед Творцом: Владыка Б-же! Что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный… Ведь Ты не дал мне потомства… Мидраш Бיрешит раба /44:10/ раскрывает причину этого полного горечи и безнадёжности вопля. Ур Касдим славился, кроме других наук, астрономией и астрологией, эти знания Аврам углубил за годы учёбы в йешиве Шема и Эвера. Благодаря своим знаниям и феноменальным способностям, он стал наилучшим астрологом того мира, главы государств которого в судьбоносные моменты обращались к нему за гороскопами. Естественно, что Аврам проделал глубокий и тщательный астрологический анализ жизни своей и жены, на основе которого он мог с уверенностью утверждать, что у них не может быть детей. Отсюда его вопль: Вот я отхожу бездетный… Ведь Ты не дал мне потомства… Ты дал нам такое сочетание созвездий (мазалóт), при котором у нас не может быть детей.

Эта история изложена не только в мидрашах, но и в Талмуде /Шабат, Недарим/ и других источниках, и вот что они излагают. Святой, благословен Он, во всём Его почёте и величии лично сказал Авраму: Оставь твою астрологию, ибо у твоего народа нет мазáла. Все народы руководимы посредством звёзд, но твой народ руководим словом Творца, поэтому евреи могут силой их цдаки и молитвы превратить плохой мазал в хороший. И хотя твой мазал, планета Цедек (Юпитер), находится на западе и холодна, и не даст родить, но знай, что тебе не нужно следовать за этой мудростью звёзд, ибо это — вера народов: всё, указанное мазалот, в точности должно свершиться. Однако обладающий душой, благоговеющей перед Творцом, не должен обращать внимание на подобные вещи. Поэтому Я передвину твою звезду на восток, там тепло, — и ты удостоишься потомства. Но Я также изменю ваши имена.

И вот, сказано ему слово Творца (такое): Не будет он (Элиэзер) тебе наследовать; но тот, кто произойдёт из твоих недр, будет тебе наследовать. И Он вывел его наружу, и сказал: Брось взгляд на небеса и сосчитай звёзды; ты сумеешь счесть их? И Он сказал ему: таково будет твоё потомство. И он поверил Творцу, и зачтена ему была (Творцом) цдака (как справедливый, по Закону, поступок) /15:4-6/. Творец оценил как заслугу, что Аврам поверил полной верой: его пока ещё не рождённые сыны будут подобны звёздам небесным /Зоѓар, Ва-йикра, 148:а/. И Он вывел его наружу, и сказал: Брось взгляд на небо и сосчитай звёзды; ты сумеешь счесть их? И Он сказал ему: таково будет твоё потомство. Творец в этом пророчестве поднял Аврама в высочайшие выси небес и объяснил ему, что его система звёзд намного выше мазалот. Тогда умиротворился дух Аврама, и он обрёл уверенность: сыны у него будут! Об этом и написано: И он поверил Творцу, и зачтена ему была (Творцом) цдака. Поэтому, считает Рамбан*, Аврам не попросил никакого подтверждающего знака, как написано: И он поверил Творцу. А Святой, благословен Он, был очень обрадован такой верностью. И хотя это не было чем-то новым у Аврама, ибо, конечно, ему, с его убеждённостью, что сказанное Всевышним осуществится, не свойственно было просить какой-либо знак, но в данном случае он удостоился сыновей, потому что был хасид и цадик по сути своей, а не в заслугу какого-то его поступка. Потому и написано: и зачтена ему была (Творцом) цдака*.

После этого поражает продолжение пророчества /там же, 15:7-8/: И сказал ему: Я Творец, Который вывел тебя из Ур Касдима, чтобы дать тебе эту Землю в наследие. И он сказал: Владыка Б-же! По чему я узнаю, что буду наследовать ее? Аврам требует у Всевышнего знака-доказательства? В Недарим /32,а/ написано: За что был наказан Авраѓам-авину тем, что его потомки были порабощены в Мицраиме 210 лет? Из-за того, что чрезмерно воздействовал на Святого, благословен Он, тем, что спросил: По чему я узнаю. А Тора тмимá* это поясняет: Возвеличился попросить у Святого, благословен Он, знак и Б-жественное знамение в подтверждение Его заверения

В Талмуде /Таיанит 27 б/ чётко названа причина тревоги Аврама: Владыка мира! Быть может, евреи согрешат перед Тобою, и тогда Ты поступишь с ними, как с поколением потопа или как с поколением раскола (Вавилонской башни)? Ответил: Нет. Сказал перед Ним: По чему я узнаю? Ответил ему: Возьми Мне трёх телок и трёх коз, и трёх баранов, и горлицу, и молодого голубя. То есть, искуплением евреев будут корбанот, ибо названные животные и птицы возносились на алтаре Храма, с целью приблизить (лекарéв, отсюда корбанот) евреев к Творцу, очистить от совершённых ими преступлений мицвот Торы. И он взял Ему всех их, и рассёк их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассёк /15:10/. Рассёк — в оригинале יבַתֵר (иватэр). Мидраш Пирке д-раби Элиэзер /р. 28/ сообщает, что народы уподоблены животным /см. Книгу Даниэля* 8:20-21/, а Исраэль — молодым голубям; поэтому он (Аврам) рассёк животных в знак того, что эти народы будут постепенно исчезать, но птиц не рассёк, в знак того, что Исраэль будет существовать вечно.

Так мы подошли к важнейшему в еврейской жизни — к заключённому Творцом с нашим родоначальником клятвенному договору, бриту, называемому Брит бен ѓа-бетарим (Брит между рассечёнными). Здесь впервые в Торе появляется это понятие — брит — для определения особого вида взаимоотношений между Творцом и человеком. В основе своей брит — это выбранное взаимное условие клятвенного договора о единстве, и, как правило, с ним связан глагол карáт (כָּרַת), означающий «отрубить, выбрать, обязаться».

И сказал Он Авраму: Знай, что чужеземцами будут твои потомки на земле не своей, и поработят их, и будут их угнетать четыреста лет /15:13-21/. Раши поясняет: От рождения Ицхака до исхода Исраэля из Мицраима — 400 лет. Ицхаку было 60 лет, когда родился Яаков; 130 было Яакову, когда его дом пришёл в Мицраим, и 210 лет были там до исхода, — всего 400.

И также народ, которому они будут служить, Я осужу, а после они выйдут с большим достоянием. Десятью карами (египетскими казнями). Выйдут с большим материальным богатством, а главное достояние — Тору — получат после исхода.

Четвёртое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина эморú. Как поясняет Раши, три поколения пробыли в Мицраиме, а четвёртое овладело Страной. Яаков спустился в Мицраим, считай поколения от него: Йеѓуда, Перец, Хицрон, а Калев был среди вошедших в Страну. Вина эмори (олицетворяющем здесь все кнаанские народы страны) ещё не была достаточной для изгнания, а Святой, благословен Он, взыскивает с народа, лишь когда мера (его вины) полна.

И когда зашло солнце и наступила тьма, и вот — дымящаяся печь и пламя огня, который прошёл между тех половин. Как бы пылающая печь прошла между рассечёнными животными — и дым поднялся от их сгорающих тел. А пламя огня — это упавший с небес огонь, испепеливший корбанот. Таков был обычай: заключающие клятвенный договор, брит, рассекали животное на две половины и проходили между ними. Это древний обычай заключения клятвенного обязательства между двумя сторонами: проходили между рассечён-ными половинами животного, как намёк на то, что они — единое целое, даже если будут отделены друг от друга, так же как рассечённые, разрубленные (крутúм) части — половины одного и того же тела.

В этот день Творец заключил с Аврамом брит, сказав: Твоему потомству Я отдал эту Землю — от реки Египетской до великой реки, реки Прат — (земли народов) кэни и книзи, и кадмони, и хетти, и призи, и рефаим, и эмори, и кнаани, и гиргаши, и йевуси.

От реки Египетской: По большинству мнений (раби Авраѓам эвен Эзра*, раби Саадия Гаон* и др.) — это Шихор, называемый Вади эль-Ариш. Но Раши поясняет, что имеется в виду Нил. Во всяком случае, заверенная Творцом граница Эрец Исраэль вплотную стыкается с Мицраимом. До великой реки, реки Прат: Здесь дано почётное название реке Прат (Евфрат), ибо она велика — от гор Арарата до Индийского океана, а когда пределы Исраэля дойдут до её верховья — этим возвеличится река и вся Эрец Исраэль (как этого достиг Давид ѓа-мелех).

Кэни и книзи, и кадмони, и хетти, и призи, и рефаим, и эмори, и кнаани, и гиргаши, и йевуси: Земли первых трёх народов (а это Эдом, Аммон и Моав) Исраэль не занял при Йеѓошуа, как земли остальных семи народов, взять которые Творец велел Моше и Йеѓошуа. Но они названы первыми, чтобы подчеркнуть, что всё же они отданы Исраэлю и станут его на-следственным владением, когда народ Исраэля достигнет вершин кдуша (святости). Названия многих народов при Авраѓаме были одни, а при Моше и Йеѓошуа — иными (к примеру, рефаим — хивви).

В этот день Творец заключил с Аврамом брит, сказав: Твоему потомству Я отдал эту Землю: Это и есть Брит бен ѓа-бетарим. Этот брит был обновлён с Ицхаком и Яаковом, а затем, при даровании Торы у горы Синай, когда все евреи приняли на себя выполнение законов Торы, весь Исраэль стал стороной в брите с Творцом, Б-гом Исраэля.

Как проявились в нашей истории условия брита бен ѓа-бетарим? Почему Творец ответил Авраѓаму, что лишь седер корбанот, который может совершаться только в Храме, в Йерушалаиме, на горе Мория (Храмовой), лишь седер корбанот является условием реализации данного Им потомкам Авраѓама, иврим, права жить на Святой Земле? Есть ли связь между седер корбанот и изгнанием евреев в галут? Каковы факты?

В 3327 /433 году вавилонский царь Невухаднецар II вторгся в Иудею, неоднократно уводил её монархов и ремесленников, а 9 Ава 3338 /422/ года пал Йерушалаим, Храм был сожжён, евреи изгнаны в Вавилонию. Нет Храма, нет седер корбанот в нём — следует изгнание, галут.

Когда во времена Хашмонаим между сыновьями Александра Яная шла борьба за трон /3690-е годы/, был осаждён Храм, под угрозой был седер корбанот, — осаждённые спускали осаждавшим деньги, те покупали животных, которых затем на верёвках поднимали в Храм. Обе воюющие стороны знали: ни при каких обстоятельствах нельзя прервать седер корбанот. Люди Второго Храма помнили последствия сожжения Первого Храма.

9 Ава 3828 /68 хр. л./ года римляне сожгли Второй Храм — начался галут, который закончится только с восстановлением Третьего Храма и возобновлением седер корбанот в нём. Наличие еврейского ишува и государства на территории Эрец Исраэль не знаменует конца галута.


10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше