Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков

«Писание упоминает много доводов относительно освобождения евреев: “и услышал Б-г их вопли”, “и вспомнил Б-г Свой завет”, “и увидел Б-г”, “и узнал Б-г” и т.д. Ибо хотя закончилось время, отпущенное на рабство, они не были достойны освобождения… но только из-за того, что они возопили, Он принял их молитвы с милостью» (Рамбан, Шмот 2:25). (См. то, что мы привели выше от имени Гаона относительно египетского изгнания.)

Сказанное нами об исправлении человеком повреждений мира, находящегося под властью времени, относится в частности к акту молитвы. Ведь акт молитвы заключается в предстоянии человека перед Царем царей как нуждающегося и зависящего от Всевышнего во всех своих делах и потребностях. Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков.

Более подробно: служащий Всевышнему видит во всяком моменте времени и в каждой ситуации личное отношение Творца к себе. Веря в индивидуальное провидение, он объясняет все происходящее в своей жизни и в жизни всего народа как следствие озарения Лика Всевышнего или, наоборот, сокрытия Лика. Он переживает все происходящее с ним как ответ с Неба на свои действия, обращает к Творцу молитву о прощении, раскаянии, просит ниспослать жизнь и благословение. Природные перемены он трактует как указание свыше относительно его обязанности в мире, и каждое изменение побуждает его обратиться с молитвой к Творцу. На рассвете он благодарит «за то, что вывел меня из тьмы на свет», а вечером молит, «чтобы вывел из тьмы на свет».

Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Всякое страдание в этом мире Всевышний посылает человеку, не про нас будь сказано,— лишь для того, чтобы побудить его к молитве. Как сказали мудрецы (ШмотШмот рабараба 21): “И фараон приблизил”, это подобно матроне, голоса которой царь желал услышать, — она же того не хотела. Что сделал царь? Наслал на нее грабителей, чтобы она закричала, и царь, наконец, услышал ее». И написано (Йевамот 64): «Почему наши праотцы были бездетны? Потому что Всевышний страстно желает молитв праведников». И об этом сказано (Санедрин 44): «Пусть человек всегда предварит беде молитву, пробудит в себе желание молиться, и тогда не нужна будет беда, чтобы побудить его. И все изгнания и страдания — только для этого: поднять все материальные вещи на возвышенный духовный уровень через молитву» (Ресисей лайла 6).

Подобно тому, как избавление из Египта произошло в силу молитвы, так будет и с будущим окончательным освобождением: «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет с этой ночью и тьмой?!» (Раши, Йешаяу 21:20). — «Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить, просите; приходите снова». «Сказал Страж, Всевышний: пришло утро — воля Моя озарить праведников освобождением; и ночь — злодеев ожидает тьма ». «Если будете просить — если вы попросите ускорить конец времен» (По комментарию Раши на Йешаяу и Бава кама 3б).

В молитвенном служении человек находит своего Творца за всеми природными завесами и за всеми сокрытиями Лика (См. приведенное нами выше от имени Рамхаля в книге Дерех аШем). Молящийся приближает себя и все принадлежащее ему к Творцу тем, что он предстает перед Ним как создание, зависящее от своей Причины во всех аспектах жизни. «Ибо через молитву он признает, что все его потребности — от Всевышнего. И если Б-г не даст ему, нет у него ничего! И через это все нужды человека и творений мира восходят на более высокую ступень» (раби Цадок аКоэн).

Здесь нам раскрывается глубина поразительного действия молитвы. Она исправляет порчу мира, привнесенную категорией времени. Она превращает всякое зло, сокрытие и поломку в причину и корень служения и приближения к Творцу. Она пронизывает своим светом всякую тьму и сокрытие. Молитва превращает время в величайший инструмент служения Творцу. Своей молитвой человек приближает все творение, со всеми его видами изменчивости и отрезками времени, к Единому. Как объясняет данный вопрос Нефеш аХаим: «Вместить и заложить в постоянный установленный текст молитвы исправления всех миров, высших и низших, и порядки строения Меркавы. Чтобы каждый раз, когда люди молятся, это повлекло за собой новые исправления в порядках миров и сил, и привлечение новых влияний из высших миров. С того момента, как установили молитву, и до прихода Машиаха, не была и не будет одна молитва похожа на другую — раннюю или позднюю. Ведь “одеяние, в которое облачался утром, не облачается вечером и т.д.” (Тикуним 422). И также каждый день не похож на другой: ни до него, ни после» (Ч.2, гл. 13).

Таким образом молящийся привлекает на себя и на весь мир благословения, благодать и жизненную силу от Творца.

«Час молитвы для благочестивого — как зерно времени и его плод» (Кузари).

И поэтому мудрецы определяют молитву как «жизнь во времени» (Шабат 10).

*

Изучение же Торы определяется в той же гемаре как «жизнь в вечности». Мы подробно объясним эти два определения. Заповедь изучения Торы обязывает еврея всегда, во всякое время: «…и все вопросы Торы — это один свет, и заповедь изучать Тору существует в любой момент, в то время как обязанность других заповедей наступает каждая в свое время» (аГра, Мишлей 1:9).

Талмуд по-разному называет тех, чье основное служение заключается в молитве и тех, кто служит Б-гу, в основном, изучением Торы. «Случай с раби Ханиной бен Досой, который пошел учить Тору у раби Йоханана бен Закая. И сын раби Йоханана бен Закая заболел. Сказал ему: Ханина, сын мой, проси милосердия за него, и он выживет. Опустил он голову между колен и просил за него милосердия, и тот выжил. Сказал раби Йоханан бен Закай: если бы бен Закай весь день бился с головой между колен, не обратили бы на него внимания (свыше). Сказала ему его жена? Разве Ханина более велик, чем ты? Сказал ей: нет, но он подобен рабу перед царем, а я подобен министру перед царем» (Брахот 34б). Раши: «подобен рабу: входит и выходит без разрешения».

Это служение раба заключается в следующем: приблизить всю совокупность «жизни во времени», со всеми ее частностями, оттенками и процессами, к Царю мира. В данное служение включается: представлять перед Всевышним каждый час потребности, недостатки и просьбы людей, изменяющиеся с течением времени. А служение «министра царя» — иное, оно относится к «жизни в вечности», к той системе, которая рассматривает всю вселенную, от начала ее эманации в высях и до конца постепенного развития миров, в одной равномерности — «один свет». С точки зрения Торы одного света, в творении нет никакого недостатка. Ведь на самом деле все сотворенное — «очень хорошо». И все процессы ведут к одной цели: к совершенству воздаяния блага. И «мудрец, который лучше пророка», находится в жизненной системе Грядущего мира, где все недостатки, страдания и беды раскрываются как «очень хорошо». Все сокрытия и осквернения Имени Всевышнего на самом деле используются для раскрытия Единства великого Имени. Свет Торы возвышает и поднимает выше неба. Рядом с ним нет места недостаткам и поломкам, зависящим от времени — мира под солнцем.

«В Торе ступени соответствуют уровню знаний, и тот, у кого больше мудрости, стоит выше другого. А в молитве, наоборот, ступени — в соответствии с недостатком. И так сказано в святом Зоаре: “Молитва бедняка — облачение всех молитв” (Ресисей лайла 17).»

*

Мы удостоились немного поразмыслить о внутреннем соотношении категории времени и молитвы. Нам осталось выяснить связь между молитвенным служением и прохождением по небу солнечного диска: восходом, заходом и темнотой. Данный вопрос будет обсуждаться в следующих главах.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше