Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков

«Писание упоминает много доводов относительно освобождения евреев: “и услышал Б-г их вопли”, “и вспомнил Б-г Свой завет”, “и увидел Б-г”, “и узнал Б-г” и т.д. Ибо хотя закончилось время, отпущенное на рабство, они не были достойны освобождения… но только из-за того, что они возопили, Он принял их молитвы с милостью» (Рамбан, Шмот 2:25). (См. то, что мы привели выше от имени Гаона относительно египетского изгнания.)

Сказанное нами об исправлении человеком повреждений мира, находящегося под властью времени, относится в частности к акту молитвы. Ведь акт молитвы заключается в предстоянии человека перед Царем царей как нуждающегося и зависящего от Всевышнего во всех своих делах и потребностях. Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков.

Более подробно: служащий Всевышнему видит во всяком моменте времени и в каждой ситуации личное отношение Творца к себе. Веря в индивидуальное провидение, он объясняет все происходящее в своей жизни и в жизни всего народа как следствие озарения Лика Всевышнего или, наоборот, сокрытия Лика. Он переживает все происходящее с ним как ответ с Неба на свои действия, обращает к Творцу молитву о прощении, раскаянии, просит ниспослать жизнь и благословение. Природные перемены он трактует как указание свыше относительно его обязанности в мире, и каждое изменение побуждает его обратиться с молитвой к Творцу. На рассвете он благодарит «за то, что вывел меня из тьмы на свет», а вечером молит, «чтобы вывел из тьмы на свет».

Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Всякое страдание в этом мире Всевышний посылает человеку, не про нас будь сказано,— лишь для того, чтобы побудить его к молитве. Как сказали мудрецы (ШмотШмот рабараба 21): “И фараон приблизил”, это подобно матроне, голоса которой царь желал услышать, — она же того не хотела. Что сделал царь? Наслал на нее грабителей, чтобы она закричала, и царь, наконец, услышал ее». И написано (Йевамот 64): «Почему наши праотцы были бездетны? Потому что Всевышний страстно желает молитв праведников». И об этом сказано (Санедрин 44): «Пусть человек всегда предварит беде молитву, пробудит в себе желание молиться, и тогда не нужна будет беда, чтобы побудить его. И все изгнания и страдания — только для этого: поднять все материальные вещи на возвышенный духовный уровень через молитву» (Ресисей лайла 6).

Подобно тому, как избавление из Египта произошло в силу молитвы, так будет и с будущим окончательным освобождением: «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет с этой ночью и тьмой?!» (Раши, Йешаяу 21:20). — «Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить, просите; приходите снова». «Сказал Страж, Всевышний: пришло утро — воля Моя озарить праведников освобождением; и ночь — злодеев ожидает тьма ». «Если будете просить — если вы попросите ускорить конец времен» (По комментарию Раши на Йешаяу и Бава кама 3б).

В молитвенном служении человек находит своего Творца за всеми природными завесами и за всеми сокрытиями Лика (См. приведенное нами выше от имени Рамхаля в книге Дерех аШем). Молящийся приближает себя и все принадлежащее ему к Творцу тем, что он предстает перед Ним как создание, зависящее от своей Причины во всех аспектах жизни. «Ибо через молитву он признает, что все его потребности — от Всевышнего. И если Б-г не даст ему, нет у него ничего! И через это все нужды человека и творений мира восходят на более высокую ступень» (раби Цадок аКоэн).

Здесь нам раскрывается глубина поразительного действия молитвы. Она исправляет порчу мира, привнесенную категорией времени. Она превращает всякое зло, сокрытие и поломку в причину и корень служения и приближения к Творцу. Она пронизывает своим светом всякую тьму и сокрытие. Молитва превращает время в величайший инструмент служения Творцу. Своей молитвой человек приближает все творение, со всеми его видами изменчивости и отрезками времени, к Единому. Как объясняет данный вопрос Нефеш аХаим: «Вместить и заложить в постоянный установленный текст молитвы исправления всех миров, высших и низших, и порядки строения Меркавы. Чтобы каждый раз, когда люди молятся, это повлекло за собой новые исправления в порядках миров и сил, и привлечение новых влияний из высших миров. С того момента, как установили молитву, и до прихода Машиаха, не была и не будет одна молитва похожа на другую — раннюю или позднюю. Ведь “одеяние, в которое облачался утром, не облачается вечером и т.д.” (Тикуним 422). И также каждый день не похож на другой: ни до него, ни после» (Ч.2, гл. 13).

Таким образом молящийся привлекает на себя и на весь мир благословения, благодать и жизненную силу от Творца.

«Час молитвы для благочестивого — как зерно времени и его плод» (Кузари).

И поэтому мудрецы определяют молитву как «жизнь во времени» (Шабат 10).

*

Изучение же Торы определяется в той же гемаре как «жизнь в вечности». Мы подробно объясним эти два определения. Заповедь изучения Торы обязывает еврея всегда, во всякое время: «…и все вопросы Торы — это один свет, и заповедь изучать Тору существует в любой момент, в то время как обязанность других заповедей наступает каждая в свое время» (аГра, Мишлей 1:9).

Талмуд по-разному называет тех, чье основное служение заключается в молитве и тех, кто служит Б-гу, в основном, изучением Торы. «Случай с раби Ханиной бен Досой, который пошел учить Тору у раби Йоханана бен Закая. И сын раби Йоханана бен Закая заболел. Сказал ему: Ханина, сын мой, проси милосердия за него, и он выживет. Опустил он голову между колен и просил за него милосердия, и тот выжил. Сказал раби Йоханан бен Закай: если бы бен Закай весь день бился с головой между колен, не обратили бы на него внимания (свыше). Сказала ему его жена? Разве Ханина более велик, чем ты? Сказал ей: нет, но он подобен рабу перед царем, а я подобен министру перед царем» (Брахот 34б). Раши: «подобен рабу: входит и выходит без разрешения».

Это служение раба заключается в следующем: приблизить всю совокупность «жизни во времени», со всеми ее частностями, оттенками и процессами, к Царю мира. В данное служение включается: представлять перед Всевышним каждый час потребности, недостатки и просьбы людей, изменяющиеся с течением времени. А служение «министра царя» — иное, оно относится к «жизни в вечности», к той системе, которая рассматривает всю вселенную, от начала ее эманации в высях и до конца постепенного развития миров, в одной равномерности — «один свет». С точки зрения Торы одного света, в творении нет никакого недостатка. Ведь на самом деле все сотворенное — «очень хорошо». И все процессы ведут к одной цели: к совершенству воздаяния блага. И «мудрец, который лучше пророка», находится в жизненной системе Грядущего мира, где все недостатки, страдания и беды раскрываются как «очень хорошо». Все сокрытия и осквернения Имени Всевышнего на самом деле используются для раскрытия Единства великого Имени. Свет Торы возвышает и поднимает выше неба. Рядом с ним нет места недостаткам и поломкам, зависящим от времени — мира под солнцем.

«В Торе ступени соответствуют уровню знаний, и тот, у кого больше мудрости, стоит выше другого. А в молитве, наоборот, ступени — в соответствии с недостатком. И так сказано в святом Зоаре: “Молитва бедняка — облачение всех молитв” (Ресисей лайла 17).»

*

Мы удостоились немного поразмыслить о внутреннем соотношении категории времени и молитвы. Нам осталось выяснить связь между молитвенным служением и прохождением по небу солнечного диска: восходом, заходом и темнотой. Данный вопрос будет обсуждаться в следующих главах.


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше