Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен понять его настолько, насколько позволяет его разум. Ему следует размышлять о путях Творца и Его качествах, чтобы прилепиться к ним.

«Поэтому йуд, подобный точке, указывает на святость, поскольку каждая вещь, в которой нет размера, указывает на нематериальное, на святость. Ведь у нематериального нет протяженности в пространстве» (Маараль, Нетив анедивут).

Буква йуд — это точка корня и источника распространения всех букв, которыми были сотворены небо и земля. Ведь все буквы являются распространением «первоначальной точки» по направлениям и размерностям. В точке находится потенциальная возможность любого развития в линию и плоскость. То же самое относится и к аспекту времени: «Буква йуд указывает на будущее». Раши: «Йуд сказано о мысли». Мысль есть корень будущего действия, и в Святом языке буква йуд в качестве префикса глагола указывает на будущее время.

Смысл буквы йуд: корень и начальная точка постепенного развития всей системы материального мира, а также цель — Грядущий мир, к которому придет это развитие в будущем. А в Гемаре (Менахот 29) сказано: «Это пришло сказать тебе, что праведники в то время будут немногочисленны, подобно тому, как мала буква йуд».

Смысл буквы эй: центральная точка, распространяющаяся в четырех направлениях — четырех измерениях материи. В этом суть эй — пятой буквы алфавита: соединение центральной точки, йуд, распространяющей измерение времени на четыре измерения материи — четыре стороны пространства. «Ибо все буквы состоят из одной части, кроме ה эй, состоящей из двух частей: ד далет и второй части, точки, которая находится внутри далет и делает из нее эй» (Маараль, Нетив анедивут).

У нас нет никакого постижения категории буквы йуд

Охват нашего постижения ограничен. Мы можем постичь только вещи, ограниченные измерениями времени и пространства. И подобно тому, как нет концепции времени и пространства в букве йуд, так нет у нас постижения Грядущего мира: «глаз не видел, Б-же, кроме Тебя, того, что Ты сделаешь ожидающему Тебя». Другими словами: у нас нет понимания ни корня возникновения нашего мира, ни его цели — Грядущего мира.

Наше постижение — в этом мире, в категории буквы эй

В этом и заключается смысл сотворения нашего мира буквой эй, — ведь именно этот мир дан человеку для служения, как сказано: «…а землю дал сынам человеческим». Человек должен понять его настолько, насколько позволяет его разум. Ему следует размышлять о путях Творца и Его качествах, чтобы прилепиться к ним. Необходимо изучать волю Творца — Тору — чтобы исполнять ее. С этой целью сотворена эта ограниченная система, которую человек способен постичь. Это управление ограничения, которое предпринял Творец, чтобы раскрыть Свою волю людям.

Буква эй в Святом языке выполняет также функцию определенного артикля. Он ставится, когда речь идет об уже известной нам вещи. Через эту букву мы можем воспринимать волю Творца в мире. Идя по этому пути, служитель Всевышнего достигнет Грядущего мира, категории буквы йуд.

Творец как бы говорит человеку: на (הא)тебе мой мир, работай над ним (слово эй הא в иврите означает междометие «на, бери»).

Когда человек постигает раскрытие Творца в этом мире, изучает Тору, размышляет о качествах и путях Всевышнего и идет по ним, он удостаивается Грядущего мира. Когда Тора рассказывает о сотворении мира, она называет шестой день творения יום השישי: перед словом «шестой» стоит определенный артикль эй. «Добавил эй к шестому дню… сказать, что поставил им (сотворенным) условие: мир продолжит свое существование, если евреи примут пять книг Торы» (Раши, Берешит 1:31). Эти духовные раскрытия, которые приходят из духовного мира, категории буквы йуд, постепенно спустились и сократились, чтобы раскрыться в этом мире, дабы мы смогли через них подняться из ограниченной материальной реальности этого мира — к реальности мира Грядущего. Именно это имеет в виду Маараль, говоря об особенности буквы эй, как бы состоящей из двух букв — йуд и далет (известно также, что далет указывает на получающего).

Это управление, находящееся в корне возникновения этого мира, — фундамент существования зла в мире, как мы уже объясняли. Но только так возможно дать человеку мир служения: сотворить в нем зло, чтобы человек выстоял в испытании, отринул и исправил эту категорию. «Почему этот мир создан с буквой эй? Потому что она выглядит как коридор: всякий, кто хочет выйти — выходит» (трактат Менахот). Только так может человек, обладатель свободы выбора, удостоиться Грядущего мира.

Невозможно достичь цели, — постижения раскрытия Единства Всевышнего, которое и является наслаждением и наградой Грядущего мира, категорией буквы йуд, — без того, чтобы пройти через материальный мир. В нем раскрывается отрицание всех видов зла, которое выглядит как отрицание Единства.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше