Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12
Следует помнить, что когда критика говорится тем супругом, который деятелен и активен в домашних делах, его слова еще могут быть услышаны, и есть внутреннее согласие с тем, что он «имеет право» критиковать.

Поскольку одно из препятствий для принятия критики – это конкуренция с тем, кто критикует, следует постараться своей критикой не создавать конкуренции. Например, если вследствие определенного действия супруга, его партнер по браку считает, что это действие должно было быть сделано по-другому, неправильно будет сказать: «Не надо было делать так, а надо было по-другому…» Первая часть высказывания, выставляющая в отрицательном свете то, что сделано, мешает выслушать предложение, озвученное далее.

Фактор конкуренции между супругами получает дополнительное усиление, если к тому же сказать: «Если бы это сделал я, вышло бы лучше». Критика в такой форме создает впечатление, что «я более успешен, чем ты», что не способствует тому, чтобы критика была услышана.

Самый эффективный метод – критиковать самого себя тоже. То есть, обратиться к критикуемому с такого рода высказываниями: «Я думаю, что МЫ не должны были сделать так и так… или: я думаю, что в будущем НАМ стоит делать так и так…» Во многих случаях можно смягчить критику, сказав: «Я думаю, что каждый человек мог так же ошибиться… на будущее НАМ стоит хорошенько изучить этот вопрос».

Кроме того, следует воздерживаться от высказываний типа: «Жаль, что ты не такой, как мой брат, моя сестра, твой брат, сват, дядя и т.п.» Любое подобное сравнение повлечет за собой негатив в адрес человека, с которым сравнивали. В лучшем случае, критикуемый согласится, что в данной области у него есть чему поучиться, но в других областях «я гораздо лучше, чем он».

Иногда, когда определенное поведение супруга не удовлетворяет нас, мы пытаемся изменить его с помощью высказываний такого рода: «Смотри, мне тоже тяжело, но я все равно делаю так и так, а почему бы и тебе так не делать?» Ясно, что такое высказывание создает конкуренцию и соревнование между ними, что мешает выслушать попытку убеждения со стороны критика.

Следует помнить, что когда критика говорится тем супругом, который деятелен и активен в домашних делах, его слова еще могут быть услышаны, и есть внутреннее согласие с тем, что он «имеет право» критиковать. Но иногда именно тот супруг, который не протягивает руки помощи, находит нужным делать замечания по поводу того, как второй супруг следит за домашним хозяйством. Тогда у его партнера по браку создается тяжелое чувство, которое говорит: «Если бы ты принимал участие в домашних делах, ты имел бы право критиковать, но не помогать и при этом критиковать – это уже слишком».

Подобное поведение мы находим в книге Дварим (1:4): когда наш учитель Моше собирается укорять и упрекать народ Израиля, он ждет момента перед вступлением в Землю Израиля после уничтожения Сихона, царя эморейского, и Ога, царя башанского.  Раши комментирует: «Сказал Моше: Если я буду назидать и укорять их прежде, чем они вступят в Землю Израиля, они скажут: Что имеет этот против нас, что хорошего он для нас сделал? Он просто издевается и ищет отговорку, так как не может привести нас в Землю. Поэтому он ждал до победы над Сихоном и Огом и передачей их земель евреям в наследство, а уже после этого порицал и назидал их».


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Ваера. И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.