Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»

Написано в Талмуде («Шабат» 32а), что три греха могут привести к смерти женщины при родах:

1. Недостаточно серьезное соблюдение законов чистоты семейной жизни («нида»).

2. Пренебрежение заповедью «хала» (отделение щепотки теста от килограмма и больше муки).

3. Пренебрежение зажиганием субботних свечей (или зажигание этих свечей уже после захода Солн­ца, т.е. в Шабат).

Необходимо попытаться объяснить смысл данной гемары: почему именно эти грехи приводят к смерти при родах и «как это работает»?

А. Все три заповеди связаны с Хавой — первой женщиной, и эта тайна была приоткрыта в «Авот де-раби Натан» (раздел 2, гл. 9): 1. Менструальное кровотечение унаследовано женщинами от Хавы, которая получила его в наказание за то, что «пролила кровь» Адама: он (Адам а-Ришон) «был кровью мира» (поддержи­вал его духовность), а Хава послужила причи­ной того, что Адам не смог оставаться на своем духовном уровне — вкусив запретный плод, он стал смертным. Можно объяснить еще проще: «пролила его кровь», т.е. «убила», поскольку, в конечном счете, Адам а-Ришон, сотворенный бессмертным, стал смертным. Исполнением за­поведей, связанных с чистотой семейной жиз­ни, еврейские женщины, начиная с праматери

Сары, добровольно принявшей на себя запо­веди еще не спущенной в мир Торы, участвуют в исправлении ошибки Хавы. Запрет супруже­ской близости (а также объятий, поцелуев и т.д.) у евреев связан с периодом «ниды». Согласно алахе, женщина считается «нидой» при любом выделении крови из матки, не только во время регулярной менструации, но и в любое другое время (при беременности, кормлении грудью, и даже в старости, и даже если это кровотечение является результатом врачебного вмешатель­ства или физического перенапряжения), и она остается в этом состоянии вплоть до прекраще­ния кровотечения, правильного отсчета семи «чистых» дней и погружения в кошерную микву. 2. До греха Адам а-Ришон был «Халой мира» (святой его частью). Тора обязала евреев от­давать халу — отделенную часть теста — коэну1. Однако в наше время, «по техническим при­чинам», мы ее не отдаем, а сжигаем, поскольку пребываем в состоянии ритуальной нечистоты, и наше тесто тоже принимает эту нечистоту, что лишает нас возможности исполнить запо­ведь в полном объеме. После греха Адам стал смертным (а смерть приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту), он не мог более оста­ваться «халой мира». Слово «хала» происходит от слова «тахлит» (цель, назначение, смысл). Т.е. Хава вмешалась в структуру мироздания. Отде­ление халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает луч­шее («венец») от созданного ее руками, причем априори она отдает «чистую» халу коэну, ибо такая хала — святыня.

3. Хава «погасила свечу» Первого Человека: Адам а-Ришон был «свечой Вс-вышнего», он излучал духовный свет, освещавший весь мир. После того, как Хава дала мужу плод от Древа Познания, Адам а-Ришон «потух»: после из­гнания из Ган Эдена он уже не мог продолжать освещать мир святостью Вс-вышнего. Еврей­ские женщины зажигают свечи перед Шабатом и праздниками, в том числе и для исправления ошибки Хавы.

Б: В Тосефте («Шабат» гл. 2, алаха 10) приведено высказывание рабана Шимона бен Гамлиэля: «ам а-арец» (невежественный в Торе человек) умирает за пренебрежение законами «маасера» (отделения десятины от урожая). Это связано с тем, что в канун Шабата и в других исключи­тельных случаях еврею, купившему плоды уро­жая у неуча, и не успевающему отделить от них десятину, разрешается положиться на продав­ца в том, что тот уже отделил ее (Раши, в своем комментарии на Гемару («Шабат» 32б) пишет, что большинство «амей а-арацот» отделяет де­сятину). И поскольку ему оказано доверие, а он пренебрег этой заповедью, то и наказание осо­бенно строгое.

По аналогии, тот же принцип можно применить к женщинам: поскольку «нида», «хала» и свечи — эти «женские» заповеди, то женщина получа­ет наказание именно за пренебрежение ими. Важно отметить, что когда мы говорим, что эти три заповеди — «женские», мы вовсе не имеем в виду, что мужчины не имеют к ним вообще никакого отношения. Напротив, очень часто именно мужья консультируются по вопросам «ниды» с компетентными раввинами, сжигают отделенное тесто халы, к тому же важно, чтобы именно муж приготовил свечи, которые будет зажигать жена. И все же, сами эти заповеди ис­полняет именно женщина, и обычно лишь она знает, насколько правильно и точно они были ею соблюдены.

Теперь объясним, почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах». Этот вопрос разбирается в Вавилонском Талмуде («Шабат» 31а-34а): мудрецы говорят, что когда человек находится в ситуации повышенной опасности, на Небесах зачитываются его грехи, в резуль­тате чего он может быть обречен на смерть. Ро­женица считается опасно больной, а поскольку эти заповеди исполняются именно женщиной, то именно их и проверяют на Небесах в первую очередь. Далее Талмуд сообщает, что в жизни мужчины также возможны ситуации, которые достаточно опасны чтобы стать причиной за­читывать его грехи перед Небесным Судом, что может привести к его преждевременной смер­ти: когда он проходит по узкому мосту, заходит в развалины, отправляется в путь в одиночку, спит один в неосвещенном и закрытом помеще­нии — это может закончиться преждевременной смертью мужчины, поскольку это опасные ситу­ации и его интенсивно судят на Небесах.

Другие причины преждевременной смерти

Гемара («Шабат» 32а) приводит брайту от имени раби Элиэзера, где присутствуют те же три запо­веди, но вместо « женщины умирают при родах», сказано, что женщины умирают в репродуктив­ном возрасте, не дожив до старости (т.е. раньше срока, и не обязательно именно при родах). Там же от имени рава Ахи приводится утверждение, что причиной смерти женщин при родах явля­ется то, что они застирывают грязную одежду своих детей в Шабат (что является запрещенным действием). После этого Гемара упоминает «амей а-арацот», которые умирают за то, что называют «арон а-кодеш» (синагогальный «ковчег», в ко­тором хранятся Свитки Торы) «шкафом», т.е. не относятся к святому с должным уважением, и говорит, что и женщины тоже могут умереть за тот же грех. Отсюда видно, что не только женщи­ны, но и мужчины могут быть наказаны в момент опасности за определенные вещи. Раби Натан в барайте («Шабат» 32а) сообща­ет, что «женщина умирает за грех клятв», и это огромная «новость», не только потому, что здесь преждевременная смерть женщины не «привязана» к родам и другим опасным ситуа­циям — в данном случае смерть жены связана с неисполнением клятв и обетов, которые взял на себя ее муж! И это несмотря на то, что сказал пророк Ирмияу (31:29): «Каждым умрет за свой грех…». И добавляет Талмуд от имени раби Ши-мона, что из-за неисполненых мужчиной обетов «умирают его дети». Далее Талмуд называет в качестве причины выкидышей ненависть меж­ду мужем и женой («Шабат» 32б), а причиной ни­щеты — несправедливый суд (там же, 33а). Раши объясняет, что в последнем случае речь идет о том, что обнищание общества является прямым следствием того, что судьи не обнародуют при­нятое решение сразу или искривляют закон. Талмуд Йерушалми («Шабат» гл.2, мишна 6, стр.2) упоминает смерть при родах, но допол­нительно приводит важное высказывание раби Йеуды, который, опираясь на толкование стиха «Напрасно бил Я сыновей ваших: они не приня­ли наставления.» (Ирмияу 2:30), утверждает, что маленькие дети (в т.ч. девочки) умирают за грех неисполненных обетов, совершенный их отцами.

Итог

Итак, мы не обнаруживаем противоречия меж­ду Вавилонским и Иерусалимским Талмудами в отношении того, какие ситуации нужно считать особо опасными и связанными с риском для жизни при наличии определенных грехов. Для мужчин такими ситуациями признаны длин­ная дорога без сопровождающих, хождение по качающемуся мосту, нахождение рядом с не­устойчивой стеной, посещение развалин и т.п., а для женщины особой опасностью являются роды. В тот момент, когда человек оказывается в ситуации, сопряженной с повышенной опасностью, поднимаются грехи человека, и он мо­жет умереть (не пережить опасность) за упомя­нутые грехи.

Осталось объяснить, как за невыполнение обе­щаний мужа могут умереть его жена или дети (не про нас будет сказано). Написано в Торе: «И когда пообещаешь обет Вс-вышнему, не за­держивайся с его выполнением, потому что спросит тебя за него Вс-вышний, и понесешь за него грех» (Дварим 23:22). Но здесь речь идет о самом нарушителе — а причем здесь жена и дети? В отношении жены действует известный принцип «ишто ки-гуфо» («его жена как он сам»), причем здесь этот принцип «срабатывает» так: если жене что-то действительно важно, то она добивается этого от мужа. А если она, наоборот, «закрывает глаза» на нарушение, то, соответ­ственно, пострадает вместе с ним. Источником знания о том, что дети наказывают­ся за родителей, является стих «.Он поминает вину отцов сыновьям» (Шмот 34:7). Раши объ­ясняет, что Тора сообщает здесь, что Вс-вышний взыскивает с детей за вину отцов. Однако Раши делает «укимту» («сужает» понимание смысла написанного): наказываются лишь те дети, ко­торые следуют дурному примеру своих отцов.

Указание на то, что понимать написанное нуж­но именно так, содержится, по мнению Раши, в конце другого стиха: «.Ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыно­вьям до третьего и четвертого поколения нена­видящих Меня» (Шмот 20:5), и об этом говорит Талмуд («Брахот» 7а, «Санэдрин» 27б). Получается, что если человек клянется, и не исполняет, и так же поступают его дети, то они умирают молодыми (не про нас будет сказано), поскольку на Небесах проявляется повышен­ное внимание именно к этим их грехам. В заключение хочу сказать две вещи. Во-первых, несмотря на все вышесказанное, ни в коем слу­чае не стоит искать в чьих-то несчастьях при­чинно-следственных связей, и об этом написал Рамбам («Таанит» гл.1 мишна 2): «Такие люди, как я, не понимают причину подобных случаев — это знают пророки», и привел стих из Торы: «Со­крытое Г-споду, Б-гу нашему…» (Дварим 29:28). Во-вторых, хочу пожелать нам всем, чтоб все упомянутые напасти обходили нас стороной, и исполнились на нас все благословения, упомя­нутые в Торе, чтобы в здравии, радости и до­статке мы могли жить, передавая нашим детям и внукам наше Наследие.

1 Гемара («Шабат» 32б) завершает тему смерти при родах цитатой из пророка, где наоборот, прямо сказано о связи между халой и благо­словением: «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем» (Йехезкель 44:30).

Из журнала «Мир Торы»