Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое общество в своих конкретных условиях несет груз задачи по созданию порядка, который обеспечит факт его осмысленного существования

Доказательство от «надежности порядка»

С чувством порядка, которое люди ощущают в своей душе, тесно связано осознание непоколебимой надежности внешней упорядоченности. Все науки основывают свои принципы и теоремы на, казалось бы, беспочвенном предположении, что жизнь, материя, элементы и атомы будут продолжать действовать и реагировать в следующую минуту так же, как и в предыдущую. И не полагайся мы на надежность мира, все здание науки рухнуло бы в тот же миг. Но если мы сегодня точно знаем, что две части водорода и одна часть кислорода, соединяясь, превращаются в воду, то вряд ли найдется человек, который завтра будет всерьез рассматривать возможность превращения их в косилки для лужаек или персики. Другими словами, наука может дать нам законы, но не может объяснить, почему физическая Вселенная следует этим законам с такой непреклонностью.

Какая причина заставляет нас предполагать рациональность Вселенной, следующей четким законам, основанным на неизменяющейся математике? Ясно, что если бы мир не управлялся Разумным Существом, мы не имели бы оснований полагаться на физические законы. А между тем самый догматичный атеист, включая свет, знает, что электрический ток потечет, как положено, и не опасается, что вместо света в комнате появится южноамериканская анаконда. Иначе говоря, каждый человек уверен в надежности миропорядка и потому, подчас не осознавая этого, верит в существование Б-га.

Доказательство от «упорядоченности существования»

Мы указали на то, что люди чувствуют надежность и упорядоченность своего внутреннего мира и окружающей физической среды. Все мировые цивилизации выражали это чувство в символических обрядах, мифах, религиозных доктринах. Неоспоримо, что историческая тенденция человечества добиться упорядоченного общественного существования есть результат внутренней потребности разума, которым мы все наделены, а логическим следствием лишенной разума Вселенной был бы анархический, нигилистический хаос. Ибо, если все ценности жизни иллюзорны, то не остается логических оснований, чтобы подавлять присущие человеку гедонистические наклонности изменчивыми и капризными проскрипциями гражданского закона. Но история свидетельствует о глубокой предрасположенности людей создавать упорядоченные, символизирующие какие-либо ценности, системы. Как писал выдающийся исследователь мировой истории проф. Эрик Вожелен:

«Порядок истории вытекает из истории порядка. Каждое общество в своих конкретных условиях несет груз задачи по созданию порядка, который обеспечит факт его осмысленного существования с Б-жественной и человеческой точек зрения».

Почему человек стремится установить удобный для себя порядок в частной и общественной жизни? Не может ли эта особенность человека быть отражением какой-то глубинной истины? Не является ли наше стремление к общественному порядку символическим воплощением нашего знания о Более Высоком Порядке? Вряд ли найдется другое подходящее объяснение.

С разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.