Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Искать Б-га в глубине души, несомненно, не менее естественно, чем пытаться обнаружить Его в окружающем мире

Из последних нескольких аргументов непосредственно вытекает известное доказательство от «реальности Я», которое иногда связывают с именем Блаженного Августина. До сих пор мы пытались показать, что человеку свойственно ощущение упорядоченности его собственного бытия и окружающего мира, а поэтому он стремится установить порядок в общественной жизни. Однако мы упустили из виду едва ли не главное чувство, которое является отправной точкой при любом обсуждении человека. (См. цитату из Честертона в гл. 1.) Человек глубоко убежден, что он «есть». Каждое человеческое существо, за исключением некоторых кабинетных философов, убеждено, что его собственный жизненный опыт — факт неоспоримый и несомненный. Мы не считаем, свои жизни фантомами нашего или чьего-либо еще воображения или обманчивыми химерами дьявольского происхождения. Мы убеждены, что наши жизни реальны. Есть ли какое-нибудь иное основание для этого чувства, кроме предположения о вечно истинном Б-ге, Который гарантирует нам реальность нашего существования?

Доказательство «всеобщим согласием»

Все наши ранее упомянутые аргументы, за исключением первых двух, приводят нас в итоге к популярному доказательству «всеобщего согласия». Этот аргумент краток и, хотя логически уязвим, может оказать определенное воздействие на читателя.

Суть его в следующем: почти все человеческие существа с незапамятных времен верили в ту или иную форму Б-жественности. Надо полагать, что именно «всеобщее согласие» по этому противоречивому положению убеждает нас в том, что оно справедливо. Например, если 99% людей были свидетелями какого-то исторического события, мы можем быть уверены, что оно на самом деле происходило, и с достаточным основанием отвергнем любые противоречащие показания как абсурдные.

Точно так же большинство человеческих существ, столкнувшись с жизнью на нашей планете, отреагировали какой-либо религиозной доктриной. Разве не разумно сделать заключение, что такая реакция небезосновательна? Или, задав вопрос несколько иначе: разве нельзя рассматривать транскультурную, трансисторическую интуицию как показатель объективной реальности?

Предлагаемый аргумент «всеобщего согласия» совершенно явно открыт всякого рода критике, но вместе с другими доказательствами может быть полезен на пути человека к Б-гу.

Доказательство «чувством зависимости»

И вновь мы в мире «внутреннего» доказательства в противовес «внешнему» доказательству «всеобщего согласия». Искать Б-га в глубине души, несомненно, не менее естественно, чем пытаться обнаружить Его в окружающем мире. И человек, и мир — части сложного жизненного опыта, и для «полного познания веры», как назвал это один философ, должно обращаться к обоим, если мы хотим определить соотношения между всеми аспектами человеческого бытия.

Потребность человека положиться «на», зависеть «от», прибегнуть к помощи какого-нибудь трансцендентного источника отмечалась многими религиозными мыслителями. Свойственная человеку слабость и его потребность в вечной опоре — убедительное доказательство существования Создателя. Президент Мохауз колледжа д-р Бенджамин Э. Мейс резюмировал этот аргумент в прекрасной статье, озаглавленной «Почему я верю, что Б-г существует»:

«Я верю в существование Б-га, потому что человек по сути конечен, немощен и нравственно нестоек; он постоянно стремится получить поддержку извне. Самый физически сильный человек относительно слаб. Он ищет помощь, желая стать сильнее. Самый мудрый человек не знает многих вещей и не знает всего о чем-то одном. Человек — создан, и в кризисных ситуациях — неизличимая болезнь, смерть — все мы одинаково беспомощны, независимо от того, бедны мы или богаты, знатны или нет, образованны или неграмотны. И каждый из нас, чтобы стать сильнее, рассчитывает на семью, друзей, государство, природу или что-то еще. Но даже все перечисленное вместе не может удовлетворить желание человека чувствовать себя в безопасности. Возможно, что, не сознавая этого, он тоскует по силе, которая сильнее человеческой, сильнее силы нации. Он тоскует по Б-гу».14

С разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза