Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Почему трудолюбивые солдаты после службы в армии предавались безделью?

Один из основных законов педагогики гласит, что внешняя деятельность человека оказывает сильное влияние на его внутренний мир. Это значит, что не только деятельность человека обусловлена его душевными побуждениями, но и наоборот: действия человека влияют на формирование его души. Оказанное кому-то благодеяние — не только проявление добрых начал в душе человека, но и мощное средство формирования этих самых добрых начал; заповедь, выполненная со скромностью, укрепляет в человеке скромность; уклонение от греха — не только результат страха перед Небесами и способности к самоограничению, но и способ выработать в себе эти качества.

Наши мудрецы формулировали этот закон так: «Человек действует в соответствии со своими поступками», ибо «за делами тянутся сердца» (Сефер ахинух — Книга воспитания, 16).

Реальность, казалось бы, не подтверждает этой истины. Известно, что многие дети, которых родители и педагоги заставляли поступать весьма и весьма правильно, став самостоятельными, ступили на иной путь и ушли в отступничество. Почему же они не поступали так, как, вроде бы, привыкли поступать, т.е. в соответствии со своими же поступками? Почему многие годы жизни по Торе и в страхе перед Небесами не породили у них привычки и потребности жить по законам Торы?

Вопрос этот не нов.

Когда-то похвалой «казак» награждали обладателя таких качеств, как решительность и безграничная преданность делу. Ведь казачьи сотни отличались невероятной стремительностью набегов и ни с чем не сравнимой самоотверженностью, с которой преодолевали все препятствия на своем пути.

Как ни поразительно, те же казаки, отойдя от «дел», становились символами лености, неповоротливости, непроходимой тупости. На старости лет они проводили жизнь в абсолютном безделье, на лежанках и в кабаках.

Почему же казаки не действовали в соответствии с собственными поступками? Почему они не жили всю жизнь так, как привыкли жить за четверть века царской службы?

Таким вопросом задавался благословенной памяти наш учитель Хофец Хаим. Вот какой он дал ответ. Эти вояки всегда стремились именно к лежанке! Всю свою жизнь они считали дни до конца службы, когда они будут принадлежать сами себе.

Иными словами, поступки влияют на душу человека не прямо, а опосредованно. И посредник здесь — сила внутреннего желания. Отсутствие желания, т.е. выполнение навязанных действий, не просто затрудняет влияние поступков на сознание, хуже — оно ему вредит! Именно потому, что казаки безотказно несли бремя службы, сбросив его, они самозабвенно предавались безделью.

Связь между миром действий и духовным миром — не прямая. Мы можем сталкиваться с разительным противоречием одного с другим. Внешние силы не в состоянии подчинить себе ни в чем не связанную душу. Если наше тело подчиняется внешним влияниям, то душа, напротив, восстает против них. Сила этого противостояния прямо пропорциональна силе внешнего нажима. Когда внешние влияния сходят на нет, человека полностью подчиняют себе внутренние силы противостояния.

Все сказанное обобщает максима: «Чем ярче внешнее проявление, тем больше в нем сокрытого». Именно это сокрытое и есть причина всех бед, о которых говорилось выше. Таким образом, напрашивается печальный вывод: усилия воспитателей зачастую приводят к обратным результатам. Может оказаться, что именно интенсивность затраченных усилий приносит вред, а не пользу.

Как уже говорилось, очень уж часто родители недоуменно разводят руками: «Мы ведь старались! Мы столько сил потратили как раз на это, и именно в этом потерпели поражение! Как же так?»

Один из отступников, когда ему задали такой вопрос, удивился: — Что же тут непонятного? Именно потому, что меня заставляли, теперь, когда я самостоятелен, я хочу чувствовать себя свободным!

Я не хочу делать ничего, что напоминало бы мне ужасное время, когда меня понукали!

Ему возразили: — Но ведь ты ежедневно накладываешь тфилин, хотя это тоже тебя заставляли делать?

— Неправда, — ответил парень, — тфилин я начал накладывать сам, и делал это с удовольствием! Помню, мне нравился даже запах новых тфилин! Я испытывал гордость и радость, когда накладывал их! Никогда не было такого, чтобы меня приходилось заставлять накладывать тфилин!

— И нет ничего, к чему тебя приучали насильно, что ты бы продолжал делать сейчас?

После некоторого раздумья парень признал, что кое-что из того, что его заставляли делать, он все же делает по сей день. Оказалось, то, что он продолжает делать, можно классифицировать так: в первую очередь, это вещи, отказаться от выполнения которых у него «не хватает духу» и важность которых он так или иначе осознал сам. А во-вторых, это «общие» правила поведения, не связанные прямо с выполнением заповедей Торы.

Мы повторяем все это лишь для того, чтобы подчеркнуть: привлечение воспитуемого к той или иной деятельности не является воспитательной работой до тех пор, пока мы не постарались вызвать у него положительные эмоции, связанные с этой деятельностью, не сделали ничего для того, чтобы он сам тянулся к ней. Если педагог следит лишь за механическим выполнением учеником того или иного действия, не обращая внимания на то, нравится ученику это или нет, то может оказаться, что выполнение этого действия воспитуемым есть лишь результат необходимости подчиняться. Если воспитуемый поступает так, а не иначе лишь в силу необходимости, велика вероятность, что, став самостоятельным, он решительно изменит свое поведение, отойдет от источника живой воды и станет пить из грязной лужи.

Итак, напрашиваются следующие выводы:

1. Подлинное воспитание немыслимо без укоренения в сознании.

2. Попытки породить укоренение в сознании должны быть связаны с созданием положительной условной связи.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.