Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему трудолюбивые солдаты после службы в армии предавались безделью?

Один из основных законов педагогики гласит, что внешняя деятельность человека оказывает сильное влияние на его внутренний мир. Это значит, что не только деятельность человека обусловлена его душевными побуждениями, но и наоборот: действия человека влияют на формирование его души. Оказанное кому-то благодеяние — не только проявление добрых начал в душе человека, но и мощное средство формирования этих самых добрых начал; заповедь, выполненная со скромностью, укрепляет в человеке скромность; уклонение от греха — не только результат страха перед Небесами и способности к самоограничению, но и способ выработать в себе эти качества.

Наши мудрецы формулировали этот закон так: «Человек действует в соответствии со своими поступками», ибо «за делами тянутся сердца» (Сефер ахинух — Книга воспитания, 16).

Реальность, казалось бы, не подтверждает этой истины. Известно, что многие дети, которых родители и педагоги заставляли поступать весьма и весьма правильно, став самостоятельными, ступили на иной путь и ушли в отступничество. Почему же они не поступали так, как, вроде бы, привыкли поступать, т.е. в соответствии со своими же поступками? Почему многие годы жизни по Торе и в страхе перед Небесами не породили у них привычки и потребности жить по законам Торы?

Вопрос этот не нов.

Когда-то похвалой «казак» награждали обладателя таких качеств, как решительность и безграничная преданность делу. Ведь казачьи сотни отличались невероятной стремительностью набегов и ни с чем не сравнимой самоотверженностью, с которой преодолевали все препятствия на своем пути.

Как ни поразительно, те же казаки, отойдя от «дел», становились символами лености, неповоротливости, непроходимой тупости. На старости лет они проводили жизнь в абсолютном безделье, на лежанках и в кабаках.

Почему же казаки не действовали в соответствии с собственными поступками? Почему они не жили всю жизнь так, как привыкли жить за четверть века царской службы?

Таким вопросом задавался благословенной памяти наш учитель Хофец Хаим. Вот какой он дал ответ. Эти вояки всегда стремились именно к лежанке! Всю свою жизнь они считали дни до конца службы, когда они будут принадлежать сами себе.

Иными словами, поступки влияют на душу человека не прямо, а опосредованно. И посредник здесь — сила внутреннего желания. Отсутствие желания, т.е. выполнение навязанных действий, не просто затрудняет влияние поступков на сознание, хуже — оно ему вредит! Именно потому, что казаки безотказно несли бремя службы, сбросив его, они самозабвенно предавались безделью.

Связь между миром действий и духовным миром — не прямая. Мы можем сталкиваться с разительным противоречием одного с другим. Внешние силы не в состоянии подчинить себе ни в чем не связанную душу. Если наше тело подчиняется внешним влияниям, то душа, напротив, восстает против них. Сила этого противостояния прямо пропорциональна силе внешнего нажима. Когда внешние влияния сходят на нет, человека полностью подчиняют себе внутренние силы противостояния.

Все сказанное обобщает максима: «Чем ярче внешнее проявление, тем больше в нем сокрытого». Именно это сокрытое и есть причина всех бед, о которых говорилось выше. Таким образом, напрашивается печальный вывод: усилия воспитателей зачастую приводят к обратным результатам. Может оказаться, что именно интенсивность затраченных усилий приносит вред, а не пользу.

Как уже говорилось, очень уж часто родители недоуменно разводят руками: «Мы ведь старались! Мы столько сил потратили как раз на это, и именно в этом потерпели поражение! Как же так?»

Один из отступников, когда ему задали такой вопрос, удивился: — Что же тут непонятного? Именно потому, что меня заставляли, теперь, когда я самостоятелен, я хочу чувствовать себя свободным!

Я не хочу делать ничего, что напоминало бы мне ужасное время, когда меня понукали!

Ему возразили: — Но ведь ты ежедневно накладываешь тфилин, хотя это тоже тебя заставляли делать?

— Неправда, — ответил парень, — тфилин я начал накладывать сам, и делал это с удовольствием! Помню, мне нравился даже запах новых тфилин! Я испытывал гордость и радость, когда накладывал их! Никогда не было такого, чтобы меня приходилось заставлять накладывать тфилин!

— И нет ничего, к чему тебя приучали насильно, что ты бы продолжал делать сейчас?

После некоторого раздумья парень признал, что кое-что из того, что его заставляли делать, он все же делает по сей день. Оказалось, то, что он продолжает делать, можно классифицировать так: в первую очередь, это вещи, отказаться от выполнения которых у него «не хватает духу» и важность которых он так или иначе осознал сам. А во-вторых, это «общие» правила поведения, не связанные прямо с выполнением заповедей Торы.

Мы повторяем все это лишь для того, чтобы подчеркнуть: привлечение воспитуемого к той или иной деятельности не является воспитательной работой до тех пор, пока мы не постарались вызвать у него положительные эмоции, связанные с этой деятельностью, не сделали ничего для того, чтобы он сам тянулся к ней. Если педагог следит лишь за механическим выполнением учеником того или иного действия, не обращая внимания на то, нравится ученику это или нет, то может оказаться, что выполнение этого действия воспитуемым есть лишь результат необходимости подчиняться. Если воспитуемый поступает так, а не иначе лишь в силу необходимости, велика вероятность, что, став самостоятельным, он решительно изменит свое поведение, отойдет от источника живой воды и станет пить из грязной лужи.

Итак, напрашиваются следующие выводы:

1. Подлинное воспитание немыслимо без укоренения в сознании.

2. Попытки породить укоренение в сознании должны быть связаны с созданием положительной условной связи.


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин