Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

Что можно посоветовать тем, кто попал в такую ситуацию? Во-первых, и самое главное, отрицательное окружение — это причина для того, чтобы срочно поменять место жительства. Нет никого дороже собственных детей, поэтому нужно сделать все, чтобы спасти их душу. Но, если по какой-то причине это все-таки переезд не удается совершить быстро, можно предложить совет, который дает наша святая Тора.

Старые гурские хасиды рассказывают, что в свое время Адмор Бейс Исруель из Гур, благословенна память о праведнике, ввел правило, которого должны были придерживаться все, кто хотел молиться с ним в одной синагоге. Утренняя молитва начиналась в семь часов. Те, кто хотел молиться вместе с Ребе, должен был прийти не позже пяти, максимум в полшестого утра. После этого входные двери запирались, и никого уже не впускали. Тот, кто приходил еще раньше, к четырем утра, получал привилегию подняться в квартиру самого Ребе, которая была при бейт-мидраше, и попить там чай. (Кстати, по свидетельствам, у самого Бейс Исруеля свет в доме обычно зажигался в два часа ночи). Неоднократно к Ребе обращались с просьбами сделать молитву попозже, ведь к молитве необходимо готовиться: поучить Тору, настроить на нее свои мысли и чувства, а многие не могут вставать так рано. Но Ребе был непреклонен: нужно вставать любой ценой, говорил он, даже просто «оф цешпилен мед кецалах», т.е. для того, чтобы «играть с кошками», но главное — вставать. Как-то раз он объяснил, что ему важно не столько само раннее вставание, сколько то, что в результате люди будут рано ложиться спать. Объяснение этому мы находим в Торе, в недельной главе «Корах». В ответ на претензии бунтовщиков, Моше предлагает всем претендентам на должность первосвященника пройти испытание: принести совки с воскурением к Мишкану завтра утром. Тот, чье воскурение будет принято, станет первосвященником, а все остальные погибнут. Почему это испытание Моше предлагает провести именно завтра, а не прямо сегодня? Возможно, что причина здесь практическая, поскольку к моменту начала бунта постоянное вечернее воскурение было уже принесено. Но Раши дает нам другое объяснение. Ночь — это время опьянения, пишет он, возможно, к утру они успокоятся и сделают тшуву. Святая книга «Зоар» говорит, что с наступлением темноты в мир приходят различные «суды» и, как следствие, это время власти сил зла. Только в полночь «пробуждается» Б-жественное милосердие, понемногу оно усиливается и начинает прогонять суды. Б-жественное присутствие раскрывается все сильнее, и в мире становится все светлее и светлее. Временем наивысшего Милосердия является час восхода солнца. Именно с этим связанно особое значение молитвы «вати-кин» — молитвы построенной таким образом, чтобы Амида начиналась в тот момент, когда край солнца начинает подниматься над линией горизонта.

Все это явления духовные, нашими органами чувств они не воспринимаются. Тем не менее, последствия этих процессов мы вполне можем видеть собственными глазами. Раннее утро — это время, когда мир чист, спокоен и светел. Человек, встающий после сна в это время, ощущает ясность мысли и душевное спокойствие, позволяющие принимать мудрые, взвешенные решения. Поздняя ночь, в противоположность этому — время нервное, когда в воздухе кипят страсти и до ясности мысли далеко. Обратите внимание: большинство преступлений совершается поздно ночью, ранним утром ничего подобного обычно не бывает.

Совет Моше мог бы действительно помочь, но, к сожалению, Корах и его сторонники им не воспользовались. Вместо сна они всю ночь ходили от шатра кшатру, возбуждая себя и других лживыми речами. Так после буйной ночи они и явились к Мишкану. Это послужило причиной их гибели.

Бейс Исруэль стал Ребе в тяжелое время — в 1948 году, сразу после Катастрофы. В Земле Израиля царила нищета, многие бросали ешивы и Дома Учения в поисках пропитания, были и те, которые вообще оставляли Тору и заповеди, увлекшись идеалом строительства национального государства. Лидер своего поколения, Бейс Исруэль был одним из тех, кто восстановил разрушенное еврейство, построив все с нуля. Этими и другими мерами он стремился воспитать новое поколение евреев, преданных Торе, людей активных, энергичных и сильных духом. А это, как известно, секрет успеха, как в духовном, так и в материальном. Евреи, привыкшие рано ложиться и рано вставать, своим образом жизни автоматически защищены от дурных влияний улицы. Этот же совет применим, как мне кажется, и сегодня. Все те, кто находится в дурном окружении, рядом с улицей, которая грозит испортить их детей, должны срочно поменять свое место жительства, не дожидаясь первых признаков беды. Но если это не удается сделать достаточно быстро, необходимо изменить режим дня. Под любым предлогом начать вставать значительно раньше, чтобы это вынуждало детей рано идти спать.

Разумеется, этот совет применим только как средство профилактическое, когда возникают конкретные педагогические проблемы, их нужно решать другими средствами.

С пожеланием благословения и радости от детей


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше

Йорцайт

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Скончался великий мудрец Торы раввин Овадья Йосеф

Толдот Йешурун

Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.

Изкор

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Несколько раз в году в синагогах читают молитву «Азкарат нешамот» (поминовение душ умерших). Те, у которого живы родители, во время произнесения этой молитвы выходят из зала. Кроме покойных родственников, кантор часто упоминает и шесть миллионов евреев, погибших в годы Катастрофы.

Кицур Шульхан Арух 169. Запрет наносить татуировку и царапать тело в знак скорби по мертвому

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух