Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Книга написанная равом Элияу из Вильно - Виленским Гаоном

1. Человек должен очень тщательно следить, чтобы его дети шли путями Всевышнего, потому что если дети испортятся, отец и мать будут очень строго наказаны. И если у отца-праведника есть сын-злодей, берут его из Ган Эдена (рая) в Геймом (ад), чтобы он посмотрел на страдания сына. Но если отец наказывает сына и наставляет его, то сын искупает отца из Геинома и приводит его в Ган Эден.

2. Тот, кто воздерживается от наказания (в том числе и физического) сына и выгораживает его в ситуации, когда сын заслуживает наказания, [на самом деле] ненавидит своего сына, поскольку, в конце концов, тот испортится. Но тот, кто любит своего сына, не только должен наказывать его, если тот заслужил наказание, но и внимательно вглядываться [в поведение сына], чтобы тот не проявлял даже малой склонности [к греху], и наказывать его за это. Поэтому сказали {Макот 86): «Даже если [сын] воспитан, и тогда мицва [наказывать его],» чтобы у него вообще не было дурных наклонностей. И тот, кто больше любит, больше и назидает1.

3. Дочерей тоже необходимо постоянно учить не произносить проклятий и клятв, не лгать, не раздувать склок, не злословить и не сплетничать и выполнять все заповеди. А если не послушаются — следует их физически наказывать, без излишней жалости. Также следует наставлять их в изучении книг мусара (еврейской этики) в шабат и в свободное время.

4. Когда человек наказывает сына, нельзя бить его подобно врагу, в гневе, мстя за прошлое, а только чтобы предупредить подобное в будущем, чтобы сын не извращал более свои пути.

Поэтому не следует наказывать много за один раз, но небольшими порциями, каждый по своему нраву и в соответствии с обстоятельствами. Если же [отец] видит, что сильно гневается на сына — в такой момент вообще нельзя наказывать.

5. И необходимо много наставлять детей мягкими словами, нравоучениями, ложащимися на сердце, и главное в воспитании привычка. Воспитание речи и хороших качеств особенно требуют выработки привычек, [так что можно сказать, что] привычка правит всем. Начинать всегда трудно, но потом (Мишлей 20:14): «Когда уйдет, тогда будет восхвален» (То есть, когда уйдет в другой мир, тогда будет восхвален, хотя сначала [в этом мире] он много трудился и страдал). Ибо нечестивец знает сам, что его стезя — плоха и горька, но ему трудно сойти с нее. И поэтому главное — воспитывать сызмала: ведь когда ореховая скорлупа еще зелена, ее легко удалить.

6. То, что человек пунктуален в своем учении, помогает исправлению качеств характера и [совершению] добрых дел. Тем более, если человек учится с детства, то ецер ара не властвует над ним впоследствии. Об этом сказали (Ктубот 50а): «Его товарищи бегут за ним, но не достигают его». И необходимо воспитывать сыновей с детства учиться во имя Неба, и не обращать внимание на тех, кто говорит, что юноше это не нужно. Наоборот, «воспитывай юношу согласно его пути, и даже когда состарится не свернет с него» {Мишлей 22:6), и это — основа всего.

7. Человеку должен всегда стараться указать товарищу на его нехорошие действия. Потому что если тот прислушается [к упреку] и исправится, то все заповеди, которые исполнит — из-за него, и [упрекнувший] получит за них награду, как будто сам исполнил их. Если же тот не прислушается, то он заберет от него [награду и за то] добро, [которое тот делал]. Об этом сказано: «Удостоился забирает свою долю и долю товарища в Ган Эдене, а нечестивец получает его долю в Геиноме» (Хагига 15а).

8. Есть два вида упрекающих: один — это те, кто говорят сурово и строго, и срамят слушателей, и поэтому их слова не принимаются. Но мудрец говорит добрыми, утешающими словами, и приближает людей к Торе, как сказано об Аароне (Санхедрин 66), но, несмотря на все это, нечестивцы повинуются только на время. Есть также такие, кто упрекают строгими словами, но не говорят, как исправить испорченное. Мудрец же указывает, как исправить и излечить болезнь души, и об этом написано: «Иной говорит, как рубит мечом, а язык мудрых — исцеление» (Мишлей 12:18).

1 Мудрецы неоднократно подчеркивали, что воспитание детей требует учета огромного числа разнородных факторов. Поэтому следует воздерживаться от автоматического заимствования конкретных педагогических рекомендаций, даже если они даны великими людьми прошлых поколений — прим. ред.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Служба в Храме

О сути основного служения в Храме —жертвоприношений
Служение в Храме заключалось, в первую очередь, в жертвоприношениях — аводат а-корбанот. Ежедневно, утром и перед заходом солнца, приносились постоянные жертвы. Читать дальше

Символика постоянной жертвы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат».

Тецаве вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе