Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
О Б-гобоязненности, любви к Всевышнему и исполнении заповедей
  1. Хотя Всевышний очень любит и ценит Тору и заповеди сами по себе, как сказано (Санхедрин 1056): "Пусть человек всегда занимается Торой даже не во имя ее самой" [то есть, во имя достижения какой-то посторонней цели], тем не менее, совершенное служение - это служение с трепетом и любовью, как сказано (Песахим 506): "Написано: "до неба Твоя доброта" и написано: "выше неба Твоя доброта". Здесь [в первом случае] речь идет об исполняющих не во имя [самой заповеди], а здесь [во втором случае] об исполняющих во имя [заповеди]", [то есть, служение второго типа привлекает хесед Всевышнего более высокого уровня, что указывает на его превосходство]. И сказали мудрецы (Шабат 63а): "долгота дней - в ее правой руке" - для проявляющих в Торе большое усердие (Раши) [награда выше, чем для тех, кто не выказывает максимального старания]", и как написано (Мишлей 6:23): "ибо заповедь - свеча, и Тора - свет, а назидательные обличения - путь жизни" [имеется в виду, что в стихе перечисление ведется по возрастающей ценности, и значит соблюдение Торы и заповедей после назидательных обличений, которые возбуждают трепет и любовь, обладает наивысшим совершенством].
    А пути служения и этические наставления (мусар) для каждого человека были открыты только Моше из уст Всевышнего, так как это зависит от сердца, а "Б-г смотрит в сердце". Тоже самое относится к народу Израиля в целом - "по слову Ашема двигались". Когда были пророки в Израиле, пророк говорил каждому человеку, по какому пути ему надо идти в соответствии с корнем его души и природой его тела. Когда же пророчество прекратилось, [мудрецы] сообщали это с помощью духа святости. Но сейчас нет у нас другого пути, кроме исполнения Торы и заповедей с максимальным совершенством, и тем самым, будут исправлены также и мысли.
  2. О тех, кто исполняют много заповедей, но не "укоренены на разливах вод Торы и Б-гобоязненности", сказано: "Зачем Мне множество ваших жертвоприношений?!" (Йешая 1:11).
  3. Тору и заповеди человек может достичь сам. Но внутренний трепет и любовь [к Всевышнему] - не в руках человека, они -дар Б-га. И когда человек делает то, что от него зависит, тогда Ашем "не лишит добра ходящих безыскусно".
  4. Всякое желание любви и приобщения [к Всевышнему] человек получает свыше. И хотя все зависит от человека, необходимо, тем не менее, получить свыше, потому что только подготовка [к этому] зависит от человека, а близость [к Б-гу] приходит свыше в соответствии со степенью служения. И это подразумевается в стихе "Освящайтесь и будьте святы" (Всшкра 11:44): человек должен всегда направлять свои мысли ввысь, к святости, и тем самым, он привлекает силу свыше и ему воздают оттуда святость.
  5. Страх перед наказанием [Всевышнего] приводит к мудрости, а мудрость приводит к страху перед Его вознесенностью (Йират аромемут).
  6. Так же как в дереве основное это плод, так и [для человека] главное не толкование, а действие. Человек может называться праведником только вследствие выполнения заповедей, и на нем стоит мир.
  7. Человек, обладающий хорошими качествами характера, но не исполняющий заповеди, подобен свинье с золотым кольцом в носу, которая марает его в отбросах. Потому что если деяния человека недостойны, он обращает даже хорошие качества характера и [выученную им] Тору во зло.
  8. В каждом деле необходимы три составляющие. Например, для того чтобы вырастить растение, необходимо сеять, молиться о дожде и выпалывать сорняки. Также и добрые дела требуют на практике расторопности, искоренения негодных мыслей и молитвы Б-гу, как сказал об этом царь Давид во многих местах. Также [соотносятся] раскаяние, молитва и благотворительность (благотворительность соответствует сеянию, как написано /Ошеа 10:12/: "сейте себе для благотворительности", а раскаяние соответствует прополке).
  9. Невыполнение предписывающей заповеди тяжелее [в определенном смысле], чем нарушение запрещающей заповеди, как сказали мудрецы: "Если человек сидит и отказывается от выполнения предписывающей заповеди, то преступает ее каждое мгновение. Запрещающую же заповедь человек нарушает только во время самого действия".

Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

39 запрещенных работ в Субботу

Что является сокровенной сутью и основной идеей Субботы? Почему те или иные действия запрещено делать в Субботу и какие именно?
Читать дальше

Краткие законы соблюдения субботы 6. Введение в 39 видов работ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.

Краткие законы соблюдения субботы 9. Швут. Работа сделанная в шаббат

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Результаты работы, совершенной в шаббат, запрещены и после окончания субботы. Человек, который нарушил шаббат, должен искупить грех раскаянием.

Краткие законы соблюдения субботы 15. Отбор (борэр)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Когда мы отделяем несъе­добное от еды или отделяем еду от несъедобной части, мы делаем продукт годным. Тора запрещает заниматься отбором в шаббат.

Краткие законы соблюдения субботы 26. Завязывание и развязывание узла (кошер уматир)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Разрешено делать бант поверх узла, если его намереваются развязать в тот же день, то есть в течение 24 часов. Но бант, который обычно завязывают на длительный срок, запрещено делать в шабат.

Общие принципы законов субботы.

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.

Краткие законы соблюдения субботы 17. Выпечка и варка (офэ)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Ограничения, связанные с подогреванием различных видов пищи. Термин «есть варка после варки» и его применение.

Краткие законы соблюдения субботы 14. Молотьба (даш)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Запрещено выжимать сок и даже употреблять сок, который выделился из плодов сам по себе. Исключения из этого правила.

Краткие законы соблюдения субботы 10. Сеяние (зорэа)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Определение так называемой мелахи. Запрет сеять и поливать растения.

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?

Краткие законы соблюдения субботы 7. Непреднамеренное действие. Псик рейша. Мелаха шеэйна цриха легуфа.

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Запрещено делать бороздку, но можно передвигать скамейку, нельзя рыть яму ради ямы, но можно ради земли. Подробности субботних законов.

Краткие законы соблюдения субботы 21. Умывание в Шаббат

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Несмотря на то, что разрешается мыться в шабат холодной водой, тем не менее принято не мыть ею все тело, за исключением случаев выполнения заповеди (окунания в микву). Смысл обычая в опасении, что случайно выжмут волосы.

Краткие законы соблюдения субботы 19. Замешивание (лаш)

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Разрешено смешивать с жидкостями большие куски. Поэтому можно добавлять в салаты растительное масло и уксус.