Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: “Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его” (Йешаягу 57, 19)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
О Б-гобоязненности, любви к Всевышнему и исполнении заповедей
  1. Хотя Всевышний очень любит и ценит Тору и заповеди сами по себе, как сказано (Санхедрин 1056): "Пусть человек всегда занимается Торой даже не во имя ее самой" [то есть, во имя достижения какой-то посторонней цели], тем не менее, совершенное служение - это служение с трепетом и любовью, как сказано (Песахим 506): "Написано: "до неба Твоя доброта" и написано: "выше неба Твоя доброта". Здесь [в первом случае] речь идет об исполняющих не во имя [самой заповеди], а здесь [во втором случае] об исполняющих во имя [заповеди]", [то есть, служение второго типа привлекает хесед Всевышнего более высокого уровня, что указывает на его превосходство]. И сказали мудрецы (Шабат 63а): "долгота дней - в ее правой руке" - для проявляющих в Торе большое усердие (Раши) [награда выше, чем для тех, кто не выказывает максимального старания]", и как написано (Мишлей 6:23): "ибо заповедь - свеча, и Тора - свет, а назидательные обличения - путь жизни" [имеется в виду, что в стихе перечисление ведется по возрастающей ценности, и значит соблюдение Торы и заповедей после назидательных обличений, которые возбуждают трепет и любовь, обладает наивысшим совершенством].
    А пути служения и этические наставления (мусар) для каждого человека были открыты только Моше из уст Всевышнего, так как это зависит от сердца, а "Б-г смотрит в сердце". Тоже самое относится к народу Израиля в целом - "по слову Ашема двигались". Когда были пророки в Израиле, пророк говорил каждому человеку, по какому пути ему надо идти в соответствии с корнем его души и природой его тела. Когда же пророчество прекратилось, [мудрецы] сообщали это с помощью духа святости. Но сейчас нет у нас другого пути, кроме исполнения Торы и заповедей с максимальным совершенством, и тем самым, будут исправлены также и мысли.
  2. О тех, кто исполняют много заповедей, но не "укоренены на разливах вод Торы и Б-гобоязненности", сказано: "Зачем Мне множество ваших жертвоприношений?!" (Йешая 1:11).
  3. Тору и заповеди человек может достичь сам. Но внутренний трепет и любовь [к Всевышнему] - не в руках человека, они -дар Б-га. И когда человек делает то, что от него зависит, тогда Ашем "не лишит добра ходящих безыскусно".
  4. Всякое желание любви и приобщения [к Всевышнему] человек получает свыше. И хотя все зависит от человека, необходимо, тем не менее, получить свыше, потому что только подготовка [к этому] зависит от человека, а близость [к Б-гу] приходит свыше в соответствии со степенью служения. И это подразумевается в стихе "Освящайтесь и будьте святы" (Всшкра 11:44): человек должен всегда направлять свои мысли ввысь, к святости, и тем самым, он привлекает силу свыше и ему воздают оттуда святость.
  5. Страх перед наказанием [Всевышнего] приводит к мудрости, а мудрость приводит к страху перед Его вознесенностью (Йират аромемут).
  6. Так же как в дереве основное это плод, так и [для человека] главное не толкование, а действие. Человек может называться праведником только вследствие выполнения заповедей, и на нем стоит мир.
  7. Человек, обладающий хорошими качествами характера, но не исполняющий заповеди, подобен свинье с золотым кольцом в носу, которая марает его в отбросах. Потому что если деяния человека недостойны, он обращает даже хорошие качества характера и [выученную им] Тору во зло.
  8. В каждом деле необходимы три составляющие. Например, для того чтобы вырастить растение, необходимо сеять, молиться о дожде и выпалывать сорняки. Также и добрые дела требуют на практике расторопности, искоренения негодных мыслей и молитвы Б-гу, как сказал об этом царь Давид во многих местах. Также [соотносятся] раскаяние, молитва и благотворительность (благотворительность соответствует сеянию, как написано /Ошеа 10:12/: "сейте себе для благотворительности", а раскаяние соответствует прополке).
  9. Невыполнение предписывающей заповеди тяжелее [в определенном смысле], чем нарушение запрещающей заповеди, как сказали мудрецы: "Если человек сидит и отказывается от выполнения предписывающей заповеди, то преступает ее каждое мгновение. Запрещающую же заповедь человек нарушает только во время самого действия".

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше

Пути праведников. Раскаяние

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.

Раскаяние, Шаббат Шува, Капарот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.