Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Эти качества подобны облачению для заповедей, и они являются основанием Торы, и все грехи имеют своим корнем качества характера»Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 1
Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.

Глава 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств, которое является корнем всего служения Всевышнему

1. Все служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Они [эти качества] подобны облачению для заповедей и для основ Торы. И все грехи имеют своим корнем качества характера. А качества характера имеют корнем четыре основных элемента [огонь, воду, землю и воздух. Имеются в виду духовные прообразы всех явлений нижнего мира ].

2. Основа жизненности человека — постоянно укрепляться в преодолении [своих дурных] качеств. И если он этого не делает, то зачем живет?!

3. Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать. И приучать себя перегибать каждое плохое качество к его крайней противоположности. Например, от гнева — к состраданию, а от гордости — к максимальному самоуничижению. (Но не следует перескакивать за один раз к крайней противоположности, а нужно понемногу двигаться от одного уровня к другому). После этого следует установить себя в среднее [умеренное] положение, как предписано Торой, и удерживаться на нем, пока оно не станет для человека естественным. Ибо если он сразу же направится по средней дороге, то [впоследствии] вернется, не дай Б-г, к прежним привычкам. Ведь на этом пути влечение ко злу уже пересилило его.

4. Каждый человек должен строить себе ограду от грехов в соответствии со своим характером, даже если его путь не кажется верным другим людям, не знакомым с его характером (Мишлей 14:2). Однако в вопросах, противоречащих Торе, человек не должен полагаться на свой разум, например, поститься в шабат (Мишлей 1:2, а также 16:4,10; 1:3).

5. Качества характера соответствуют природе тела и животной души (нефеш) (и меняются в зависимости от их деяний в первом перевоплощении). А дела [человека] соответствуют духу (руах). И как всадник может, приложив усилия, заставить идти прямо даже строптивого коня, так и для того, чья животная душа обладает по своей природе плохими качествами, определяющим является дух (Тикуней Зоар 109, 157; см. Мишлей 11:22).

6. Со стороны тела и животной души человек хуже всего живого. Но со стороны духа и высшей души (нешама) он — величайшее из творений.

7. Даже тот, чья натура дурна, не должен во всем идти против своей природы, ибо это у него не выйдет. Но следует приучать себя идти прямым путем в соответствии со своей природой. Например, тот, кто родился под знаком Марса, непременно прольет кровь. Но он может стать шохетом (резником) — путь среднего человека (бейнони), или моэлем (специалистом по обрезанию) — путь праведника, и не стать грабителем. И об этом написано: «Воспитывай юношу в соответствии с его путем, и даже когда состарится — не свернет с него» (Мишлей 22:6).

8. Бывает, что душа человека по своей природе обладает хорошими качествами, но, несмотря на это, он — нечестивец. Такому человеку дают всю его награду в этом мире, чтобы у него не было доли в Грядущем мире. Потому что ему было очень легко делать добро, но он не хотел, и о нем сказано: «Горе их душе, ибо воздали им зло» (Йешая 3:9). А если душа человека дурна, но он постоянно воюет с побуждением ко злу, тогда «по страданию и награда». И даже если он иногда оступается и грешит, не дай Б-г, Всевышний судит его со снисхождением (лифним мишурат адин), как сказано «Обещание, данное женщинам, значительнее данного мужчинам…» (Брахот 17а), потому что они связаны с левой стороной, которая ближе к греху. [Левая сторона — совокупность аспектов Творения, относящаяся к Атрибуту Суда]. И [об этом же] сказано (Хагига 12б): «Притча о царе, который приказал своим рабам: “Завтра поутру явитесь ко мне”. Когда назавтра он поднялся с постели, его уже ждали и мужчины и женщины. Кого он хвалил больше? Того, кто не привык рано вставать».

9. Все добро и зло в этом мире [человек получает], по большей части, согласно качествам своего характера (Тикуней Зоар 109).

10. Есть в человеке такие недостойные вещи, от которых он избавляется, исполняя заповеди, есть такие, от которых может избавиться только Торой, а есть и такие, от которых он может избавиться, только если следит за тем, чтобы исправить свои качества с помощью этических наставлений, чтобы отделить пути добра от путей зла (Мишлей 22:5).

11. Тора для души — что дождь для земли, взращивающий посеянное в ней, будь то живительные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него доброе сердце, она увеличит его Б-гобоязненность. Если же в его сердце «корень, начиненный ядом и горечью», возрастет в нем недоброжелательность. Как написано: «Прямы пути Б-га, праведники пойдут по ним, а злодеи оступятся на них» (Ошеа 14:10). И как сказано (Шабат 88б): «Для забирающих в ней вправо — эликсир жизни, а для забирающих влево — смертный яд». [Т.е. для тех, кто трудится над Торой изо всех своих сил, она — эликсир жизни; для тех же, кто относится к ней как к чему-то второстепенному — смертный яд /Раши/].

Поэтому необходимо каждый день перед началом учения и после него освобождать свое сердце от плесени [неправильных] мнений и черт характера с помощью боязни греха и добрых дел, и это [занятие] называется «отхожим местом». И на это намекнули Мудрецы, сказав: (Брахот 8б) «Отхожее место — предпочтительнее всего», а также (там же, 55а): «Тому, кто проводит много времени в отхожем месте, удлиняют дни и годы» и (там же, 62а): «Встань (утром) и выйди, дождись вечера и выйди». Имеется в виду — в юности и в старости не отдаляйся от Творца на большое расстояние, а то не помогут никакие усилия. И необходимо тщательно проверять, какое дурное качество усиливается в нем и после этого очиститься [от него]. Не так, как вожделеющие плотских наслаждений, которые постятся, и [от этого] их страсть многократно возрастает. И для этого нужна большая хитрость в Б-гобоязненности — против хитрого змея. Тому же, кто ленится копаться во всех своих плохих чертах, не помогут никакие ограды и межи, которые он устраивает, так как «всякое поражение, которое не вылечено внутри… [снова проявится снаружи]". И даже ограда Торы, которая защищает и спасает [от греха], разрушается его ленью (Мишлей 24:31, 19:15, 25:4).

12. Качества характера — в [животной] душе, сопряженной с телом, и они — облачения для разумной души. И как человек пользуется почетом и завоевывает расположение окружающих благодаря своей одежде, так и Тора только тогда дает изучающим ее милость в глазах людей и удостаивает их почета, когда они отличаются хорошими чертами характера, и об этом сказано (Шабат 113а): “Раби Йоханан называет одежду почетом” (Мишлей 11:16; 13:15).

13. Несмотря на то, что сказали Мудрецы (Бава батра 164б): “Не следует человеку расхваливать товарища, так как от похвалы он придет к хуле”, того, кто известен своими хорошими качествами, наоборот, подобает прославлять, поскольку в этом случае невозможно “от похвалы перейти к хуле” — ведь все прославляют его. И даже если кто-нибудь скажет о таком человеке худое, ему не поверят.

14. Мудрец Торы должен предъявлять к себе повышенные требования (лифним мишурат адин) в большей степени, чем другие люди. Например, многие люди прощают наемному работнику нанесенный им ущерб. Но мудрец Торы, кроме прощения ущерба, должен еще и заплатить ему за работу, выполняя которую, он причинил ущерб (как поступил Раба бар Бар Хана — Бава меция 83а).


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.