Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Одинадцатая глава из книги Виленского Гаона "Совершенная мера"
  1. Четыре аспекта освобождения проявятся в четыре поры, когда судится мир (Рош ашана 16а). А именно - в Песах евреи освободятся от порабощения, в Рош ашана (Новый год) окончится суд над врагами Ашема, в Ацерет (Шавуот) произойдет собирание изгнанников под руководством нашего учителя Моше, а в Суккот - постройка Храма.
  2. Сначала будут освобождены Десять колен, затем - колено Йеуды, а потом оживет поколение Пустыни.
  3. Это освобождение произойдет только с помощь изучения Торы, и зависит, в основном, от изучения кабалы.
  4. В заслугу того, что [евреи] отдаляются от изучающих теологию, нееврейскую ученость и естествознание, они удостоятся в будущем света Всевышнего.
  5. Избавление называется "утром", как написано (Йешая 21:12): "Пришло утро, и также ночь", и также называется рождением, как написано (Йешая 66:8): "Ибо тужилась и родила Ци-он...". И подобно тому, как перед рассветом темнее всего, и подобно тому, как с приближением момента родов роженица страдает больше всего, так и перед освобождением изгнание будет наиболее тяжелым.
  6. Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, как написано (Ирмия 2:3): "Свят Израиль Б-гу -первые [злаковые] плоды Его", существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев рав. И соответственно Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два машиаха - Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. "И будут как полова перед ветром" (Теилим 1:4), "А дом Эсава [будет] соломой" (Овадия 1:18). Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединенным с пшеничными зернами. Они (эрев рав) - отходы, соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прилеплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они - богаты и горды, и о них сказали [Мудрецы] (Санхедрин 98): "Сын Давида не придет, пока не исчезнут грубые в Израиле". И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть ее, так же и отделить эрев рав от Израиля могут только тяготы изгнания.
  7. Поскольку поколения мельчают [в духовном аспекте], а эрев рав усиливается, мудрецы Торы в каждом поколении были вынуждены издавать новые постановления и ограды для законов, чтобы закрыть проломы, которые проделали эрев рав.
  8. Пять видов эрев рав есть в Израиле:
    а) склочники и злоязычники;
    б) те, кто следуют за своими страстями;
    в) лицемеры;
    г) гонящиеся за почетом, чтобы заработать себе репутацию;
    д) гонящиеся за деньгами.
    Хуже всех склочники, которые называются амалеким, и сын Давида (Машиах) не придет, пока они не будут стерты с лица земли. Всякий спор не во имя Неба - от эрев рав, которые рвутся учить других и захватить власть, как написано [о строителях Вавилонской башни]: "И сделаем себе имя".
  9. В каждом поколении господствует иной атрибут (из атрибутов Б-га, которыми Он управляет миром), отчего изменяются свойства [сотворенного]. И все деяния поколения, поведение людей и их пропитание, а также управление [Творением со стороны] Всевышнего соответствуют данному атрибуту и зависят от выбора между добром и злом, [который совершают люди]. И все содержится в Торе (и об этом сказано, что Всевышний показал Адаму и Аврааму каждое поколение, т.е. они поняли все из Торы). И в каждом поколении есть моменты, когда может придти избавление, согласно раскаянию и заслугам, особенным для данного поколения. Но последнее время избавления зависит не от раскаяния, а от милости Всевышнего, как написано (Йешая 48:11): "Ради Себя, ради Себя сделаю", а также от заслуг праотцев, как мы говорим [в молитве Шмонэ эсрэ]: "И помнит милости праотцев и приводит избавителя сынам их сынов ради Своего Имени". И это время избавления было открыто только праотцам, о чем сказали (Санхедрин 99а): "Моему сердцу Я открыл", то есть праотцам и Моше, которые называются "Мое сердце".
  10. Все, что происходит в месяц тишрей, - намек на то, что случится в будущем. Сначала - день Суда в Рош ашана, затем -прощение грехов в Йом кипур, а потом - [радость] Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора. Так же и в будущем - сначала День Великого Суда, а затем - "И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь (Йехезкелъ 36:25), "Ибо прощу тем, кого оставлю" (Ирмия 50:20). А потом, в Суккот - семь балдахинов, как известно, и как написано (Йешая 4:6): "И сукка будет для тени днем...". А после этого - Шмини ацерет, когда сгинут отрицающие Истинного Б-га и Израиль будет радоваться один - "праздничное собрание будет вам", и будут есть три субботние трапезы - трапезу "животных с гор Алеф", трапезу Ливьятана и "вино, хранимое с Шести дней творения".
  11. "Трапеза Ливьятана" - это знание, которое умножится на земле, и это - наибольшая радость, выше которой нет. И Моше тоже называется Ливьятаном (Сифра дэцниюта 18:3), и об этом сказано (Теплим 104:26): "Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им". И в том "забава Всевышнего с праведниками", что Он открывает им новое в Торе, как написано (Шмот 24:11): "И видели Б-га, и ели, и пили". Видение значит постижение, и это -"Свет, спрятанный для праведников". И внутренний аспект Торы будет тогда открыт, как сейчас простой смысл Торы, и поэтому будет свобода от всех обвинителей [сил зла], как написано (Йешая 11:9): "Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Б-га...". А "вино, хранимое с Шести дней творения" - это тайны Торы, которые будут открыты через Моше. И об этом времени сказано (Теилим 104:31): "Да будет слава Ашема навеки, возрадуется Ашем в Своих деяниях".

Да будет Воля Всевышнего, чтобы это время наступило вскорости, в наши дни, амен!


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.