Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Одинадцатая глава из книги Виленского Гаона "Совершенная мера"
  1. Четыре аспекта освобождения проявятся в четыре поры, когда судится мир (Рош ашана 16а). А именно - в Песах евреи освободятся от порабощения, в Рош ашана (Новый год) окончится суд над врагами Ашема, в Ацерет (Шавуот) произойдет собирание изгнанников под руководством нашего учителя Моше, а в Суккот - постройка Храма.
  2. Сначала будут освобождены Десять колен, затем - колено Йеуды, а потом оживет поколение Пустыни.
  3. Это освобождение произойдет только с помощь изучения Торы, и зависит, в основном, от изучения кабалы.
  4. В заслугу того, что [евреи] отдаляются от изучающих теологию, нееврейскую ученость и естествознание, они удостоятся в будущем света Всевышнего.
  5. Избавление называется "утром", как написано (Йешая 21:12): "Пришло утро, и также ночь", и также называется рождением, как написано (Йешая 66:8): "Ибо тужилась и родила Ци-он...". И подобно тому, как перед рассветом темнее всего, и подобно тому, как с приближением момента родов роженица страдает больше всего, так и перед освобождением изгнание будет наиболее тяжелым.
  6. Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, как написано (Ирмия 2:3): "Свят Израиль Б-гу -первые [злаковые] плоды Его", существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев рав. И соответственно Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два машиаха - Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. "И будут как полова перед ветром" (Теплим 1:4), "А дом Эсава [будет] соломой" (Овадия 1:18). Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединенным с пшеничными зернами. Они (эрев рав) - отходы, соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прилеплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они - богаты и горды, и о них сказали [Мудрецы] (Санхедрин 98): "Сын Давида не придет, пока не исчезнут грубые в Израиле". И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть ее, так же и отделить эрев рае от Израиля могут только тяготы изгнания.
  7. Поскольку поколения мельчают [в духовном аспекте], а эрев рав усиливается, мудрецы Торы в каждом поколении были вынуждены издавать новые постановления и ограды для законов, чтобы закрыть проломы, которые проделали эрев рав.
  8. Пять видов эрев рав есть в Израиле:
    а)склочники и злоязычники;
    б) те, кто следуют за своими страстями;
    в)лицемеры;
    г) гонящиеся за почетом, чтобы заработать себе репутацию;
    д) гонящиеся за деньгами.
    Хуже всех склочники, которые называются амалеким, и сын Давида (Машиах) не придет, пока они не будут стерты с лица земли. Всякий спор не во имя Неба - от эрев рав, которые рвутся учить других и захватить власть, как написано [о строителях Вавилонской башни]: "И сделаем себе имя".
  9. В каждом поколении господствует иной атрибут (из атрибутов Б-га, которыми Он управляет миром), отчего изменяются свойства [сотворенного]. И все деяния поколения, поведение людей и их пропитание, а также управление [Творением со стороны] Всевышнего соответствуют данному атрибуту и зависят от выбора между добром и злом, [который совершают люди]. И все содержится в Торе (и об этом сказано, что Всевышний показал Адаму и Аврааму каждое поколение, т.е. они поняли все из Торы). И в каждом поколении есть моменты, когда может придти избавление, согласно раскаянию и заслугам, особенным для данного поколения. Но последнее время избавления зависит не от раскаяния, а от милости Всевышнего, как написано (Йешая 48:11): "Ради Себя, ради Себя сделаю", а также от заслуг праотцев, как мы говорим [в молитве Шмонэ эсрэ]: "И помнит милости праотцев и приводит избавителя сынам их сынов ради Своего Имени". И это время избавления было открыто только праотцам, о чем сказали (Санхедрин 99а): "Моему сердцу Я открыл", то есть праотцам и Моше, которые называются "Мое сердце".
  10. Все, что происходит в месяц тишрей, - намек на то, что случится в будущем. Сначала - день Суда в Рош ашана, затем -прощение грехов в Йом кипур, а потом - [радость] Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора. Так же и в будущем - сначала День Великого Суда, а затем - "И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь (Йехезкелъ 36:25), "Ибо прощу тем, кого оставлю" (Ирмия 50:20). А потом, в Суккот - семь балдахинов, как известно, и как написано (Йешая 4:6): "И сукка будет для тени днем...". А после этого - Шмини ацерет, когда сгинут отрицающие Истинного Б-га и Израиль будет радоваться один - "праздничное собрание будет вам", и будут есть три субботние трапезы - трапезу "животных с гор Алеф", трапезу Ливьятана и "вино, хранимое с Шести дней творения".
  11. "Трапеза Ливьятана" - это знание, которое умножится на земле, и это - наибольшая радость, выше которой нет. И Моше тоже называется Ливьятаном (Сифра дэцниюта 18:3), и об этом сказано (Теплим 104:26): "Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им". И в том "забава Всевышнего с праведниками", что Он открывает им новое в Торе, как написано (Шмот 24:11): "И видели Б-га, и ели, и пили". Видение значит постижение, и это -"Свет, спрятанный для праведников". И внутренний аспект Торы будет тогда открыт, как сейчас простой смысл Торы, и поэтому будет свобода от всех обвинителей [сил зла], как написано (Йешая 11:9): "Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Б-га...". А "вино, хранимое с Шести дней творения" - это тайны Торы, которые будут открыты через Моше. И об этом времени сказано (Теилим 104:31): "Да будет слава Ашема навеки, возрадуется Ашем в Своих деяниях".
Да будет Воля Всевышнего, чтобы это время наступило вскорости, в наши дни, амен!
Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Бемидбар

Читать дальше