Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

  1. Если человек хранит свои уста, его душа оберегается от всякого греха. Но тот, кто много говорит, даже если у него хорошая душа, и он делает много заповедей и ограждает себя [от грехов], его язык ввергнет его в беду, и все стремление человека к исполнению заповедей упраздняется из-за этого.
    До самого дня смерти человек должен укрощать себя - не постами и отречением от жизненных удовольствий, а обузданием своего языка и своих страстей, и в этом [выражается] раскаяние. Такова суть награды Грядущего мира, как написано: "ибо заповедь - свеча, и Тора - свет, а назидательные обличения - путь жизни" (Мишлей 6:23). [То есть, "путь жизни" Грядущего мира завоевывается назидательными обличениями] более всех постов и изнурений в мире. И каждый раз, когда человек удерживается от речей, он удостаивается Скрытого света, которого не в состоянии представить ни один ангел и ни одно создание.
  2. Весь мир зависит от двух вещей: от делания и речи..., как написано: "И сказал Б-г: "Да будет свод"... и сделал Б-г свод..." (Берешит 1:6). Так во всем, и так в Торе [то есть, дарование Торы происходило посредством говорения и делания]. То же самое относится и к человеку: каждым изречением и каждым действием человека творится одно создание. И так во всем, как известно. Поэтому человеку дана Тора, чтобы исправить речь, и заповеди, [чтобы исправить] действия.
  3. Подобно тому, как дождь и все, что происходит в этом мире, зависит от паров, поднимающихся с земли, так все действия Шехины (Б-жественного Присутствия) и управление этим миром зависит от "пара, исходящего из уст человека" [т.е. от его речи], как к добру,так и наоборот.
  4. Мудрец старается сократить даже необходимую речь. И еще одна ступень, выше этой: тот, кто властвует даже над своим мышлением и не допускает пустых мыслей. Ведь все действия человека следуют за его мыслями.
  5. Мудрец не смеется в голос, потому что из-за основательности его мудрости даже все вихри насмешничества в мире не сдвинут его с места, подобно плодовому дереву, которое не колеблется ветром из-за тяжести плодов. Но глупец - любое дуновение насмешничества и скоморошества подвигнет его сердце, дабы наполнить уста громким хохотом (и адский огонь зажжется в его устах). Он подобно бесплодному дереву, поскольку из-за своей легкости он раскачивается любым дуновением ветра, и об этом сказано: "Ибо как треск терниев под (адским) котлом, так и смех глупца" (Йешая 7:1).
  6. По трем причинам человек не занимается Торой:
    а) из-за того погруженности в удовлетворение своих [материальных] страстей, полагая, что это и есть само благо, которое пребудет с ним навеки;
    б) из-за того, что влечется за пустыми разговорами и занятиями и ему очень сложно отстраниться от них. (Вот причина, по которой вожделение говорить пустое столь велико, несмотря на то, что в этом нет никакого удовольствия для тела. Когда человек совершает какое-то действие, ему дают дух свыше, и этот дух не успокоится, пока человек не совершит еще подобные действия. И от этого [повторения] он получает удовлетворение, будь то заповедь или грех. И об этом сказано: "Заповедь влечет за собой заповедь, а грех влечет грех" /Авот 4:2/. И в соответствии с величиной заповеди или греха увеличивается сила притяжения этого • духа. И поэтому при изучении Торы, самой большой заповеди, увеличивается сила притяжения духа святости. И наоборот, когда человек пустословит и насмешничает, что является противоположностью Торе и величайшим грехом, весьма увеличивается сила притяжения духа нечистоты. И удовольствие больше, чем при любом другом нарушении);
    в) потому что человек хочет постичь Тору без труда и без напряжения, а когда видит, что не получает от нее удовлетворения, оставляет ее.
    Первую причину следует врачевать размышлениями о дне смерти и т.п. Что же касается второй причины, в которой нет реального удовольствия тела, а только сила притяжения духа нечистоты, необходимо поразмыслить о том, что если он приобщится к Торе и достигнет с ее помощью духа святости, удовольствие, безусловно, будет больше, чем удовольствие от духа нечистоты, потому что это - истинное удовольствие. А для [устранения] третьей причины необходимо трудиться над Торой, и тогда человек почувствует ее сладость и этим достигнет любви к Торе).
  7. Если голодный поест, то пища ему помогает. Но если пройдет много времени, он ослабеет настолько, что пища не поможет ему. Так и в изучении Торы - "не говори: "когда освобожусь, буду учиться", может быть, ты не освободишься" (Авот 2:4). И так же если другие хотят учиться у тебя, учись с ними, чтобы твоя Тора не пропала, как сказали: "что твои товарищи утвердят ее (Тору) в твоих руках, и не полагайся на свой разум" (Авот 4:13), и как сказали: "а от своих учеников [я выучил] больше всех" (Таанит 7а). И тем более нужно учиться со своими домочадцами, который постоянно возле человека, и если он забудет что-то, они ему напомнят. Тот же, кто так не делает, останется ни с чем. И даже если человек не достоин обучать, но знает открытия в Торе (хидушей Тора) от отца или учителя, должен научить других, и не отговариваться тем, что еще не достоин.
  8. Учить самому - предшествует [по важности] исполнению заповедей, но заповеди предшествуют обучению других.
  9. Каждое слово [Горы], которое человек учит, равноценно всем заповедям, вместе взятым, и раз так, то когда человек выучит, например, одну страницу - исполнит несколько сот заповедей, каждая из которых равноценна всем остальным заповедям.
  10. Награда [за изучение] Торы - Древо Жизни [соединение с источником жизненности], а за заповеди - Ган Эден [наслаждение покинувшей тело души сиянием Шехины]. Их противоположность - меч ангела смерти и Геином.
  11. Тот, кто занимается Торой, и тот, кто [материально] поддерживает мудреца Торы, избегает "зазубренного ножа" ангела смерти, который получает власть только над телом.
  12. Шесть отделений есть в Геиноме, каждое из них состоит из десяти, а шестое включает в себя все остальные отделения и называется "смерть". В нем получает'наказание тот, кто мог учиться и не учился.
  13. Гора Синай и Хорев соответствуют Торе и служению, слову и действию. Ибо на горе Синай была дана Тора, а в Хореве был воздвигнут Мишкан (Скиния), искупавший грехи евреев. [В соответствии с комментарием Рамбана (Дварим 1:6), который говорит, что Хорев - это название местности неподалеку от горы Синай.
  14. Тора подобна хлебу, который является основой пищи и нужен всегда. А заповеди подобны десерту, ведь каждая заповедь [выполняется] только в свое время.
  15. Награда за Тору уподоблена росе, которая вся образует единое целое, а награда за заповеди уподоблена дождю, потому что каждая заповедь [рассматривается] отдельно, как капли дождя.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...