Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Десять Колен скрыты за «горами тьмы», а в Йерусалимском Талмуде упоминается, что они живут за рекой Сабатион.

Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) приводит в книге «Пней Давид» аллегорическое толкование начала пятой книги Торы, её первой фразы:

«Эти слова, которые говорил Моше всему Израилю у перехода Иордана, в пустыне, в Араве, напротив Суф, между Параном и Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заhавом».

Эту фразу редко разъясняли прямолинейно — как перечисление мест, рядом с которыми Моше произнёс свою последнюю 36-дневную речь (Раши, например, приводит, что все эти места на самом деле расположены далеко друг от друга, а некоторые из них вообще не существуют: всё перечисление — намёк на грехи евреев во время сорокалетних странствий по пустыне или на места совершения этих грехов).

Хида, продолжая эту линию непрямого понимания, пишет: «Можно сказать, что здесь намекнул им Моше на все разрушения и изгнания, которые предстоят в будущем Израилю из-за грехов его, и после которых будут спасены Спасением Вечным.»

Поэтому сказано: «Эти слова (эле hа-дварим אלה הדברים)», — от слова «дибур», т.е., «изречение», которое обычно толкуется как жёсткое, «тяжёлое» обращение (что выводится, в частности, из гл. «Микец», где сыновья говорят праотцу Яакову о встрече с Йосефом: «говорил (употр. слово “дибер”) с нами человек-хозяин земли тяжко»).

Далее указано: «У перехода Иордана», что намекает на самое первое изгнание, в которое ушли колена Гада и Рувена, пожелавшие остаться вне Святой Земли, «у перехода Иордана», как раз там, где стоял Моше с еврейским лагерем перед переправой в Святую Землю.

Слова «в пустыне» намекают на последовавшее за рассеянием Рувена и Гада изгнание Десяти Колен (жителей Северного Царства, побеждённых и переселённых ассирийским царём Санхеривом ещё до Разрушения Первого Йерусалимского Храма, как то описано в 17-ой гл. Второй Книги Царей), которые как будто пропали «в пустыне», поскольку мы ничего не знаем об их месте проживания и существовании (хотя в первой гл. талмудического трактата Мегила упомянуто, что пророк Йирмия ходил «возвращать» эти колена в Святую Землю, р. Ицхак дон Абарбанель в книге «Йешуот Мшихо» (ч. 2, тема 1, гл. 4) разъясняет, что вернул Йирмия только тех представителей Десяти Колен, которые жили в Южном Царстве среди братьев из колен Йеуды и Биньямина, и покинули Святую Землю из-за набегов вавилонян; местонахождение основной части Десяти Колен окутано таинственностью, и описывается, прежде всего, с мистической стороны, например, Маhараль, в 34-ой гл. книги «Нецах Исраэль» упоминает, что Десять Колен скрыты за «горами тьмы», а в Йерусалимском Талмуде упоминается, что они живут за рекой Сабатион, бурное течение которой останавливается только по Субботам, и поэтому представители Десяти Колен, не желая нарушать Шабат переездами, не могут переправиться и вернуться…).

Далее написано: «В Араве», что намекает на следующее изгнание колена Йеhуды и Разрушение Первого Храма (Хида не разъясняет, почему это выражение намекает на Разрушение Храма; видимо слово «ба-арава (בערבה)» тут раскладывается на «биер ба», т.е., «поджёг её», т.е., поджёг Йерушалаим, который по-евр. ж. рода, — по мотивам известного отрывка из трактата Бава Кама (лист 60), где говорится, что Творец зажёг огонь в Сионе (сжёг город и Храм), и Он же берёт на Себя обещание «заплатить за поджёг (лешалем эт hа-беира לשלם את הבערה)»). Об этом написано: «Напротив Суф» («суф» [סוף] можно прочесть как «соф», т.е., «конец»), поскольку там — конец Славы (еврейского государства и Храма, ведь Слава и Святость Второго Храма были меньше, как то описано в 1-ой гл. талмудического трактата Йома).

«Между Параном и Тофелем (бейн паран у-вейн тофель בין פארן ובין תפל)», как объяснено в книге «Кли Якар», из места Паран были посланы разведчики, которые оклеветали Святую Землю 9-го числа месяца Ава, и еврейский народ остался в пустыне на 40 лет, а место Тофель указывает на золотого тельца, сделанного 17-го числа месяца Тамуза, и между этими двумя датами сейчас отмечаются 3 недели скорби (обратим внимание, что более поздняя в календаре дата тут первая, а более ранняя — вторая: Моше напоминает евреям историю сорокалетних скитаний, всё более углубляется в воспоминания, поэтому то, что случилось позднее, вспоминается первым; в комментарии Хида, в перечислении намёков на историю Изгнаний этот отрывок оказывается на месте вавилонского Изгнания).

«И Лаваном (ве-лаван ולבן)», — намёк на строительство Второго Храма (Хида опять-таки не приводит расшифровку намёка; видимо, имеется в виду, что построение Второго Храма — великая, «чистая» Милость Творца, ведь было изначально ясно, что этот Храм из-за его меньшей святости, чем у Первого, не будет вечен; тем ни менее, Творец сделал Милость народу — даровал временное Спасение и успокоение. Слово «лаван», т.е., «белый» — цвет, традиционно связываемый в Качеством Милости Творца — Хесед).

«И Хацеротом (ва-хацерот וחצרת)», — Хацерот намекает на Третий Храм, да будет построен вскорости, в наши дни (видимо, связано с переводом слова: «хацерот» означает «дворы» — во мн. числе, Третий Храм обобщит, будет включать в себя силы и аспекты предыдущих).

«И Ди-Заhавом (ве-ди заhав ודי זהב)», — можно прочесть как «дай заhав», т.е., «достаточно золота», поскольку тогда, после построения Третьего Храма, будет народ Израиля на вершине благополучия — до того, что их уста устанут повторять слово «достаточно»!

Из «Книги для изучения Торы»


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.