Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Создатель показал Моше все «искры святости», отторгнутые на четыре стороны света, которые можно извлечь только посредством Изгнаний народа Израиля

В начале главы приводится знаменитый драматический эпизод: отказав многочисленным мольбам учителя нашего Моше о разрешении ему зайти в Святую Землю вместе с народом, Творец приказывает пророку подняться на гору и издали показывает ему ту Землю, в которой тому не суждено побывать.

Поднимись на вершину Писги и вознеси глаза свои на запад и север, и юг, и восток, и смотри глазами своими (Раши: ты просил Меня дать «увидеть землю хорошую», Я показываю её тебе всю, как сказано (Дварим, 34): «И показал ему Б-г всю Землю»; Ор hа-Хаим: Моше хотел пройти в Землю и увидеть её, а Творец совершил для него чудо, чтобы тот смог без хождения — только взглядом — окинуть всю Землю, поэтому подчёркнуто «смотри глазами своими»; также подчёркивается, что Моше будет «смотреть глазами», чтобы не подумали, что он осмотрит издали всю Землю с помощью устройства, увеличивающего далёкое: Моше увидит всю Землю собственными глазами), ибо не перейдёшь Иордана этого (Рабейну Бахаи: даже кости твои не перейдут, и об этом сказал Моше: «Ибо я умираю в земле этой, не перехожу Иордан», — то есть даже кости не переходят, ведь если бы так не было, следовало Моше приказать Элазару или Йеhошуа, чтобы они взяли его останки с собой и похоронили на Святой Земле; Яаков — удостоился этого, ибо в Святой Земле были похоронены и плоть его, и кости его, Йосеф не удостоился быть похороненным плотью, а только костями, Моше, величайший из всех, не удостился ни плотью, ни костями, и такова была Воля Вс-вышнего из-за уважения к сынам Израиля, которые умерли в пустыне, и даже кости их не были внесены в Землю, а также из-за уважения ко всем, кто умер в изгнании, вне Земли, и душа их была обращена к Б-гу в ожидании рассвета Избавления, чтобы разъяснить, что все они удостоятся Оживления Мёртвых в заслугу Моше и восстанут вместе с ним). И прикажи Йеhошуа (Раши: [дай ему указания] по поводу утруждений, тяжестей и распрей [между евреями][1]; Ор hа-Хаим: Творец приказал Моше поставить Йеhошуа царём над народом ещё при жизни Моше, на что указывает слово «приказ», как сказано в 13-ой гл. Первой Книги Шмуэля о воцарении Шаула: «И приказал ему Б-г быть властителем»), и усиль его, и укрепи его (Раши: укрепи его словами своими, чтобы не размякло сердце его и он не сказал: «Так, как наказан учитель мой из-за них (и не попал в Святую Землю), так и я в итоге буду наказан из-за них», — заверяю Я его, что он перейдёт [Иордан] и распределит [Землю]), ибо он перейдёт перед этим народом (Раши: если перейдёт перед народом, то [завоюет] и даст во владение, а если нет, то не завладеют, и такое ты находишь, когда послал [Йеhошуа людей] из народа в город Ай, а сам сидел, то «побили из них люди Ая и т.д.,» и когда пал на лицо своё [в молитве], сказал ему [Б-г]: «Встань, иди (кум лах קום לך)», то есть «встань себе (другой перевод выражения “кум лах”)» написано: «Ты, стоящий на своём месте и посылающий детей Моих на войну, зачем это ты падаешь на лицо своё? Разве не так сказал Я Моше, учителю твоему: если он переходит [перед народом] — переходят, а если нет, то не переходят?!"), ибо он распределит (“янхиль”, [ינחיל] т.е., букв.: “даст в наделы”) им Землю, которую ты увидишь».

Раби Пинхас Горовиц в книге «Паним Яфот» приводит от имени Мидраша, что из этого указания Творца «смотреть на Землю» выводится обязанность поворачиваться в сторону Святой Земли во время молитвы, произносимой в диаспоре. Раби Пинхас пишет: С помощью этого места мы объяснили отрывок из 42-го Псалма: «Жаждет душа моя (цама нафши צמאה נפשי) Вс-сильного, Б-га Живого, когда приду (Раши: чтобы подниматься на праздник, пророчествовал тут о разрушении Храма) и увижу Лицо Вс-сильного и т.д., этих вспомню я, и изольётся у меня душа моя, ибо пройду с множеством (Раши: восходивших в Йерушалаим на праздник), доведу их до Дома Вс-сильного, со звуком песни и благодарностью толпа празднует».

Молитва, произносимая вне Святой Земли, не имеет никакого пути подняться (быть принятой), кроме как через Святую Землю, и поскольку остальные страны под властью ангелов народов (сарей hа-умот שרי האומות), питающихся от концентрата влияния (тамцит hа-шэфа תמצית השפע), спускаемого на Святую Землю, молитва вне Земли Израиля поднимается только в одеянии, [полученном от] ангела, властвующего в том месте.

И об этом написано: «И пройду с множеством», — это заграждение (слово «сах» [סך], переводится тут не как «множество», а как «перекрытие», преграда, не позволяющая подняться), о котором говорили мудрецы, упоминая «заграждение железное, преграждающее [путь молитве][2],» и молитвы проходят в Святую Землю только с помощью ангела, и об этом написано: «Доведу их до Дома Вс-сильного» (чтобы молитвы «поднимались», их должны довести до Святой Земли), и поэтому «со звуком песни и благодарностью» нашей, их «толпа празднует» (то есть, по этому объяснению псалма «звук песни», то есть еврейские молитвы в диаспоре оказывают поддержку народам-идолопоклонникам, ибо попадают под власть их ангелов-хранителей, и это — повод для праздника толпы идолопоклонников), а мы получаем концентрат от них[3]

Однако следует понять то, что написано тут в главе: ведь, кажется, подъём Моше на гору произошёл не по причине молитвы (а отсюда выводится, что все молитвы должны поворачиваться в сторону Святой Земли).

И можно разъяснить это, опираясь на сказанное в Мидраше: «Говорит р. Элазар: Дал силу глазам Моше видеть от конца мира и до конца его, как сказано (Йешая, 33): “Царя в красоте его (бе-йофьё ביופיו) увидят глаза твои!,” тут два взгляда — один “взгляд покоя” (когда Б-г показал Землю Аврааму, и обещал её потомкам его, см. главу “Лех леха”), а другой — “взгляд страдания” (взгляд Моше) и т.д.»

Этот Мидраш можно понять так: Создатель показал Моше весь мир, то есть показал ему все «искры святости»[4], отторгнутые на четыре стороны света, которые можно извлечь только посредством Изгнаний народа Израиля, рассеяния евреев по четырём сторонам света, в то время как намерение Моше было — ввести еврейский народ в Землю, чтобы они оттуда уже не выходили — так, как сделал при Исходе из Египта, когда все «искры» были вынесены сразу и окончательно и было сказано, что Египет «не увидите более никогда». И этот взгляд Моше называется «взглядом страдания», потому что «искры святости» находятся в страдании пока их не извлекут и не присоединят к Источнику… И сначала сказано смотреть на запад, то есть в сторону Храмовой Горы, поскольку Моше находился на восточном берегу Иордана и в молитве, с которой начинается глава, повернулся на запад. Поэтому отсюда выводится в Мидраше, что с молитвой надо обращаться в сторону Йерушалаима…


[1] Раши цитирует стих из гл. «Дварим», где Моше говорит евреям: «Как я один снесу утруждения ваши, тяжести ваши и распри ваши?!» При передаче власти Моше должен был проинструктировать преемника, как действовать при проявлениях не лучших сторон нашего национального характера.

[2] Имеется в виду отрывок трактата Брахот (лист 32): «Сказал р. Элазар: Со дня Разрушения Храма установлена железная стена между сынами израилевыми и Отцом их Небесным».

[3] Если кто-то думает, что нет ничего негативного в передаче молитвы через ангела (ведь это — чистый, духовный посланник Вс-вышнего), приведу в качестве яркого примера то, что упоминает р. Хаим из Воложина во вступлении к книге комментариев Виленского Гаона к «Сифра де-Цниута». Раби Хаим приводит, что Виленский Гаон никогда не пользовался «услугами ангелов»: всё, что они могли сообщить ему о Торе, он считал правильным выучивать самостоятельно (а не получить без труда от «вестников»). И более того, однажды Виленский Гаон специально послал р. Хаима к его, р. Хаима, младшему брату, великому талмудисту р. Залмеле, чтобы передать следующий наказ: «К тебе скоро придёт “рассказчик” (магид — то есть ангел, намеревающийся сообщить что-то из Торы), не принимай и не слушай его. И если ты возразишь, что ведь и к р. Йосефу Каро, составителю “Свода Законов”, приходил такой рассказчик, и р. Йосеф принимал его, то я отвечу тебе, что это было двести лет назад, когда поколение было более исправным, и происходило это на Святой Земле, а тут, вне Земли Израиля, невозможно, чтобы был совершенно свят без всяческой примеси». То есть вне Святой Земли даже не связанный с народами-идолопоклонниками ангел не несёт идеальной святости.

[4] Духовное содержание, рассеянное по миру в начале Творения и имеющееся в каждой вещи в мире; к полному исправлению мира всё «искры» должны воссоединиться.

Из «Книги для изучения Торы»


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше