Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть и заслуги, и провинности. Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами, — праведник; тот, чьи грехи перевешивают, — грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики, — занимает промежуточное положение»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 1
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.

Фараону приснились два тревожных сна, а его мудрецы не могли их разъяснить так, чтобы он согласился с их толкованием. Виночерпий фараона, который прежде был в тюрьме вместе с Йосефом, разъяснившим его сон, рассказал об этом фараону и предложил спросить у Йосефа. Обратите внимание, как виночерпий рекомендовал его фараону:

БЫЛ ТАМ С НАМИ ЮНЫЙ ЕВРЕЙ, РАБ НАЧАЛЬНИКА СТРАЖИ, МЫ ЕМУ РАССКАЗАЛИ [наши сны], А ОН ИСТОЛКОВАЛ КАЖДОМУ ЕГО СОН (Берешит, 41:12)

Раши комментирует: «Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб». Виночерпий как будто восхвалял способности Йосефа — но как:

а) наар: то есть молодой, глупый, недостоин величия;

б) еврей: чужестранец, даже не знает нашего языка;

в) раб: а написано в законе египетском, что раб не может управлять страной и носить царские одеяния.

Р. Йерухам Левовиц отмечает, что виночерпий, по сути, хотел похвалить его, ведь Йосеф проявил к нему сочувствие. Но с языка грешника не может сойти ничего вполне хорошего. Даже восхваляя, вставит что-то порочащее.

Йосеф стал полновластным премьер-министром Египта. В это время в Кнаане был голод, и братья Иосифа, не зная о его судьбе, пришли в Египет купить еды.

ЙОСЕФУВИДЕЛ БРАТЬЕВ И УЗНАЛ, НО НЕ ДАЛ ИМ СЕБЯ УЗНАТЬ И ГОВОРИЛ С НИМИ СУРОВО… И УЗНАЛ ЙОСЕФ СВОИХ БРАТЬЕВ, А ОНИ ЕГО НЕ УЗНАЛИ (Берешит, 42:7,8)

К словам «узнал Йосеф своих братьев» Раши приводит мидраш Он рассказывает что братья, когда их привели к Йосефу, чтобы он решил их судьбу, не испытывали к нему симпатии. А он узнал их и сострадал им.

Р. Хаим Шмулевич добавляет: это качество Йосефа. Он не хотел открыться братьям, пока не осознают свой грех, чтобы их переживания в Египте (согласно «Кли якар») послужили искуплением зла, которое они ему сделали. Но, поступая с ними сурово, глубоко им сочувствовал. В этом раскрывается подлинное величие Йосефа. Ведь сказано: «Месть слаще вина». Легче проявить снисхождение к тому, кто сделал зло, чем поступать с ним сурово, но при этом его любить.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Съев определенное количество хлеба, мы читаем особую молитву, которая называется Биркат а-мазон и состоит из нескольких благословений. Произнося Биркат а-мазон, мы, тем самым, признаем, что наше пропитание зависит от Творца, и нам следует благодарить Его за всякую пищу. Читать дальше