Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Йосеф, Микец, Зелиг Плискин
Фараону приснились два тревожных сна, а его мудрецы не могли их разъяснить так, чтобы он согласился с их толкованием. Виночерпий фараона, который прежде был в тюрьме вместе с Йосефом, разъяснившим его сон, рассказал об этом фараону и предложил спросить у Йосефа. Обратите внимание, как виночерпий рекомендовал его фараону:
БЫЛ ТАМ С НАМИ ЮНЫЙ ЕВРЕЙ, РАБ НАЧАЛЬНИКА СТРАЖИ, МЫ ЕМУ РАССКАЗАЛИ [наши сны], А ОН ИСТОЛКОВАЛ КАЖДОМУ ЕГО СОН (Берешит, 41:12)
Раши комментирует: «Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб». Виночерпий как будто восхвалял способности Йосефа — но как:
а) наар: то есть молодой, глупый, недостоин величия;
б) еврей: чужестранец, даже не знает нашего языка;
в) раб: а написано в законе египетском, что раб не может управлять страной и носить царские одеяния.
Р. Йерухам Левовиц отмечает, что виночерпий, по сути, хотел похвалить его, ведь Йосеф проявил к нему сочувствие. Но с языка грешника не может сойти ничего вполне хорошего. Даже восхваляя, вставит что-то порочащее.
Йосеф стал полновластным премьер-министром Египта. В это время в Кнаане был голод, и братья Иосифа, не зная о его судьбе, пришли в Египет купить еды.
ЙОСЕФУВИДЕЛ БРАТЬЕВ И УЗНАЛ, НО НЕ ДАЛ ИМ СЕБЯ УЗНАТЬ И ГОВОРИЛ С НИМИ СУРОВО… И УЗНАЛ ЙОСЕФ СВОИХ БРАТЬЕВ, А ОНИ ЕГО НЕ УЗНАЛИ (Берешит, 42:7,8)
К словам «узнал Йосеф своих братьев» Раши приводит мидраш Он рассказывает что братья, когда их привели к Йосефу, чтобы он решил их судьбу, не испытывали к нему симпатии. А он узнал их и сострадал им.
Р. Хаим Шмулевич добавляет: это качество Йосефа. Он не хотел открыться братьям, пока не осознают свой грех, чтобы их переживания в Египте (согласно «Кли якар») послужили искуплением зла, которое они ему сделали. Но, поступая с ними сурово, глубоко им сочувствовал. В этом раскрывается подлинное величие Йосефа. Ведь сказано: «Месть слаще вина». Легче проявить снисхождение к тому, кто сделал зло, чем поступать с ним сурово, но при этом его любить.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»