Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Написано в наших книгах, что Рош ашана, Йом Кипур и Суккот соответствуют Аврааму, Ицхаку и Якову. Голос шофара[1] напоминает о баране, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака в Рош ашана. Йом Кипур сопоставлен с беспорочной жертвой, которой был Ицхак. В этот день все приносят себя в жертву Творцу, отказываясь от пяти вещей[2]. Суккот соответствует Якову, как написано «и пошел Яков в Суккот» (Берешит, 33:17).

В Рош Ашана наша задача — воцарение Творца. Понятно, если человек не верит в свою силу и способность, он не сделает Его царем! Факт, что человек может это сделать, открыл Авраам. Он узнал Творца, понял, что мы созданы по Его образу, и поэтому связаны. Основа работы еврея в элуле — раскрытие ани ледоди внутри себя.

Так и сегодня. Я родился евреем и принял Тору, у меня были хорошие родители, которые послали меня учиться в святые ешивы, я даже удостоился рава и хавруты, друга и товарища по занятиям, которые по сердцу мне. Но все это приходит к нам не благодаря нашему труду, а ради доди ли в нас. Это дар Всевышнего, которого мы должны благословлять и благодарить, как в утренних брахот («за то, что не сделал нас другими народами») и «избрал нас из всех народов», и радоваться тому, что «доди ли веани ло».

Мы должны задуматься об ани ледоди, открытии Авраама, и делать даже то, что не обязаны. Не слепо подчиняясь, а из добрых побуждений, как бы делая хесед Творцу, выполняя больше требований закона.

Мы должны испытывать потрясающую благодарность к Творцу: ведь мы Тебе стольким обязаны. Прежде всего, тем, что мы евреи. В мире шесть миллиардов людей и только тринадцать миллионов евреев. И, к несчастью, только десять процентов из них соблюдают шабат, а из них только десять процентов действительно понимают, что такое шабат, наслаждаются субботой, занимаются Торой и радуются этим занятиям. Мы удостоились быть среди этого крошечного числа! Чем мы воздадим Ашему за все добро, которое Он нам сделал? Размышляя об этом, люди часто приходят к тому, что действительно они в неоплатном долгу, им нечего дать Творцу, поэтому не стоит его возвращать, да и нам нет никакой цены.

Наша работа в элуле — раскрыть в себе драгоценный элемент нашего праотца Авраама. Вдуматься и хорошо понять: в моем «я» скрыта возможность давать Творцу, потому после Песаха, когда реализовалось доди ли, на нас в элуле возложена обязанность: «скажите перед царствами, чтобы поставили над собой царем». В Песах это общее дело всего народа, а в Рош ашана — индивидуальная работа. Каждый из нас должен лично соединиться с Творцом.


[1] Трубные звуки бараньего рога, заповеданные в Рош ашана.

[2] Еды, питья, супружеской близости, умащения и кожаной обуви.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Первая буква Торы

Толдот Йешурун

Организация «Толдот Йешурун» начала писать свиток Торы в память рава Ицхака Зильбера зацал

История последнего тысячелетия, как предсказывает Тора

Рав Хаим Суницкий

В трех главах предсказывается будущее нашего народа, в том числе наши наказания, если мы будем отходить от Торы

Избранные комментарии на недельную главу — Ноах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее