Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Месяц Элуль, Благодарность, Связь с Творцом, Рав Эзриэль Таубер
Написано в наших книгах, что Рош ашана, Йом Кипур и Суккот соответствуют Аврааму, Ицхаку и Якову. Голос шофара[1] напоминает о баране, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака в Рош ашана. Йом Кипур сопоставлен с беспорочной жертвой, которой был Ицхак. В этот день все приносят себя в жертву Творцу, отказываясь от пяти вещей[2]. Суккот соответствует Якову, как написано «и пошел Яков в Суккот» (Берешит, 33:17).
В Рош Ашана наша задача — воцарение Творца. Понятно, если человек не верит в свою силу и способность, он не сделает Его царем! Факт, что человек может это сделать, открыл Авраам. Он узнал Творца, понял, что мы созданы по Его образу, и поэтому связаны. Основа работы еврея в элуле — раскрытие ани ледоди внутри себя.
Так и сегодня. Я родился евреем и принял Тору, у меня были хорошие родители, которые послали меня учиться в святые ешивы, я даже удостоился рава и хавруты, друга и товарища по занятиям, которые по сердцу мне. Но все это приходит к нам не благодаря нашему труду, а ради доди ли в нас. Это дар Всевышнего, которого мы должны благословлять и благодарить, как в утренних брахот («за то, что не сделал нас другими народами») и «избрал нас из всех народов», и радоваться тому, что «доди ли веани ло».
Мы должны задуматься об ани ледоди, открытии Авраама, и делать даже то, что не обязаны. Не слепо подчиняясь, а из добрых побуждений, как бы делая хесед Творцу, выполняя больше требований закона.
Мы должны испытывать потрясающую благодарность к Творцу: ведь мы Тебе стольким обязаны. Прежде всего, тем, что мы евреи. В мире шесть миллиардов людей и только тринадцать миллионов евреев. И, к несчастью, только десять процентов из них соблюдают шабат, а из них только десять процентов действительно понимают, что такое шабат, наслаждаются субботой, занимаются Торой и радуются этим занятиям. Мы удостоились быть среди этого крошечного числа! Чем мы воздадим Ашему за все добро, которое Он нам сделал? Размышляя об этом, люди часто приходят к тому, что действительно они в неоплатном долгу, им нечего дать Творцу, поэтому не стоит его возвращать, да и нам нет никакой цены.
Наша работа в элуле — раскрыть в себе драгоценный элемент нашего праотца Авраама. Вдуматься и хорошо понять: в моем «я» скрыта возможность давать Творцу, потому после Песаха, когда реализовалось доди ли, на нас в элуле возложена обязанность: «скажите перед царствами, чтобы поставили над собой царем». В Песах это общее дело всего народа, а в Рош ашана — индивидуальная работа. Каждый из нас должен лично соединиться с Творцом.
[1] Трубные звуки бараньего рога, заповеданные в Рош ашана.
[2] Еды, питья, супружеской близости, умащения и кожаной обуви.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»